Наталья Жигачева
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Юные исследователи» с использованием детских проектов
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад №3 «Светлячок"
[4]Конспект занятия
по познавательному развитию
(подготовительная группа)[/h4]h
тема «Юные исследователи»
Воспитатель: Жигачева Н. С.
Март 2022 г.
Цель: создать условия для познавательной активности детей через проектную и экспериментальную деятельность.
Задачи:
• Формировать у детей представления о проектной деятельности;
• Способствовать развитию детско-родительских отношений по оформлению проектов;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Юные исследователи“ с использованием детских проектов» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
• Способствовать развитию познавательного интереса детей при ознакомлении с апельсином;
• Развивать умение формулировать вывод, фиксировать результаты наблюдений в таблицу с помощью знаков;
• Развивать зрительное восприятие, умение выделять свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, использовать разные органы чувств (зрение, осязание, обоняние);
• Учить измерять предметы с помощью условной мерки;
• Обогащать и активизировать в речи детей прилагательные и существительные.
• Воспитывать положительный интерес к исследованиям.
Словарная работа:
Обогащение словаря: лаборатория, лаборанты
Активизация словаря: исследователи, ученые, проекты
Материалы и оборудование: магнитная доска, совместные с родителями проекты, апельсины, тарелочки, салфетки, лупы, фломастеры, нитки, линейки, прозрачные емкости с водой, эмблемы, одноразовые шапочки; картинки цветущего апельсина.
Предварительная работа: рассматривание книг и энциклопедий о растениях, плодах, животных и др; прослушивание детско-родительских проектов, опыты с лимоном; игры и просмотр презентаций по данной теме; участие в долгосрочном проекте «Откуда соль пришла».
Ход занятия:
- Ребята, вы очень много знаете, задаете много вопросов: Почему? Откуда? Зачем? Для ответа на ваши вопросы я решила создать клуб «Почемучки», в котором вы пополните свои знания для обучения в школе. А вы хотите стать членами клуба? (ответы детей). Я приготовила вам эмблемы членов клуба «Почемучки». (Воспитатель раздает эмблемы детям).
-Ребята, поздравляю, вас теперь вы полноправные участники клуба. Участники клуба произносят клятву.
Повторяйте за мной слова:
Клянусь узнавать новое,
Клянусь делиться знаниями,
Клянусь применять их в школе.
- Много вопросов вы задавали и родителям. Совместно с ними вы подготовили проекты и ответили на множество вопросов: Почему желтеют листья на деревьях? Для чего кенгуру сумка? Почему кошка мурлычет? и другие проекты, в которых нашлись ответы на ваши вопросы. Сегодня Кирилл ответит на вопрос «Для чего кенгуру сумка», а Александра расскажет «Почему кошка мурлычет».
- Как интересно ваши друзья поделились знаниями в клубе «Почемучки».
- Я сегодня хочу вас пригласить в лабораторию. А вы знаете, что такое лаборатория? (там делают лекарства, берут кровь). Ребята, лаборатория, это помещение, где проводят опыты, делают эксперименты, изучают неизученное, делают открытия. Давайте вместе проговорим слово – лаборатория (хоровые и индивидуальные ответы детей). Как и все ученые, оденьте шапочки, чтобы ничего не мешало исследованиям. Сначала проведем зарядку для ума «Ладонь, ребро, кулак» для лучшей работы мозга. Прошу проходите за столы, вы сегодня лаборанты – ученые. Сегодня вам предстоит исследовать, делать выводы, записывать изученное в таблицу, как и все ученые. Отгадайте загадку:
Фрукт оранжевый, красивый
Съешь его – прибавит силы.
Витамин С богат
И полезен для ребят. (Апельсин)
- Правильно, апельсин, молодцы. Поднимите салфеточку, что лежит на тарелках (апельсин). Сегодня мы его будем исследовать, результаты исследования фиксировать в таблицах, которые лежат у вас на столах. И так начинаем.
- Исследование №1 «Определяем цвет апельсина».
- Какого цвета апельсин? (оранжевого). Что еще бывает оранжевого цвета? (морковь, цветы, одежда). Возьмите в руки фломастер и в таблице в окошке под №1 нарисуйте оранжевый круг (воспитатель на доске в таблице рисует оранжевый круг и закрашивает его). Какой можно сделать вывод о цвете апельсина? (апельсин оранжевого цвета).
- Молодцы. Исследование №2 «Определяем размер апельсина».
