Наталья Чуфарина
Конспект занятия по природному миру «Беседа «Унылая пора! Очей очарованье!» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи: закрепить представление детей о золотом периоде осени, расширить знания о характерных признаках осени; совершенствовать умение устанавливать связи между изменениями в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных; отгадывать загадки на осеннюю тематику, расширять знания о том, как звери готовятся к зиме, активизировать словарный запас (заморозок, ледостав); отличать перелётных птиц и называть их; развивать память, слуховое и зрительное внимание; логическое мышление; воспитывать инициативность, любовь к природе.
Публикация «Конспект занятия по природному миру „Беседа „Унылая пора! Очей очарованье!“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
Материалы и оборудование: интерактивная панель, магнитола, осенние листочки, конверт, письмо от Осени, картинки «Признаки времён года», загадки по теме «Осень», презентация «Как животные готовятся к зиме», мяч, 2 корзинки, набор фруктов и овощей, плоскостные птицы, презентация «кроссворд «Какого цвета Осень», сундучок с раскрасками.
Предварительная работа: Дидактические игры «Вершки - корешки», «Определи на ощупь», «Созрело – не созрело», «Собери урожай», «Четвёртый лишний», рассматривание альбомов «Осень», «Перелётные птицы России», рассматривание пейзажной картины И. Левитана «Золотая осень», рассматривание моделей «Признаки осени», чтение стихов А. С. Пушкина об осени.
Словарная работа: Ввести в словарь детей слова «заморозок», «ледостав».
Индивидуальная работа: закрепление знаний о характерных признаках осени, с Лёвой, Арсением, Матвеем, Витей.
Ход деятельности.
Дети стоят на ковре.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте поздороваемся (Дети здороваются с гостями). Ребята, когда я утром пришла в детсад, то возле дверей лежало письмо и этот сундучок (показывает письмо и сундучок). Давайте вместе прочитаем его и узнаем, кто его нам написал. Воспитатель читает письмо: «Здравствуйте, мои друзья. Прилетела с ветром я, дождиком дорожки поливаю, и листики с деревьев срываю». Как вы думаете кто это?
Дети: Это осень.
Воспитатель: Правильно. Здесь осень ещё написала нам (воспитатель читает): «Когда я с ветром летела, растеряла 7 листочков. Помогите мне, пожалуйста, их собрать. Нужно выполнить все задания, только тогда все листочки вернутся ко мне. Высылаю вам листочки – подсказки и сундучок с сюрпризом, но открывать его можно только тогда, когда листочки вернутся ко мне. Надеюсь, что вы мне поможете». Ребята, поможем осени?
Дети: Да, поможем.
Воспитатель: Сундучок Осени поставим на стол, пока не выполним все за-дания. Вот листочки – подсказки. Найдём первый листочек (дети находят листок под цифрой 1). Чтобы первый листочек вернулся к осени нужно рассказать стихотворение об осени. Максим Е. знает стихотворение «Унылая пора! Очей очарованье.» и нам его хочет рассказать.
Максим: Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель: Молодец, Максим. Ребята, кто написал это прекрасное стихотворение?
Дети: Это стихотворение написал Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель: О каком времени года идёт речь в стихотворении?
Дети: В стихотворении говорится об осени.
Воспитатель: Верно. Как красиво описал осень Александр Сергеевич в своём стихотворении.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Сейчас время года - осень.
Воспитатель: Как вы догадались? (Воспитатель выслушивает и уточняет ответы детей). Назовите осенние месяцы.
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Молодцы. Первый листочек вернулся к осени. Найдём листочек под цифрой 2 (дети находят лист под цифрой 2). Чтобы второй листочек вернулся к осени, нужно найти все признаки осени. Проходите на свои места (дети садятся за столы). Перед вами лежат картинки с признаками всех времён года. Нужно найти правильно характерные признаки осени, и второй листочек окажется у Осени. Выполняйте это задание Осени в парах. Приступаем (Дети работают парами и выбирают признаки осени).
Воспитатель: Какие признаки осени вы выбрали? (Ответы детей).
Воспитатель: Умницы. Все признаки осени назвали. Второй листочек по-могли вернуть осени. Возьми третий листочек Арсений (Арсений находит третий листок).
Воспитатель: Чтоб этот листок вернулся к Осени нужно отгадать кроссворд (воспитатель прикрепляет к мольберту нарисованный кроссворд, задаёт детям вопросы и вписывает правильные ответы).
Кроссворд «Какого цвета Осень»
ВОПРОСЫ:
1. Это явление неживой природы, при котором температура воздуха понижается ниже ноля градусов в теплое время года. Верная примета этого явления – лед на лужах. Чаще всего это бывает осенью и весной. Что это? (Заморозок).
2. Это явление природы чаще бывает осень. Летом его называют теплым, грибным, а осенью холодным, моросящим. Что это? (Дождь)
3. Это явление природы бывает только осенью. Деревья наряжаются в разноцветные узоры, а затем сбрасывают листву. Что это? (Листопад).
4. Если ночью намного холоднее, чем днем, то водяной пар, соприкасаясь с холодными предметами, превращается в капельки воды. Что это? (Роса).
5. Это явление природы похоже на легкую дымку в воздухе, а иногда на белую не прозрачную стену. Если утром дымка рассеется, то на траве обязательно будет роса. Что это? (Туман).
6. Осенью, когда все чаще стоят холодные дни, вдоль берегов рек на мелких местах образуется тонкий неподвижный лед - забереги. О начале какого периода жизни реки говорит появление заберегов? (Ледостав).
