Татьяна Ковшова
Конспект занятия по развитию речи «Путешествие по сказке «Красная шапочка» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Путешествие по сказке «Красная шапочка».
Цель: закрепить умение составлять рассказ с опорой на схему.
Задачи:
Обучающие: Закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; Совершенствовать диалогическую и монологическую стороны речи; Формировать связную, грамматически правильную, описательную и аргументированную речь; Расширить словарный запас.
Развивающие : Развивать умение воспроизводить содержание пословиц
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Путешествие по сказке „Красная шапочка“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- «Красная шапочка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
Развивать творческое воображение, связную речь, умение строить полные, распространённые предложения, используя выразительные языковые средства для соединения их частей.
Воспитательные: Воспитывать интерес к самостоятельной художественно-речевой деятельности, любовь к сказкам.
Воспитывать интерес к придумыванию сказок. Формировать навык сотрудничества, доброжелательности.
Методы и приё мы:
Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.
Приё мы: художественное слово, дидактические игры, словесные игры, ИКТ, сюрпризный момент, вопросы, беседа, поощрение, творческое задание.
Наглядные средства обучения: презентация.
Оборудование: корзинка, картинки, мнемосхема.
Ход
1. Приветствие:
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарим, друг другу улыбку
и с хорошим настроением начнем занятие.
2. Сюрпризный момент:
- Ребята, а вы любите сказки?
Тогда отгадайте загадку и скажите, кто к нам в гости спешит:
В шапочке я красной,
Пирожки в корзинке.
Вот шагаю к бабушке.
По лесной тропинке.
Если встречу Волка,
Я не зареву,
Я тогда охотников
Громко позову.
(Красная Шапочка.) (на экране появляется картинка - Красная Шапочка)
Красная Шапочка :
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада встрече с вами. Слышала, что вы много знаете и умеете.
3. Дидактическая игра «Отвечай, не зевай»
4. Красная Шапочка : Ребята, мне надо сходить в гости к бабушке.
-А вы пойдете со мной? Тогда я предлагаю поиграть в игру
Игра называется «Продолжай».
Я буду называть вам слово, а вы должны подумать и назвать подходящие по смыслу слова – определения, по очереди передавая друг другу корзину для сбора слов. Готовы? Тогда начинаем игру.
Красная Шапочка : Дети:
Лес. большой, тёмный, красивый, сосновый, зелёный…
Облако. белое, лёгкое, воздушное, пушистое, маленькое…
Цветок. яркий, красивый, душистый, большой, красный…
Яблоко. круглое, ароматное, сладкое, сочное, румяное…
Волк. злой, серый, страшный, быстрый.
Красная Шапочка :
- Вы молодцы, много интересных слов в корзину собрали. С вами интересно.
Проблемная ситуация.
Ребята, а кого мы можем встретить в лесу?
Ой, а вот и волк (слайд).
Что же нам делать? (дети составляют предложения)
(Можно от волка убежать, если он нас не увидел. Он сказочный, можно с ним поиграть).
Волк: Ребята, я знаю много пословиц и поговорок. Хочется мне узнать, а вам они знакомы? Предлагаю поиграть со мной.
Игра называется «Восстанови пословицу».
Я буду говорить начало пословиц, а вы продолжение. Согласны? Тогда начинаем.
Без труда… не вытянешь и рыбку из пруда.
Сделал дело… гуляй смело.
Нет друга - ищи… а нашёл - береги.
Семь раз отмерь… один отрежь.
Любишь кататься… люби и саночки возить.
В гостях хорошо… а дома лучше.
Поспешишь -… людей насмешишь.
Волк:
- Вижу, много вы пословиц знаете. Ладно, не съем я вас. Вы умные и добрые.
Ребята, я предлагаю вам поиграть.
Гимнастика для глаз:
В нашем садике, как в сказке (моргают глазками)
Все ребята лечат глазки.
На носу очки сидят вовсе не простые, (посмотреть на носик)
А волшебные очки, очень озорные!
Через них, смотря вокруг, (круговые движения)
Узнаешь, что это жук!