- В природе так устроено, что все разного размера и практически ничего одинакового нет. Апельсины, лежащие у вас на тарелках тоже разные. Чтобы уточнить размер апельсина, его надо сравнить с чем то. Если на апельсин посмотрит жучок, каким для него будет апельсин (большим, посмотрит с высоты жираф – какого размера будет апельсин (маленький). А мы с вами какого размера видим апельсин? (ответы детей). Правильно, ребята апельсин мы каждый видим разного размера.
- Сегодня я научу вас с помощью условной мерки определять размер. Для этого я возьму нитку, обвяжу ее вокруг апельсина один раз и приложу к линейке от ноля и до того места, где заканчивается нитка. Длина по объему моего апельсина 20 сантиметров. Измерьте и вы длину своего апельсина. Сколько сантиметров составляет апельсин? (ответы детей). Возьмите фломастер и напишите в окошке №2 число обозначающее размер апельсина. У кого самый большой апельсин, самый маленький? (ответы детей). Какой же можно сделать вывод? (чтобы узнать размер апельсина, его надо сравнить с каким-либо предметом или измерить с помощью условной мерки).
- Исследование №3 «Форма апельсина».
- Ребята, положите на ладонь апельсин и определите его форму. Какой формы апельсин (круглый, овальный). Какой можно сделать вывод об этом исследовании? (апельсин бывает овальной и круглой формы). В окошке №3 оранжевым фломастером нарисуйте апельсин.
- Исследование №4 «Какой апельсин на ощупь»
- Ребята, возьмите в руки апельсин. Как вы думаете, он твердый или мягкий (твердый, мягкий). Отметьте в окошке №4 свое исследование - апельсин твердо-мягкий, нарисуйте буквы ТМ, молодцы. Потрите апельсин руками, какой он на ощупь (гладкий, нарисуйте букву Г. Давайте спросим у носа, что он скажет про апельсин понюхайте его. Какой апельсин по запаху? (ароматный). Запишем букву А. Спросим у язычка, какой на вкус апельсин (сладкий, сочный, кисло-сладкий). Запишем буквы С, КС. Какой можно сделать вывод об апельсине? (апельсин, твердо-мягкий, сладкий, ароматный, гладкий).Молодцы, продолжим исследование.
- Исследование №5 «Тонет или плавает апельсин»
- Ребята, прежде съесть апельсин, что с ним надо сделать? (помыть почистить). У меня два апельсина почищенный и в кожуре. И две емкости с водой. В одну я опущу почищенный апельсин, а в другую в кожуре. Как вы думаете, какой утонет? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель опускает в емкость апельсины). Какой апельсин утонул, а какой остался на поверхности воды (почищенный апельсин утонул, в кожуре плавает). Как вы думаете, почему апельсин в кожуре плавает? (ответы детей). Ребята, все дело в кожуре апельсина. Она содержит много пузырьков воздуха. Посмотрите на апельсин в лупу, в дырочках и находится воздух, который не дает апельсину тонуть. Какой можно сделать вывод из исследуемого? (апельсин в кожуре не тонет из-за воздуха, а почищенный тонет). Нарисуйте апельсин в кожуре и стрелочку вверх, почищенный апельсин и стрелочку вниз. (воспитатель рисует вместе с детьми).
- Ребята, что вы сегодня выяснили об апельсине? (апельсин оранжевый, твердо-мягкий, сладкий, ароматный).
- Однажды мне в руки попалась энциклопедия о растениях. Как вы думаете, где растет апельсин (на дереве). Да, ребята, апельсин растет на вечнозеленом дереве очень высоком (показ картинки). У него белые ароматные цветы. Родиной апельсина считается Китай, в переводе слово апельсин означает «китайское яблоко».
- Ребята, а вы знаете как посчитать дольки на апельсине не почистив его. (ответы детей). У апельсина есть хвостик, которым он крепится за веточку, если этот хвостик убрать, видно углубление. Надо посчитать маленькие полосочки. Сколько полосок, столько и долек. В моем апельсине их 9. Предлагаю проверить (воспитатель чистит апельсин и считает дольки).
- Ребята, когда мы разрезаем апельсин пополам, что мы видим внутри (дольки, зернышки). Как вы думаете, что будет с зернами, если их посадить в землю? (они прорастут). Дома вы посадите в землю зерна и будете наблюдать за их ростом.
- Мы сегодня много исследовали, делали выводы. Что нового вы сегодня узнали на занятии? Чему вы научите своих друзей? Что можно рассмотреть с помощью лупы?
- Ребята, у вас остались в таблицах пустые окошки, дома вы в них дорисуете дерево, как проросли зерна и литья. И сможете учить друзей составлять рассказ об апельсине.