Вихарева Наталья Валерьевна
Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Зачем человеку глаза»
▼ Скачать + Заказать документы
"Детский сад Тополек" п. Демьянка - филиал МАУ ДО "Детский сад Солнышко" п. Туртас Уватского муниципального района
Конспект по познавательному развитию
На тему: «Зачем человеку глаза?»
Разработала
Воспитатель Вихарева Наталья Валерьевна
п. Демьянка 2022 г
Тема: «Зачем человеку глаза»
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе „Зачем человеку глаза“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2022
Цель: формирование положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с функциями глаз.
- Познакомить детей с правилами бережного отношения к органу зрения.
- Дать понятие, что глаза – главные помощники человека.
- Закрепить правила ухода за глазами.
- Показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.
Развивающие :
- Развивать различные виды восприятия (зрительное, тактильное)
- Развивать внимание, мышление, диалогическую речь.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к своему организму, желание познать его.
- Воспитывать привычку к здоровому образу жизни.
- Воспитывать доброе отношение к слепым и слабовидящим людям.
Словарная работа:
Голубоглазый, сероглазый, кареглазый, зеленоглазый, слепой, зоркий, врач – офтальмолог, радужка, веко, ресницы; загадки о здоровье и глазах.
Оборудование:
Картинки: глазного яблока, строения глаза, врач – офтальмолог, глаза голубые, зеленые и т. д., таблица для проверки зрения, слепые люди их инвентарь. Для опытов пипетка, вода, салфетка. Одежда врача. Лист белой бумаги, на которой нарисованы 2 круга; лист белой бумаги, на котором нарисовано 2 фигуры со сложным контуром; простой карандаш. Памятки для детей: «10 продуктов, полезных для зрения», «Берегите глаза». Схема – образец «Гимнастика для глаз».
Ход НОД
Воспитатель: - Дети, вы знаете. Что такое здоровье? (ответы детей)
- А хотите больше узнать о своём здоровье? (да)
Так как тело человека очень сложный организм, у нас много частей тела и разных органов, то сегодня мы с вами узнаем только об одном таком органе, но очень важном и необходимом для человека.
- А вот о каком органе идет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку!
На ночь два окошка
Сами закрываются.
А с восходом солнца
Сами открываются. (глаза).
- Итак, сегодня мы отправляемся в лабораторию по изучению глаз и зрения.
А зачем человеку глаза?
(Глаза первыми сообщают нам об опасности, еще о еде, о предметах на пути. Через глаза, как через два окошка, мы видим окружающий мир).
Воспитатель: с помощью зрения мы видим форму предметов, из чего они состоят, их цвет и движения.
- Дети, а сколько у нас глаз? (два)
- Закройте глазки и аккуратно ощупайте их пальчиками. Что вы чувствуете? (ответы детей)
- Правильно, глаз круглый и по форме напоминает яблоко и поэтому его называют «глазное яблоко», но оно не твердое, а мягкое, как мармелад, поэтому его легко поранить.
Показ картинки глазного яблока.
- Раз его легко поранить, то оно находится в ямочке – «глазница».
Знакомство со строением глаза.
- Повернитесь и посмотрите друг другу в глаза.
- Ребята, а какого цвета у вас глаза? (ответы детей)
- Да, глаза у нас разного цвет. Цвет глазам придает радужная оболочка. Она может быть разного цвета. От бледно-голубого до почти черного.
- Давайте рассмотрим картинку, на которой изображен глаз человека.
- Ребята, что вы увидите в центре (в центре вы увидите чёрную точку). Она сжимается и разжимается. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки.
А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
- А теперь по очереди закройте глаза на одну минуту ладонью. Затем уберите руку, наблюдайте за зрачком. Что вы заметили?
- В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.
- Ребята, а как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? По-смотрите друг на друга. Какие органы окружают глаза? (веки, ресницы, брови).
- Брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра, пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты не-достаточно.
- А зачем человеку слёзы? (они тоже защищают глаза от пыли).
Опыт 1 «Есть ли защитники у глаз?» (на подносе стакан с водой, пипетка, салфетки бумажные. Капнуть на лоб)
- Как вы считаете, кто защитил глаза? (брови, ресницы)
Опыт 2 (взмахнуть платком перед глазами)
- Как глазки защитили себя? (закрылись веки)
- А если пылинка попадёт в глаз, что произойдёт? (веко начнет мигать, появится слезинка и смоет пылинку)
Вывод: Какие защитники у глаз? (брови, ресницы, веки)
Наблюдение и опыты «Почему у человека два глаза?»
1. Лист с 2 кругами: поставить точку в середине 1 круга. Потом закрыть 1 глаз и поставит точку в центре другого круга. Где получилось точнее.
2. Обведите карандашом контур 1 фигуры. Закройте глаз рукой и обведи-те контур 2 фигуры. Когда вам было удобнее выполнять задание?
Гимнастика для глаз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре – вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
А теперь нажмем немного
Точки возле наших глаз –
Сил дадим им много – много,
Чтоб усилить в тыщу раз!
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцы глаз.
Видеть скоро будем лучше –
Убедитесь вы сейчас!
- Надо беречь зрение и для этого регулярно делать зрительную гимнастику!
- Это всё позаботилась природа, чтобы защитить глаза. А теперь посмотрите на картинки и подумайте, что вредно, а что полезно для наших глаз? Как мы должны заботиться о своем зрении?