А вот сороконожка, гуляет по дорожке!
Там бабочка порхает, (посмотреть налево)
Цветочек расцветает, (посмотреть направо)
Плывут по небу облака, (посмотреть наверх)
Листва колышется слегка! (посмотреть вниз)
Работа по сказке.
-Красная Шапочка : я очень люблю сочинять сказки. Послушайте мою сказку.
Жил был дом. Он был маленький. У него была семья: мальчик, девочка и их мама и папа. Домик их очень любил. Мама говорила: домик сказочный и живой, он все слышит. А дети думали: а откуда она все знает?
Домик очень любил лето. Потому что вся семья приезжала и была с ним. Было весело и шумно. С самого утра вся семья придумывала игры, и домик тоже играл со всеми. То он был кораблем, то космическим кораблем, то гоночной машиной, а то и сказочным замком. А вечером мама рассказывала детям сказки. Домик тоже слушал.
Еще домику нравилась весна, потому что прилетали птицы и расцветали цветы.
Осенью домик грустил, потому, что все уезжали и домик оставался один.
Зимой он засыпал и видел во сне тех, кого очень любил. А еще он мечтал…
Беседа: - О ком эта сказка?
-А какой был домик?
-А может ли он думать, скучать, чувствовать, ждать?
-А дом это что и из чего? (постройка из кирпичей, бревен).
-А почему в сказке говорится, что он живой?
Так что сочинила Красная Шапочка? (сказку)
Правильно, в сказке все предметы превращаются в живые. Они могут слышать, разговаривать, слушать, переживать. В сказке все волшебное.
Физкультминутка «Сказка даст нам отдохнуть»
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем — и снова в путь!
Вот послушайте совет:
Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево - вправо десять раз.
Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет :
— Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять.
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули?
Снова в путь! (Дети повторяют описываемые движения.)
А сейчас, я предлагаю вам создать и рассказать сказку Красной Шапочки (по мнемосхеме).
(схема и картинки лежат на столе, прикрытые листами).
-Давайте вспомним, про кого сказка? (про домик)
- Какой по размеру домик? (маленький).
- Найдите картинку и приклейте к схеме (выбирают из двух картинок).
-Куда ее поставим? (1)
-Кто в нем жил ( дети: девочка и мальчик, мама и папа)
-Как называют одним словом, кто это был? (семья, 2)
-Какое время года нравилось домику? (Лето, 3)
-А почему? (приезжала семья, превращения).
-Во что превращался домик? (кораблик, ракета, машина, замок, 4).
- А что делала мама вечером(5, читала сказки)
- Какое время года еще любил домик(6, весна)
- А почему вы думаете, что это весна?
-Что делал домик осенью? (7, грустил)
- А что он делал зимой? (8, засыпал и мечтал)
Красная шапочка : Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, и я приглашаю вас поиграть и отдохнуть.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")
Рассказывание сказки.
Ребята, посмотрите, у нас получилась схема сказки. Давайте ее расскажем. Но будьте внимательны, не пропустите. (Если дети затрудняются, воспитатель дает наводящие вопросы).
- И так, как называется сказка? (Домик).
Творческое задание: Красная Шапочка предлагает вам придумать продолжение сказки.
- О чем мечтал домик? (как зимой вся семья приехала в домик. Все встречали новый год).
Красная шапочка : Ой, какая замечательная, необыкновенная сказка у вас получилась, вы – настоящие сказочники. А вот и домик бабушки. Спасибо, ребята, что проводили меня и помогли придумать продолжение сказки. Вот вам от меня сюрприз (корзинка с угощением).
Нам с вами пора возвращаться обратно в детский сад (встают возле воспитателя в круг и говорят) - «Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись».
Итог: Рефлексия. -Чем мы сегодня занимались? К сожалению, наше путешествие закончилось.
-Понравилось ли вам наше путешествие? -Что вам больше понравилось? -Да, во время нашего путешествия мы очень хорошо поиграли, мы думали, рассуждали, помогали Красной Шапочке и все у нас получилось.
А знаете почему? -Потому что мы все делали дружно!