Людмила Писчик
Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста «Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Речевое развитие :
Закрепить представление детей о признаках осени, закрепить названия листьев, деревьев; активизировать словарь по теме: «Осень»; совершенствовать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы; развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Познавательное развитие :
Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях. Развивать познавательный интерес детей, их внимание, память, мышление.
Физическое развитие :
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для старшего дошкольного возраста „Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Занятия по развитию речи
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Совершенствовать двигательные умения и навыки детей; выполнять движения в соответствии с текстом.
Предварительная работа: Наблюдение за листопадом, сбор листьев и составление осенних букетов. Чтение стихов и рассказов об осени.
Оборудование и материалы:
Музыкальное сопровождение «4 шага»; волшебный грибок, колокольчик, листик.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент:
Дети собираются вокруг воспитателя (стоят в кругу, взявшись за руки). Приветствие:
Здравствуйте, здравствуйте,
Я очень рада вам.
Меня зовут Людмила Владимировна.
Предлагаю вам познакомиться под музыку «4 шага» (выполняем движения в соответствии с текстом).
- Я принесла вам сегодня волшебный гриб и мы с ним поиграем. Волшебный гриб будет в руки к вам попадать и вопросы задавать.
- какое сейчас время года? – сейчас осень.
- листья осенью что делают? – листья осенью желтеют и опадают.
-дождь осенью что делает? – дождь осенью моросит, идет.
- урожай осенью что делают? – урожай осенью убирают.
- птицы осенью что делают? – птицы осенью улетают в теплые края.
- деревья осенью что делают? – деревья осенью роняют листья.
- звери осенью что делают? – звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.
- ветер осенью что делает? – дует, обрывает листья.
Звенит колокольчик.
- Ребята, колокольчик нам предлагает послушать рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто-то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы снимались с мест, и стаями летели к теплым синим морям».
(отрывок из рассказа О. Иваненко «Спокойной ночи».)
- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)
- А как вы догадались? (трава потемнела, птицы стали улетать)
- А кто еще знает признаки наступления осени? (ответы детей)
- А почему шуршат опавшие листья? (потому что сухие)
- Если листья шуршат, как вы думаете – дождливая погода или нет? (сухая погода)
-Вы верно все ответили. Молодцы, ребята. За это колокольчик вам дарит вот такой красивый волшебный осенний листок. До кого он дотронется, тот превратится в осенний листочек.
Физминутка.
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружит листики тихо.
Листья танцуют свой хоровод
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился.
Хоровод на землю приземлился.
Листочек предлагает нам поиграть.
Игра «Доскажи словечко»
Ход игры: взрослый читает, а ребенок добавляет слова.
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста) .
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку) .
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла) .
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку) .
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку) .
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок) .
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград) .
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши) .
Для начинки в пироги набираем … (яблоки) .
«Скажи наоборот»
Подобрать к определенному слову противоположное значение.
Погода холодная – погода (теплая) .
Осень ранняя – осень (поздняя)
Птицы прилетают – птицы (улетают)
Одежда летняя – одежда (зимняя)
Земля сухая – земля (мокрая)
Солнце высоко – солнце (низко)
Дождь начался – дождь (закончился)
Листья на деревьях – листья (на земле)
«Украсим словами»
Какая осень? (яркая, разноцветная, щедрая и т. д.)
Погода осенью какая? (дождливая, пасмурная, туманная, хмурая, прохладная, сырая)
Лес осенью какой? (золотой, расписной, разноцветный, красивый).
Рефлексия.
Молодцы, ребята, хорошо потрудились. Какие помощники у вас сегодня были? О чем они нам рассказали? А раз вам так хорошо помогали, то Осень подарила вам листочки. Спасибо вам, ребята. До свидания!