Бобырева Алена Владимировна
Конспект по познавательному развитию в средней группе «Почему растаяла Снегурочка»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие познавательных функций : мышления, памяти, внимания, воображения.
Задачи:
Образовательные: расширять знания и представления детей об объектах, явлениях природы, устанавливать причинно-следственные связи с проведением опытов; расширять представления детей о свойствах воды, снега и льда; закреплять представления о сезонных изменениях в природе.
Развивающие : активизация интереса детей к природным явлениям, взаимосвязь их с жизнью человека.
Публикация «Конспект по познавательному развитию в средней группе „Почему растаяла Снегурочка“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Воспитательные: воспитывать интерес к явлениям неживой природы, любовь к природе.
Материалы и оборудование: Кукла Снегурочка, USB –носители (флеш-карта, подбор музыкальных фрагментов, снег и лед в емкости, емкости с водой, снежинки, вырезанные из бумаги, одноразовые ложки, салфетки для рук, подносы для опытов, елка, белая и цветная бумага, письмо от Деда Мороза.
Ход занятия.
Организационный момент.
Дети становятся в круг.
Воспитатель:
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга.
- Здравствуй, небо голубое! (руки вверх)
- Здравствуй, солнце золотое! (руки вверх)
- Здравствуй, Матушка-Земля! (руки опущены вниз)
- Здравствуйте, мои друзья! (руки в стороны)
- Рада приветствовать Вас! Доброе утро!
Воспитатель:
- Ребята! Посмотрите, что изменилось в группе?
Дети:
- Появилась елка.
Воспитатель подводит детей к елке.
- Как вы думаете, почему на нашей елке нет игрушек?
Дети:
- Праздник прошел.
Воспитатель:
- Сегодня морозный ветер принес к нам на елку снежинки. Они не простые, а волшебные. Вы любите сказки?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Если мы отгадаем загадки, которые написаны на снежинках, то обязательно попадем в одну из них. Послушайте загадки. (Ответы на экране.)
Наступили холода
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым
Перестал медведь реветь
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает.
Когда это бывает? (Зимой.)
Он летает белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает
На ладони и во рту. (Снег.)
Красна девица грустна:
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! (Снегурочка.)
Все загадки отгадали.
Основная часть.
Начинается волшебство. (Звучит музыкальный фрагмент.)
Воспитатель:
- Вы слышите, кто- то стучит к нам в дверь.
Воспитатель заносить куклу Снегурочку. У нее в руках сундук.
Снегурочка :
- Здравствуйте, ребята! Узнали меня?
Дети:
-Да.
Снегурочка :
- Да, я Снегурочка, пришла к вам в гости из русской народной сказки «Снегурочка».
Беседа по содержанию сказки.
Воспитатель:
- Как появилась Снегурочка?
Дети:
- Дед и баба слепили ее.
Воспитатель:
- Почему девочку назвали Снегурочкой?
Дети:
- Она сделана из снега.
Снегурочка :
- Ребята, а какое сейчас время года?
Дети:
- Зима.
Снегурочка :
- Какая погода бывает зимой? (Дети перечисляют.)
Воспитатель:
- Правильно, дети, зимой погода бывает разной: морозная, снежная, ветреная, солнечная.
Снегурочка :
- Морозная погода мне очень нравится! Я принесла вам подарок и письмо от Деда Мороза. А что в нем, вы узнаете позже.
Воспитатель:
- Спасибо, Снегурочка.
Снегурочка :
- Ребята, я хочу с вами поиграть.
Дидактическая игра «Зимние слова».
- Вы должны хлопать в ладоши, если услышите слово, связанное с зимой. И говорить «нет-нет», если слово к «зимним» словам не относится (снежинка, тепло, Новый год, санки, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, клубника, загорать, снегопад).
Снегурочка : - Ребята, а в какую погоду щеки на морозе щеки на морозе покалывает?
Дети:
- В морозную.
Снегурочка :
- Чтобы не замерзнуть, надо двигаться!
Физминутка «Выпал беленький снежок».
Выпал беленький снежок (дети приседают).
Собираемся в кружок. (образуют круг).
Будем весело плясать, (кружатся вокруг себя).
Будем руки согревать. (потирают ладони).
Будем прыгать веселей, (прыгают).
Чтобы было потеплей. (прыгают).
Снегурочка :
- Ребята, а вы хотите узнать, что находится у меня в волшебном сундучке?
