Светлана Мозговая
Конспект по познавательному развитию в средней группе «Как появилась посуда»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать представления детей о посуде, познавательный интерес к истории создания посуды.
Образовательная задача:
- подвести детей к пониманию того, что человек придумал посуду для облегчения своей жизнедеятельности;
- учить самостоятельно делать выводы после проделанных экспериментов.
Развивающая задача :
- развивать умение узнавать и называть предметы из дерева, металла, глины, их признаки.
Речевая задача:
- обогащать словарь детей словами по теме «Посуда»;
Публикация «Конспект по познавательному развитию в средней группе „Как появилась посуда“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- развивать умение образовывать прилагательные от имён существительных;
- развивать диалогическую речь, умение отвечать на вопросы.
Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к посуде, интерес к созданию предметов рукотворного мира.
Материалы и оборудование: кукла Незнайки, сундучок, ложки и вилки деревянные, металлические; тарелки деревянные, металлические, глиняные, стеклянные; палочки деревянные, картофель, поднос, иллюстрации древнего человека в пещере, посуды; аудиозапись русской народной мелодии.
Предварительная работа: беседа о посуде, рассматривание иллюстраций с изображением разных видов посуды, отгадывание загадок о посуде, чтение К. Чуковского «Федорино горе», д/и «Четвёртый лишний» (посуда, «Эволюция вещей».
Ход занятия:
В гости к детям приходит Незнайка, в руке у него ложка.
Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я Незнайка, сегодня утром я ел свою любимую кашу и мне стало интересно кто придумал ложку и почему мы едим из тарелки? Откуда они появились?
В: Дети мы поможем Незнайке? (дети соглашаются)
- Ребята, у меня есть волшебный сундучок, где находятся разные интересные и красивые предметы. Чтобы открыть его нужно отгадать загадку:
Без неё нельзя никак,
В ней готовят,
Из неё едят.
Для любого в доме блюда
Есть отдельная посуда…. (посуда)
- Правильно, посуда. (В-ль открывает сундучок) Посмотрите какие красивые здесь предметы (достаёт их). Назовите их (дети перечисляют предметы посуды). Как назвать их одним словом? (Посуда).
- Отгадайте загадку:
Если б не было её,
Было б кушать тяжело.
Некуда су налить,
И котлетку положить. (Тарелка)
- Правильно, тарелка. Давным – давно люди жили в пещерах, еду готовили на костре. Листья деревьев и растений использовали вместо посуды или клали еду прямо на траву (показ иллюстрации с первобытными людьми у костра в пещере). В основном, ели жаренное мясо, они подвешивали его на палку над костром. Ягоды и растения, которые находили в лесу, ели руками.
- Ребята, как вы думаете, удобно есть пищу руками? (Нет) Почему? (она горячая, может упасть) Конечно, есть так не удобно. И человек придумал тарелку, выбил углубление в камне. Тарелка из камня какая? (Каменная). (показ иллюстрации). Но она оказалась очень тяжёлой и не удобной. Тогда люди сделали тарелку из дерева – она оказалась лёгкой, прочной и небьющейся. (показ образца) Тарелка из дерева какая? (Деревянная)
- Ребята, как вы думаете, можно поставить на огонь деревянную посуду? Почему? (она сгорит) Правильно, деревянная посуда удобная и лёгкая, но её нельзя ставить на огонь, в неё можно только накладывать еду. Позднее люди стали изготавливать тарелки из глины, стекла, металла. (показывает детям тарелку – они называют из какого материала она сделана и как называется)
- Ребята, отгадайте ещё загадку:
На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса…. (вилка)
- Однажды человек взял в руки очень горячее мясо, выронил его из рук и оно упало на острую палочку. Он поднял мясо на палочке и понял, что ему не жжёт пальцы и есть так удобно. Люди стали пользоваться палочками как вилкой.
Сейчас вы попробуете, как древние люди накалывали еду на палочку. (Дети пробуют наколоть картофель палочкой острой с одной стороны и тупой с другой). Каким концом палочки удобнее делать? Почему? (острая, тонкая) Поэтому древние люди стали затачивать острым камнем конец палочки. Так появилась вилка, сначала с двумя зубцами, затем с четырьмя (показ иллюстрации, образца). Из какого материала сделана эта вилка? (Из дерева) Какая она? (Деревянная) Чем неудобна она? (Легко ломается, может сгореть) Поэтому человек нашёл другой материал – металл (показ образца) Как называется эта вилка? (Металлическая) Как вы думаете, какая вилка лучше? Почему? (Деревянная – лёгкая, но может сломаться или сгореть, металлическая – прочная, не ломается)
Отгадай следующую загадку:
Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду –
Мимо рта я не пройду…. (ложка)
- Со временем древние люди стали готовить жидкую пищу. Трудно было есть суп руками или палочками. И придумал человек ложку. Первая ложка была из камня (показ иллюстрации, потом сделали ложку из дерева, она оказалась легче и удобнее (показ образца). Деревянные ложки научились красиво расписывать и даже играть на них музыку.
- Предлагаю вам сыграть на красивых деревянных ложках (в-ль включает русскую народную музыку, дети играют на ложках, повторяя движения за в-ем).
Сейчас едят металлическими ложками, потому что они прочные, удобные и не ломаются (показ образцов).
В: Незнайка, теперь ты знаешь, как появилась посуда.
Н: Спасибо, вам, было очень интересно, я узнал много нового.