Виктория Кондратоваа
Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы «Народное творчество»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по развитию речи в подготовительной группе «Народное творчество»
Цель:
-Формировать целостное восприятие об устном народном творчестве, как о разделе художественной литературы.
Задачи:
- Образовательные: продолжить знакомство детей с многообразием устного творчества, закрепить знания о жанрах устного народного творчества; учить узнавать сказки по заданию;
Публикация «Конспект занятия по развитию речи для подготовительной группы „Народное творчество“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
-Развивающие: Развивать фантазию, воображение, ум, смекалку; развитие речи, обогатить словарный запас детей жанрами народного фольклора.
Воспитательные: воспитывать нравственные качества, любовь к устному народному творчеству, умение работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи, поддерживать на занятии эмоциональное, игривое настроение.
Оборудование: презентация, колонка, песня колыбельная, карточки с буквами СКАЗКА, пазлы (Заюшкина избушка, Царевна лягушка, По щучьему велению,
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 мин)
-Здравствуйте ребята, к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними. Повторяйте за мной.
- Посмотри на наш ты круг.
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся
II. Водная часть (2 мин)
-Ребята, скажите пожалуйста в какой стране мы живём? (в России)
- Россия огромная страна. А мы с вами где живём? (в городе Лобня)
-Как называется столица нашей Родины? (г. Москва)
-Наша страна многонациональная, здесь проживает много различных народов. И у каждого народа есть свои сказки, песни, считалки, потекши и так далее.
- Скажите, пожалуйста, а как называется всё то, что я сейчас перечислила? (фольклор)
III.Целеполагание
-Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить? (Мы сегодня будем говорить об устном народном творчестве)
IV. Основная часть (2 мин)
- Кто мне скажет, что такое устное народное творчество? (это словесное творчество народа, которое передавалось из уст в уста, из поколения в поколение)
- А что могли люди передавать из уст в уста? (сказки, песни, скороговорки)
- Как и на чём путешествовали сказочные герои? (ковер-самолет, волк, клубок, печка, ступа, помело).
-Мы сегодня тоже будем путешествовать, а на чем вы должны отгадать загадку
Из облаков он вылетает
И над деревьями летает!
Летит по небу без забот,
Не вертолет, не самолет:
Не управляет им пилот,
А он всегда летит вперед! (ковер-самолет)
-Если вы готовы – отправляемся в путешествие по стране «Устное народное творчество», тогда вперед. Повторяйте за мной. (дети идут на стульчики)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мимн)
Мы садимся на ковёр, (Дети приседают.)
Отправляемся в полёт! (Руки около головы, смотрят в стороны)
Мы летим над облаками. (Руки в стороны.)
Машем папе, машем маме. (По очереди обеими руками.)
Видим, как течет река, (Показывают руками волны.)
Видим лодке рыбака. («Забрасывают» удочку.)
Осторожнее: гора! (Наклоняются влево, вправо.)
Приземляться нам пора! (Приседают.)
-Присаживайте за столы. Сначала девочки, потом мальчики.
1. Станция пословицы. (2 мин)
-Вот и приземлились на станцию пословицы.
-Кто мне скажет, что такое пословица? (Пословица – это краткое мудрое изречение о книге, труде, человеке, дружбе, об орудии труда, о природе)
- Правильно, каждая пословица содержит смысл: учит, наставляет, заставляет задуматься, одобряет.
- О чем бывают пословицы? (о природе, о дружбе, о человеке)
- Какие пословицы о труде вы знаете? (Делу время, потехе – час. Терпение и труд все перетрут. Семь раз примерь, один раз – отрежь. Умелые руки не знают скуки. Труд человека кормит, а лень портит. Землю красит солнце, человека – труд)
- Какие о дружбе? (Нет друга – ищи, а нашел – береги. Все за одного, один за всех. Старый друг лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)
- Молодцы, много пословиц знаете.
2. Станция Считалки. (2 мин)
- Что такое считалки? (стихотворения рифмованные, которые служат для выбора ведущего)
- Зачем нужны считалочки? (чтобы выбрать ведущего для игры)
- Какие считалочки вы знаете, кто хочет выйти рассказать? (выходит ребёнок к доске)
(Тише, мыши, кот на крыше,
а котята ещё выше.
Кот пошёл за молоком,
а котята кувырком.
Кот пришёл без молока,
а котята ха-ха-ха.)
- Молодцы!
