Галина Лыпкань
Конспект по познавательному развитию «Лесная аптека Сибири. Лекарственные растения»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательному развитию
Тема: «Лесная аптека Сибири».
. Цель: Формирование представлений детей о здоровом образе жизни, лекарственных растениях Сибири, народной медицине.
Задачи:
Познавательное развитие :
Публикация «Конспект по познавательному развитию „Лесная аптека Сибири, Лекарственные растения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лекарственные растения и травы. Зеленая аптека, фитотерапия
- Лекарственные растения. Конспекты занятий
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Растения. Изучаем мир растений
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
- Систематизировать знания детей о здоровом образе жизни, «полезной» и «вредной» пищи, закрепить знания о пользе витаминов.
- Формировать экологические знания детей посредством ознакомления с лекарственными растениями, ягодами, произрастающими на территории Иркутской области, их лечебными свойствами. Формировать умение различать и их.
- Активизировать желание искать пути разрешения проблемных ситуаций. Повышать самостоятельную активность детей.
Социально – коммуникативное развитие :
- Обучать способам конструктивного взаимодействия с окружающими людьми. Вовлекать детей в игровое общение со сверстниками.
- Способствовать сплочению детского коллектива, создавать в группе благоприятный микроклимат, положительный эмоциональный настрой.
- Развивать интерес к здоровому образу жизни. Развивать экологическую и эстетическую культуру. Воспитывать самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Речевое развитие :
-Совершенствовать художественно – речевые, интонационные, навыки Развивать диалогическую форму речи и логическое мышление. Обогащать словарный запас детей названиями лекарственных растений, лесных ягод Иркутской области.
Физическое развитие : Развивать и обогащать двигательный опыт детей. Развивать умение двигаться в соответствии с текстом.
3. Формы работы:
- практические (приветствие, беседа,, дидактическая игра, кроссворд, подвижная игра «Мы по лесу шли», изготовление ягодного морса);
- наглядные (слайды, сюжетные картинки «Лесные ягоды»);
- словесные (загадки, описательный рассказ).
4. Методический инструментарий:
-, картинки «Лесные ягоды», магнитная доска, ватман, маркеры, МP3 запись, слайды, экран, ноутбук, раскраски «Лесные ягоды», цветные карандаши и фломастеры, ягода - брусника, мед, вода, стаканы и чайные ложки по количеству детей.
5. Формы организации совместной деятельности:
Продуктивная: изготовление витаминного морса из брусники;.
Двигательная: физминутка с элементами самомассажа «Неболейка», физминутка «По болоту мы пойдем».
Игровая: сюрпризный момент, работа в командах.
Музыкальная: игра «Мы по лесу шли», аудирование «Звуки леса».
Коммуникативная: приветствие, беседа «Что делать, чтобы быть здоровым?»
ВХЛ: отгадывание загадок, чтение стихов о лекарственных растениях.
Предварительная работа: ЧХЛ (загадки, стихи, сказки) о здоровом образе жизни, лекарственных растениях, изготовление книжек-малышек «Бабушкины рецепты», викторина «Где живут витамины?».
Словарная работа: расширение словарного запаса детей (иммунитет, рецепт, ингредиенты, профилактика, лесное богатство, проект, народная медицина и т. п., названия ягод (клюква, брусника, черника, голубика, шиповник, стихи о целебных растениях.
Ход работы:
1 этап: Психологический настрой.
Воспитатель:
-Ребята, давайте, с вами поделимся хорошим настроением друг с другом.
Игра «Приветствие»
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
2 этап: Закрепление уже имеющихся знаний.
Воспитатель:
- Ребята, когда мы здороваемся друг с другом, то желаем при этом здоровья. А что такое ЗДОРОВЬЕ? Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
(ответы детей).
Очень важно, чтобы человек был здоров. В народе говорят «Здоровому человеку все здорово». Дети: Если человек здоров, то ему все нипочем, у него хорошее настроение, все в жизни ладится. Здоровый человек редко болеет.
Воспитатель: -А кто может изобразить здорового человека? А теперь изобразите больного.