Дети:
- Да.
Снегурочка :
- Угадайте загадки.
По зимней дорожке рассыпаны крошки.
Белые, хрустящие, но не настоящие. (Снег.)
Он когда-то был водой,
Но сменил вдруг облик свой.
И теперь под Новый год
На реке мы видим … (Лед.)
Воспитатель открывает емкость, показывает снег и лед, предлагает детям занять места за столами, на которых лежат салфетки, белая и цветная бумага, подносы.
Воспитатель:
- Ребята! Но Снегурочка принесла нам еще и письмо от Деда Мороза. Давайте я вам его прочитаю.
Письмо Деда Мороза.
- Здравствуйте, дети! Целый год я наблюдал за вами, как вы старательны и внимательны бываете на занятиях. И поэтому я приготовил вам задания, выполнив которые вы узнаете все про снег и лед, и сможете ответить на вопрос «Почему растаяла Снегурочка?». Желаю вам удачи, Ваш Дед Мороз.
Воспитатель:
- Ну, что, ребята, будем выполнять задания?
Дети:
- Да.
Воспитатель предлагает выполнить задания.
1 задание: определить цвет, запах и температуру снега и льда. (Дети трогают руками снег и лед. Если дети затрудняются назвать цвет льда, предложить сравнить его с голубой или белой бумагой.)
Вывод: снег - белый, холодный, без запаха; лед – бесцветный, холодный, без запаха.
2 задание: предложить взять горсть снега и высыпать ее. Затем сжать снег в ладони. Воспитатель раскалывает льдинку.
Вывод: снег сыпучий, а если подтает, становится липким. Лед – хрупкий.
3 задание: положить под кусочек льда и снега цветную бумагу. Сравнить, определить прозрачность.
Вывод: лед прозрачный, снег нет.
4 задание: тонет ли снег и лед. Воспитатель кладет кусочек льда и снега в емкость с водой.
Вывод: лед и снег не тонут.
Воспитатель:
- Давайте немного согреем наши руки.
Самомассаж рук.
Очень холодно зимой
Мерзнут ручки – ой, ой, ой!
Надо ручки нам погреть,
Посильнее растереть.
Воспитатель:
- Давайте посмотрим, что стало со снегом и льдом в емкости.
Дети:
- Они растаяли.
Воспитатель:
- Правильно. Вода теплее, чем снег и лед. Под действием тепла снег и лед растаяли и превратились в воду. Совсем как наша Снегурочка из сказки. Ведь Снегурочка приходит только в холодное время года и не остается надолго. Вот и нашей Снегурочке пора отправляться опять в сказку. И вернуться уже с Дедом Морозом на Новый год!
Дети прощаются со Снегурочкой, и она уходит под «волшебную» мелодию.
Подведение итогов.
Рефлексия.
Воспитатель:
- Ребята, у какой же сказки мы были в гостях?
Дети:
- В сказке «Снегурочка».
Воспитатель:
-Кто к нам приходил в гости?
Дети:
- Снегурочка.
Воспитатель:
- Что принесла нам Снегурочка?
Дети:
- Снег и лед, письмо от Деда Мороза.
Воспитатель:
- Выполнили мы задания Деда Мороза?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- А вы знаете, что задания, которые мы с вами выполняли, называются опытами. Так от чего растаяла Снегурочка?
Дети:
- От тепла.
Воспитатель:
- О каких удивительных свойствах льда и снега вы узнали?
Дети:
- Снег – белый, холодный, без запаха, сыпучий, а если подтает - становится липким. В воде не тонет, но таит. Лед - бесцветный, холодный, без запаха, хрупкий, прозрачный. В воде не тонет, но таит.
Воспитатель:
- А какой опыт от Деда Мороза вам больше всего понравилось выполнять?
Ответы детей.
- Как вы думаете, а может ли растаявший в комнате снег, на морозе опять в него превратиться? Давайте это проверим, после занятия поставим растаявший снег на подоконник, а после сна посмотрим, что у нас получится.
Воспитатель подводит детей к елке.
Дети соглашаются.
Воспитатель:
- Я хочу преподнести вам подарок. Это снежинки! С одной стороны, они веселые, с другой – грустные. Выберите ту сторону снежинки, которая соответствует вашему настроению. У кого хорошее настроение, покажите ту сторону, где снежинка улыбается. Как хорошо, что у всех хорошее настроение.