-Приглашаю вас продолжить наше путешествие, но давайте отдохнем.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)
Сорока-белобока
Кашу варила,
Детей кормила,
Этому дала,
Этому дала,
— А ты где был?
Дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Позже всех приходил.
3. Станция Песни. (4 мин)
- Есть такая фраза, когда говорят: «Душа поёт» как вы понимаете значение этой фразы? (это случается, когда человеку слов мало, рождается задушевная песня)
- Правильно, в древние, древние времена, когда люди не умели писать, они передавали друг другу знания о жизни, напевая песни, совершая обряды.
-А какие народные музыкальные инструменты вы знаете? (балалайка, гармонь, ложки, свистульки, трещотки).
- Я Вам предлагаю сейчас послушать песню до конца, а затем вы мне ответите к какому виду песен она относиться и о чем там говориться. Прослушивание колыбельной песни. МУЖИЧОК ЖИЛ НА КРАЮ.
- Скажите, это какая песня? (колыбельная)
- О чем говориться в этой песне? (о мужичке у которого было семеро детей, и они ели масленую кашку)
4. Станция загадки. (2 мин)
- Послушайте, что я вам расскажу.
1. Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка)
- Что я вам сейчас прочитала? (загадку)
- Какая первая буква в отгадке? (Эс)
2. А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведем.
В нем богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но пришла беда нежданно
Этот дом сгорел дотла! (Кошкин дом)
3. Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
Он известен, знаменит,
Это доктор …(Айболит)
4. В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде eму помог
Один смелый петушок. (Зайкина избушка)
5. Верно я ему служу.
Я усатый и хвостатый,
Сапоги ношу на лапах! (Кот в сапогах)
6. Чудище ужасное во дворце живёт,
Девицу прекрасную монстр в гости ждёт.
Для неё, красавицы, есть в саду цветок,
Полюбить чудовище он бы ей помог.
А когда полюбится – сгинет образ тот…
Сказку кто волшебную быстро назовёт? (Аленький цветочек)
- Ребята, что за слово у нас получилось? (СКАЗКА) (вывешивание букв, отгадок)
5. Станция Сказки. (2 мин)
- Мы с вами поиграем, сейчас я буду вам диктовать слова, вы должны их послушать и назвать название сказки.
• Дед, баба, курочка, яичко, мышка «Курочка-ряба».
• Солдат, старуха, топор. «Каша из топора».
• Брат, сестра, река, печь, яблоня. «Гуси-лебеди».
• Муха, денежка, базар, самовар, гости, паук «Муха-цокотуха»
• Кувшин, званый пир, тарелка. «Лиса и журавль».
• Мачеха, бал, башмачок, сестры, принц «Золушка».
• Очень маленькая девочка, майский жук, ласточка, мышь «Дюймовочка»
• Царь, три сына, стрела, болото «Царевна-лягушка»
• Девочка, медведи, домик «Три медведя».
•
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 мин)
Будем пальчики считать
Будем сказки называть:
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок,
Есть Снегурочка-краса,
Три медведя, Волк – Лиса.
Не забудем Сивку - Бурку
Нашу вещую каурку,
Про жар- птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем,
Знаем волка и козлят
Этим сказкам каждый рад.
Д/И «Подели на слоги» (3 мин)
- Давайте поиграем еще в одно игру. Сейчас я буду вам называть героев сказок, а вы должны будете сказать сколько в этом слове слогов и поставить ударение.
1. Мышка
2. Лягушка
3. Зайчик
4. Волк
5. Лисичка
6. Медведь.
- Из какой сказки эти герои? (Теремок)
1. Дедка
2. Бабка.
3. Внучка.
4. Жучка.
5. Кошка.
6. Репка
-А эти герои из какой сказки? (Репка)
- Какого героя не хватает? (мышки)
Д/И Сбор пазла (3 мин)
- Случилась беда, все сказочные картинки рассыпались, наверно здесь не обошлось без проделок сказочных злодеев. Ведь и такие персонажи есть в сказках. Пазлы вы должны собрать. И сказку назвать! (Заюшкина избушка, По щучьему велению, Царевна-лягушка).
V. Итог (3 мин)
- Скажите, о чем мы с вами сегодня говорили? (о фольклоре)
- Что относиться к фольклору? (скороговорки, загадки, сказки, песни)
- Что вы нового узнали?
- Какие пословицы вы запомнили?
Рефлексия
- Поднимите руку, кому сегодня было интересно
- Поднимите руку, кому сегодня было сложно
Молодцы, попрощайтесь с гостями.