Молодцы! Ребята, нам нужно быть внимательными к своему здоровью, особенно сейчас, в холодную погоду.
3 этап:. Усвоение нового материала.
Воспитатель:
- Ребята! А что делать, если вдруг, мы все-таки заболели?
Дети:
- Вызвать врача, пойти в больницу, принять лекарство.
Воспитатель:
- Что такое лекарство? Для чего их принимать? Всегда ли помогают лекарства?
(ответы детей)
Воспитатель:
- Где мы покупаем лекарства по рецепту врача?
Дети:
- В аптеке.
Воспитатель: - Ребята, а всегда ли были аптеки? Как люди лечились во времена, когда не было аптек?
(Ответы детей)
ФОН-(Звучит песня о Родине)
Воспитатель: РОДНОЙ КРАЙ – КРАЙ, ГДЕ МЫ РОДИЛИСЬ И ЖИВЁМ. Это Сибирь. Это часть нашей большой России. А Сибирь, как вы знаете, очень богата своей природой, своей бескрайней тайгой. Богатство Сибири и то, что здесь растёт. Это разные травы, ягоды, плоды деревьев, которыми с давних пор лечились наши бабушки.
А растёт там их множество. И называются они лекарственными растениями.
Итак, отправляемся в Страну Лечебных растений. Где же эта Страна? Она совсем рядом с нами. Заглянем в наш сибирский лес.
Воспитатель: - А вообще-то, в наших сибирских лесах витаминов видимо-невидимо! Отправимся со мной, я Вам расскажу о лесной аптеке нашей Иркутской области и рецептом целебным поделюсь! Согласны?
Дети: -ДА, Мы согласны!
Воспитатель: тогда закройте глаза, откроите тогда, когда я скажу.
(звучит музыка «Звуки леса»)- картинка сиб. леса
Воспитатель: Где мы оказались?
. Дети: В лесу.
Воспитатель: Ой, а здесь болото. Нам его надо перейти.
Физминутка
По болоту мы пойдем,
Много ягоды найдем,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Не намокнуть, чтоб в воде,
Прыгай на одной ноге!
Мы по кочкам проскакали,
В лес сибирский мы попали!
Воспитатель - Ох, ребятки, что за чудесный наш сибирский край, хоть и местность у нас болотистая, а богата на урожай!
Воспитатель:
- А сколько полезных для здоровья ягод и трав тут растет! Давайте познакомимся со сладкой лесной аптекой!
Воспитатель: А вот и первая жительница этой страны. О ней существует очень много самых старых упоминаний.
Презентация «Ягоды Иркутской области»
Брусника (слайд)
Брусника является дикой лесной ягодой. Существует легенда, связанная с брусникой. Согласно этой легенде, добрая ласточка набрала в рот капельки живой воды, мечтая этой водой окропить всё человечество, чтобы подарить ему бессмертие. В момент, когда ласточка летела, её ужалила злая оса, не желавшая добра людям. Птичке стало больно, и она открыла рот, чтобы вскрикнуть от боли. Вода, конечно же, пролилась. Люди бессмертными не стали, но когда капли падали на землю с неба, они попали на кедр, ель, сосну и бруснику, благодаря чему эти растения стали вечнозелеными.
Это очень ценное лекарственное растение. Брусника содержит витамины А, С Е микроэлементы. Брусничным морсом лечатся при простуде.
Клюква (слайд)
Клюква растет на болоте. Клюква отличается освежающим и тонизирующим свойствами, улучшает работу желудка и кишечника. Напитки из клюквы обладают жаропонижающим действием и хорошо утоляют жажду, поэтому их рекомендуют применять при гриппе и высокой температуре. Варенье из клюквы и клюквенный сок особенно полезны в зимне-весенний период. Продукты клюквы являются прекрасным средством для повышения иммунитета, а также предотвращают появление авитаминозов.
