Роза Бекенова
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Мир народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Мир народных промыслов»
для детей подготовительной группы.
Цель: познакомить с народными промыслами (гжель, хохлома, развивать умения у детей составлять рассказ-описание с опорой на схему.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе „Мир народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Коррекционные
1. Способствовать формированию грамматического строя речи.
2. Совершенствовать умения отвечать на вопросы кратко и полно.
Образовательные
1. Пробудить интерес к народному промыслу. Обобщить знания и умения: умение различать стили наиболее известных видов декоративной живописи: хохломской, гжельской (понимание детьми характерных особенностей изделий различных народных промыслов)
2. Освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции;
3. Расширять словарь по теме «Народные промыслы».
Развивающие
1. Способствовать развитию связной речи дошкольников, развитию зрительного внимания и восприятия, мышления, творческого воображения, тактильных ощущений.
2. Способствовать развитию познавательных процессов путём их постоянной активизации в процессе занятия.
3. Развивать интерес детей к разнообразию русских народных промыслов.
4. Способствовать развитию диалогической речи – самостоятельных полных ответов на поисковые вопросы.
Воспитательные
1. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров; национальную гордость за мастеров русского народа.
2. Воспитывать умение слушать друг друга до конца, не перебивая.
Доминирующая образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Предварительная работа: тематические беседы: «Матрешки», «Гжель»,
«Золотая хохлома», рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала.
Оборудование: гжельские сувениры, хохломская посуда, фонограмма песни «Матрешки», наглядные пособия о этапах изготовления гжели, опорные схемы-картинки для составления рассказа, листы ф. А5 с изображением матрешки, карандаши подставки для карандашей, указка.
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: - Сегодня нас ждет много интересного, мы будем знакомиться с народными промыслами, поиграем и попробуем составлять описательные рассказы о народных промыслах. Я хочу, чтобы у вас все получилось!
Воспитатель: сегодня, к нам пришла гостья, давайте посмотрим и угадаем кто это?
(Видео русская народная «Матрешка»)
Матрешка: здравствуйте ребята.
Я народная игрушка,
Яркий сарафан в цветочек.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Воспитатель: не случайно матрёшка пришла сегодня к нам в гости, она нам подарки принесла. (Показать на фигурки и сувениры народных промыслов : хохлома, гжель). Наряду с другими промыслами матрешка стала символом России.
- Посмотрите! Эти вещи в гости к нам пришли,
-Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
-Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра,
-Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди – мастера!
Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими народными промыслами и попробуем составлять о них описательные рассказы.
Рассказ о гжели.
(Фото гжели)
Воспитатель: первое из того, что принесла нам сегодня матрешка и о чем я хочу вам рассказать это – сказочная гжель так называют удивительно красивую керамику из белоснежной глины.
Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Свое название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область. Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из глины, а также гжельские мотивы применяются для оформления одежды и украшения.
• Из чего делают гжель?
• Почему Гжель называют сине-белой?
• Какой основной узор используют гжельские мастера?
Воспитатель: А теперь мы поговорим о хохломе.
(Фото хохломы)
Рассказывают, жил в давние времена в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он себе дом на берегу реки и начал делать да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде и до Москвы дошла, и дальше по всему миру пошла. И тогда передал мастер секрет «золотой» посуды жителям села Хохлома. Хохлому делают из липы
• Почему хохлому называют золотой?
• Из чего сделаны эти изделия?
• Какие узоры присутствуют в этой росписи?
Воспитатель: Мастера любят расписывать посуду и мы давайте с вами поиграем в игру – я буду называть вам посуду, а вы мне будете называть ее ласково.
Игра «Назови ласково» :
тарелка – тарелочка; ваза – вазочка; ложка – ложечка; чайник – чайничек; миска – мисочка; кувшин – кувшинчик; стакан – стаканчик; шкатулка – шкатулочка; игрушка – игрушечка; сувенир – сувенирчик; чашка – чашечка.
Ребята давайте сделаем Артикуляционную гимнастику:
Фото «Чашечка»
Мы чаек горячий будем пить на даче.
Чашечку мы держим крепче, крепче, крепче
Фото «Вкусное варенье»
А с чаем мы сегодня ели вкусное варенье,
А теперь по кругу мы оближем губы
Физминутка:
Наши синие цветы распустили лепестки
Ветерок чуть дышит лепестки колышет
Наши синие цветы закрывают лепестки
Тихо засыпают, головой качают
Завтра утром все цветы вновь распустят лепестки
Воспитатель: Мы с вами познакомились с Гжелью и Хохломой. А сейчас я вам предлагаю рассказать про роспись, которая наиболее понравилась, опираясь на опорные картинки. Но сначала послушайте, как сделаю это я.
План:
1. Я хочу рассказать про гжель.
2. Ее делают из глины.
3. Для гжельской росписи используют всего 2-а цвета: белый и синий.
4. Основные узоры – растительные (гжельская роза, цветы, но могут быть и деревья, птицы и рыбы).
Теперь давайте вы попробуете по цепочке рассказать про хохлому
План:
1. Я хочу рассказать про хохлому.
2. Ее делают из дерева.
3. Для хохломской росписи используют 4 цвета: золотой, красный, черный, зеленый, иногда коричневый.
4. Основные узоры растительные – травка, листочки, кустику, ягодки, цветы, завитки
Воспитатель: Чем отличается Гжель от Хохломы (спросить всех)
А кто хочет составить полный рассказ про Гжель или Хохлому, а остальные внимательно слушают и если надо потом дополнят рассказ. Стараемся говорить полными предложениями. (один про гжель, другой про хохлому).
Воспитатель: Мы много смотрели с вами и наши глаза устали, давайте сделаем гимнастику, чтобы они отдохнули. (проводится гимнастика для глаз)
Воспитатель: матрешка нам приготовила еще один подарок, нарисовала вам своих сестричек. Этих матрешек вы можете раскрасить дома используя элементы Гжели, кто-то Хохломы.
Воспитатель:
• Понравилось вам наше занятие?
• Чем мы сегодня занимались?
• Что вам понравилось больше всего?
Ребята если вам понравилось, то давайте громко скажем: «Молодцы!»
Наше занятие закончено. Большое спасибо, вы все молодцы!