7. Осенью птицы собираются улетать в теплые края. Они собираются в большие группы. Как называются эти группы птиц? (Стая)
Воспитатель: Молодцы. Вика У., прочитай, какого цвета Осень.
Вика У. (читает): Золотая.
Воспитатель: Да, такую пору осени, когда все деревья, кустарники, трава окрашены в жёлтые, красные, оранжевые тона называют золотой осенью. Это самая красивая пора осени. Это время любят и взрослые и дети. Поэты пишут стихи об осени, композиторы – песни, художники – картины. И третий листочек вы помогли Осени вернуть. Костя, возьми четвёртый осенний листочек (Костя находит листок с цифрой 4). Чтобы вернуть четвёртый листок Осени, нужно отгадать загадки. Готовы?
Дети: Да, готовы.
Воспитатель: Слушайте внимательно.
Падают с ветки золотые монетки.
Дети: Осенние листья.
Воспитатель: Правильно.
Собрались в небе дружно,
На юг лететь им нужно.
Далёк их путь, мои друзья,
Туда, где тёплые края.
Дети: Перелётные птицы.
Воспитатель: Снова туча набежала,
Очень сыро, мокро стало.
Яркий зонтик раскрываем
От него себя спасаем!
Дети: Дождь.
Воспитатель: В парке, в сквере и в саду
В вальсе тихо на ветру
Листья жёлтые кружат.
Что же это…
Дети: Это листопад.
Воспитатель: Голубые зеркала
Туча наземь пролила.
Неглубоки, мелки.
Мелки как тарелки.
Не боятся стужи голубые…
Дети: Лужи.
Воспитатель: Молодцы. Все загадки отгадали и помогли вернуть Осени четвёртый листочек. Пора нам отдохнуть. Представим, что мы – осенние листочки (дети берут в руки листочки, воспитатель включает музыку и дети выполняют движения согласно тексту).
Проводится музыкальная физкультминутка «Осенние листочки» сл. и муз. Кислициной.
На веточках осенние листочки закачаются, - качают кистями рук
Ведь осенью листочки с деревом прощаются,- машут до свидания
Лишь проказник-ветер, щечки надувает,- надувают щечки и дуют
Листики тихонько с дерева слетают. делают фонарики сверху - вниз
Кружатся листочки, на ветру качаются - кружатся
И на землю тихо, тихо опускаются – приседают
Проигрыш
Вновь ветерок осенний, щечки надувает - дуют
Осенние листочки кружатся, летают - перемещаются по залу, кружась
Полетели прямо, а потом по кругу - бегут по залу
Парами кружатся, нравятся друг другу кружатся парами
Сели и привстали, снова опустились пружинка
И на землю тихо-тихо опустились приседают в паре.
Воспитатель: Мы с вами отдохнули, но мы ещё не все листочки помогли вернуть Осени и интересно, что же за сюрприз скрывается в сундучке. Продолжим, ребята?
Дети: Да.
Воспитатель: Лёва, найди пятый листочек (Лёва выбирает лист под номе-ром 5). Присаживайтесь на свои места и вспомним с вами, как животные живут осенью и готовятся к зиме (Воспитатель показывает презентацию «Как звери готовятся к зиме» и беседует с детьми по содержанию презентации).
Воспитатель: Молодцы, Всё верно. И этот листочек помогли вернуть Осени. Шестой листочек найдёт София (София выбирает листочек под номером 6). Чтобы вернуть Осени этот листочек, мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение». Я скажу «На берёзе растут … и брошу кому – нибудь из вам мяч, и тот, у кого мяч - продолжит моё предложение (Берёзовые листья) и вернёт мне мяч обратно.
Проводится игра «Закончи предложение».
На берёзе растут…. берёзовые листья.
На липе растут….липовые листья.
На дубе растут… дубовые листья.
На осине растут… осиновые листья.
На рябине растут… рябиновые листья.
На клёне растут… кленовые листья.
На каштане растут… каштановые листья.
Воспитатель: Справились и с этим заданием. Остался последний листочек. Какой он по счёту?
Дети: Седьмой.
Воспитатель: Чтобы этот листочек вернулся к осени, нужно помочь птицам улететь на юг. Какие птицы улетают в тёплые края? (Ответы детей). Как они называются все одним словом?
Дети: Они называются перелётные птицы.
Воспитатель: Подойдите к столу и выберите всех перелётных птиц (Дети выполняют задание). Молодцы всем перелётным птицам вы помогли улететь в тёплые края и вернули последний листочек Осени.
Воспитатель: Ребята, сколько листочков потеряла Осень?
Дети: Семь листочков потеряла Осень.
Воспитатель: Что мы с вами делали, чтобы их вернуть? (Ответы детей).
Вам понравилось помогать Осени? (Ответы детей).
Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Все листочки у Осени и теперь мы с вами можем открыть сундучок, который нам Осень прислала и посмотреть, какой же сюрприз красавица – осень нам приготовила (воспитатель открывает сундучок, в котором лежат раскраски «Золотая осень»).
Воспитатель: Вы совершили доброе дело – помогли Осени вернуть её потерянные листочки: читали стихи, нашли все признаки осени, разгадали кроссворд, помогли животным и птицам, отгадали все загадки, правильно закончили все предложения. Вы все сегодня молодцы. Спасибо вам. А сейчас мы пойдём раскрашивать картинки Осени.