Голубика (слайд)
Голубика - удивительная ягода, которая растет на болотистой местности. Ее используют в лечебных целях как общеукрепляющее, противовоспалительное, жаропонижающее средство. Из листьев готовят отвар, который помогает при болезнях сердца. Сок из этой ягоды успокаивает нервную систему, повышает тонус организма. Список полезных веществ в голубике – это уже основание для ее использования как продукта, сохраняющего молодость и красоту. Косметические концерны активно добавляют ее экстракт в кремы, сыворотки, лосьоны.
Черника (слайд)
Давно известно, что ягоды черники значительно улучшают зрение в сумерках, усиливают остроту зрения, обеспечивают увеличение поля зрения и уменьшают усталость глаз. Особенно полезна черника людям, которым по роду деятельности приходится напрягать зрение. Доказано, что черника ускоряет обновление сетчатки глаза, а так же улучшает кровообращение.
Во время Второй мировой войны советские летчики ели чернику и черничное варенье с целью улучшения зрения ночью и в сумерках. Черника входит в меню космонавтов.
Шиповник (слайд)
Шиповник- это кустарник с шипами. Весной, когда цветет шиповник кусты радуют нас нежно-розовыми цветками, а осенью ярко-красными плодами. Ягоды шиповника очень богаты витамином С, за что его и ценят. Шиповник помогает справиться с многими заболеваниями, простуда, сердечно-сосудистые, желудочные заболевания. Кроме того плоды шиповника укрепляют нашу иммунную систему. Есть масло шиповника, отвар, настой, которые применяют при различных заболеваниях.
Во время ВОВ шиповник широко использовали для лечения раненных солдат. Для заживления ран лепестки шиповника перегоняли с водой и пропитывали повязки, накладываемые на раны. Маслом из семян лечили ранения головы. Отваром плодов обмывали края раны, чтобы избежать заражения.
Воспитатель:
- Мы многое узнали о ягодах, которые растут нашей области, о витаминах, которые в них содержатся, их пользе для здоровья человека. А какие ещё целебные травы вы знаете, которые растут у нас на территории?
Дети: Крапива, ромашка, лопух, подорожник. календула (Рассматривают картинки)
Воспитатель: А ещё я хочу рассказать о ягоде, которую вы хорошо знаете.
Отгадайте – ка
Загадка:
Ягода полезная
Сладкая и нежная
Красная, душистая
Очень витаминная. (малина)
Воспитатель: Правильно. Это малина. В ней содержится очень много разных витаминов. Ей лечатся при простуде, она хорошо снимает жар. Она укрепляет наш иммунитет. Из малины готовят витаминные морсы. Я хочу научить вас готовить морс из малины.
Давайте подойдём к столу, здесь есть всё необходимое.
Ребята, чтобы приготовить морс, возьмите стаканчики и положите в них 2 ложки варенья,
Воспитатель: Хорошо! А теперь дольём туда воды.
(Приготовление и дегустация морса из брусники или малины.)
Воспитатель: Вот видите, сколько таблеток можно избежать, зная целебные травы.
-.
5 этап. Подведение итогов.
Воспитатель: Молодцы, ребята! У нас получился отличный напиток для укрепления иммунитета!
- Обязательно ли идти в аптеку за лекарствами и витаминами для укрепления своего здоровья?
- Где мы с Вами сегодня побывали?
- Какие ягоды растут у нас в лесу, в Иркутской области?
- Чем они полезны для нашего здоровья?
(Ответы детей)
Воспитатель: В заключение нашего путешествия ещё раз напоминаю: ПРИРОДА ЩЕДРА ЛИШЬ ТОГДА, КОГДА К НЕЙ ОТНОСЯТСЯ БЕРЕЖНО И ЗАБОТЛИВО.
Воспитатель:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга разноцветные – чудо простое,
Синее, белое и золотое.
Травы лечебные, травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришли люди, которые очень любят и много знают о природе нашего края.
(слово предоставляется гостям.
Воспитатель: А закончить наше занятие я хочу словами: Чтобы земля цвела родная
Чтобы чистым был ручей
Чтобы утром пел нам песню
Голосистый соловей
Мы должны ребята с вами
Всё живое сберегать
И прекрасную природу
Дружно вместе охранять.