Дети рассматривают картинки: солнце, умывающийся ребенок, мыло, телевизор, ножницы, морковь, очки, компьютер.
Полезно для глаз :
- мыть глаза утром и вечером;
- есть морковь, чтобы зрение было лучше;
- читать и рисовать там, где светло;
- носить очки, если зрение плохое;
- делать гимнастику для глаз.
Вредно:
- смотреть на солнце;
- бегать с ножницами и другими острыми предметами;
- близко и долго смотреть телевизор;
- подолгу играть в игры на компьютере.
- Ребята, мы можем нанести вред глазам? (да)
- А как? (ответы детей)
Ученые этой лаборатории провели эксперименты и выяснили, какие факторы могут нанести вред нашим глазам и зрению.
Показ слайдов с пояснением.
Какие факторы портят зрение:
1. Наследственность.
2. Длительное и интенсивное напряжение зрения.
- не отрываете глаз от компьютера;
- часами играете в компьютерные игры;
- занимаетесь трудом, требующей большой зрительной концентрации.
3. Плохое или не правильное освещение (при тусклом освещении глаза приходится напрягать вдвое больше).
4. Просмотр телевизора с близкого расстояния.
5. Нельзя читать лёжа – развивается близорукость, лечится упражнениями, тренирующими зрительный аппарат.
6. Удары, пыль, летящие твердые частицы, песок, брызги и выбросы жид-костей: растворителей, аэрозолей, кислот и т. д.
7. Глаза могут получить солнечный ожог (нельзя смотреть на солнце больше нескольких секунд).
8. Неправильное питание.
- Ребята, среди вредных факторов мы назвали «неправильное питание».
- А как вы думаете? Правильное питание может сохранить или улучшить зрение? (да)
- В этой лаборатории ученые провели эксперимент и выяснили, какие продукты полезны для глаз.
- А вы хотите узнать какие это продукты? (да)
- Ребята, есть 10 продуктов, полезных для зрения: морковь, черника; черный шоколад; творог; шпинат; тыква; брокколи; лук и чеснок; рыба, рыбий жир; фрукты зеленого и оранжевого цветов.
- Эти продукты содержат много витамин и микроэлементов полезных для глаз и зрения. Научитесь помогать своим глазкам. Старайтесь чаще кушать эти продукты.
Игра «полезно-вредно» (дети хлопают в ладоши, топают ногами)
- читать лежа;
- смотреть на яркий свет;
- смотреть близко телевизор;
- промывать по утрам глаза;
- тереть глаза грязными руками;
- читать при хорошем освещении;
- выполнять упражнения для глаз;
- употреблять в пищу витамины.
- А если всё - таки с нашими глазками что-то случилось, что мы должны сделать? (обратиться к врачу)
- А как называют врача, который лечит глазки? (офтальмолог)
Показать слайды или картинки.
- Ребята, каждый год проверяйте зрение у врача. Если врач вам прописал очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. А если ваше зрение хорошее - берегите его.
- На земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения.
- Как таких людей называют? (слепые)
- Правильно, их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире.
- А вы встречали таких людей на улице? (ответы детей)
- А как мы можем узнать их? (ответы детей)
- Их можно узнать по их атрибутам. Давайте посмотрим по каким?
Показ слайдов с пояснением.
- Что требуется слепому человеку? (очки, белая трость, собака-поводырь)
- Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь? (можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, купить в магазине хлеб, купить лекарства в аптеке).
- А как невидящий человек получает знания? (специальные книги, азбука Брайле)
Физкультминутка
На болоте 2 лягушки Вправо-влево наклонялись
Две зеленые подружки И обратно возвращались.
Рано утром умывались, Вот здоровья в чем секрет.
Полотенцем растирались. Всем друзьям физкульт - привет.
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Итог НОД:
Воспитатель: - Ребята, а нам пора возвращаться. Но прежде, чем мы уйдем из лаборатории, давайте ещё раз вспомним что мы здесь узнали. (ответы детей)
- Для чего человеку глаза?
- Что глаза могут делать?
- Почему у человека 2 глаза?
- Нужно ли беречь глаза?
- В каких случаях может возникнуть повреждение глаз?
- Как нужно беречь свои глаза?
- А теперь давайте повторим правила по охране зрения:
- нельзя тереть глаза грязными руками
- нельзя близко и долго смотреть телевизор
- нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов
- нужно есть продукты с витаминами
- нужно тренировать глаза, делать упражнения.
- гулять на свежем воздухе.
- Ребята, чтобы вы хотели пожелать, посоветовать друг другу? (Пожелания детей)
- Молодцы ребята. Берегите свое зрение, теперь вы точно знаете, чего делать не стоит, а что нужно делать обязательно!
Используемая литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду», отв. редактор М. А. Васильева. М., 1985
2. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений в детском саду. Пособие для работы дошкольных учреждений. М., «Сфера», 2004.
3. Иванова А. И. Программа экологического образования дошкольников «Живая экология».
4. А. И. Иванова. Естественно- научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М., ТЦ Сфера, 2008.
5. Автор: Степановская Ольга Васильевна, воспитатель ГБОУ детский сад №752 г. Москвы, Россия.
6. Н. В. Коломеец 2011 г. «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет»
7. О. В. Чермашенцева 2008 г. «Основы безопасного поведения дошкольников»
8. Т. Г. Карепова 2010 г. «Формирование здорового образа жизни у до-школьников»