Сулковская Татьяна
Конспект занятия по математике с участием родителей «Измерение высоты ёлки при помощи условной меры»
Цель: создание условий для проявления детьми инициативы и самостоятельности в познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи
Обучающие задачи
1 .Способствовать формированию представления и умения измерять протяженность ёлки с помощью условной меры
2. Ребенок проявляет любознательность, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
3. Способствовать проявлению у детей творчества и самостоятельности
4. Способствовать формированию начальных знаний о себе, социальном и природном мире
Публикация «Конспект занятия по математике с участием родителей „Измерение высоты ёлки при помощи условной меры“» размещена в разделах
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2024
5. Продолжать формировать представлений у детей старшего дошкольного возраста о труде взрослых через знакомство с профессиями - Геодезист.
Развивающие задачи
1. Способвовать развитию причинно-следственных представлений
2. Способствовать развитию логического мышления и памяти
3. Способствовать развитию речи
Воспитательные задачи
1. Способствовать развитию дружеских отношений в коллективе, желание заниматься совместной деятельность
2. Формировать желание помогать друг другу в исследовательской деятельности
3. Приобщение детей к миру природы, вызывать желание любить и охранять природу
4. Формирование дружеских отношений родителей и детей.
Предварительная работа:
Беседа с дошкольниками о профессиях, о профессиях родителей.
Рассматривание иллюстративных картин на тему «Профессии».
Чтение художественной литературы, стихотворений, загадок и пословиц о труде.
Просмотр презентации «Профессия геодезист»
Материалы и оборудование: воздушный геливый шарик (1 штука, условные мерки на каждого ребёнка, палочка (суши=10 см.) для второго измерения. Рулетка для измерения расстояния до дерева, музыкальная колонка, запись весёлой музыки.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Предлагаю вам начать наше занятие с игры – приветствия:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Воспитатель: - Ребята, давайте сегодня отправимся на увлекательную экскурсию- путешествие. Скажите, а вы любите экскурсии?
Дети: - Да
Воспитатель: - Тогда пойдёмте, и проведем экскурсию вокруг детского сада (дети идут по территории ДОУ)
- Скажите, пожалуйста. Вам нравится территория нашего садика? (Ответы детей)
-Что больше всего вам нравится в ней (много деревьев, кустарников)
-А знаете название деревьев растущих на территории (дети перечисляют)
-Хотела бы загадать вам загадку вот про это дерево, слушайте.
-Что же это за девица,
Не швея, не мастерица,
ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
-Дети отвечают. (ель)
- Правильно, молодцы. Вот как раз мы и пришли к елочке. Мы наблюдали за ней круглый год и правильно вы заметили она всегда в иголках.
- Кажется, елочка подросла!
2. Основная часть.
- Скажите, пожалуйста, а мы можем её измерить?
(Ответы детей)
- Хотите, мы сегодня с вами будем геодезистами. Помните, мы с вами знакомились с этой профессией. Это инженерная профессия и связана она с измерением высоты точек земной поверхности, что необходимо при строительстве зданий, различных сооружений, землемерных работах. Геодезисты изучают форму и поверхность всей Земли, измеряют местность, чтобы составить карту.
- Только как быть, у нас в отличие от инженеров-геодезистов, нет специальных приборов для измерения.
- Скажите, пожалуйста, а мы умеем с вами измерять предметы? (ответы детей)
- С помощью чего мы это делали на занятии? (ответы детей «с помощью условной мерки»)
- Да действительно мы пользовались условной меркой.
- Предлагаю попробовать измерить вот эту ель, на дерево мы конечно не полезем, это не безопасно и не нужно делать
- Измерять высоту предметов (ели) будем без специальных приборов. Мы будем с вами исследователями.
- У меня в руках есть обычный воздушный шарик, он наполнен специальным газом-гелием, который тянет этот шарик вверх. Это и будет наш измерительный прибор. У кого есть, какие предложения как с помощью шарика можно измерить высоту ели? (дети высказывают предложения).
Открою вам тайну. Как это можно сделать. Слушайте.
- Мы, привязав к шару длинную нитку, позволим шарику подняться до высоты ели. Перед этим я маркером сделала отметку на нитке. А вот моя условная мерка. Когда шарик поднимется до самой верхушки, это и будет обозначать высоту ели. Мы затем возвратим шарик назад и измерим условной меркой полученную длину нитки, которая будет равна высоте елки. Сколько условных мерок уберется в длину нитки, значит такая и высота. Ну, что исследователи, готовы!
- 1.2.3 шарик вверх лети!
- Давайте похлопаем в ладоши
(Воспитатель ослабляет нитку в руке, выпускает её из рук, шарик достигает верхушки дерева).
- Отлично, вот верхушка у ели. Опускаем шарик, берем условную мерку, и будем определять какая же высота у ели.
- А родителям, я открою секрет. Одна условная мерка равна 20 сантиметрам. Сейчас мы с вами посчитаем все вместе - раз, два, три считать начни, сколько же условных мер уберется в длину нитки.
(дети измеряют вместе с родителями условной меркой длину нитки)
- Сколько мерок, убралось (10 условных мерок).
- Уважаемые родители откройте нам секрет, какая высота ели. (2 метра).
- Вот такой у нас получился результат, высота ели равна, подскажите ребята, какому количеству условных мерок, правильно – высота ели равна 10 условным меркам.
Родители, подскажите, пожалуйста, размер ели равен, сколько? (правильно 2 метрам)
Подведём, итог-высота ели равна 10 условным меркам, и равна 2 метрам.
-Ребята, вот как много необычного есть в обычных, на первый взгляд предметах.
Способ 1. «Воздушный шарик»
Выполнение эксперимента:
1) Привязали к шарику длинную нитку и выпускали ее постепенно до тех пор, пока шарик не поднимется до верхушки дерева.
2) Сделали на нитке узелок.
3) Вернули шарик, измерили длину выпущенной части нитки.
Результат: 2 метра
2. Измерение высоты ели с помощью палочки (условной мерки)
Воспитатель
- Для следующего способа измерения ели, мы возьмем палочку (можно из суши) все отойдём на некоторое расстояние от ели, измерим высоту ели по палочке. получилось (10 см.) Затем дам свою (палочку) линейку папе (любого из детей, вернусь к ели. На уровне ствола ели, отходим в сторону от ели до тех пор, пока наш папа на линейке не увидит 10 см. Это расстояние и есть высота ели. С помощью наших палочек мы измерим это расстояние, получилось 20 условных мерок, значит 2 метра.
- Вот, ребята наши исследования показали,что можно измерить высоту предмета без специальных измерительных приборов. Способы измерения высоты, использованные нами, позволяют быстро и легко измерить высоту недосягаемых объектов. Вот так нам помогают обычные предметы, сделать необычные вещи.
- Мы с вами настоящие геодезисты
- На сегодня наши исследования закончены. Давайте подведем итог, какая же высота нашего дерева-ели.
- Правильно 2 метра.
3. Заключительная часть:
- Скажите, пожалуйста, ребята, вам понравилось измерять нашу ёлочку. (ответы детей)
-А как вы думаете, что ещё можно измерить с помощью таких способов?
(дети перечисляют: другие деревья, кустарники, спортивное оборудование).
- Что вам ребята в наших экспериментах больше всего понравилось? (ответы детей)
- Что вызвало у вас затруднение? (ответы детей)
- Молодцы, вот на следующей прогулке, мы с вами продолжим наш эксперимент, если вы захотите.
- Наша ёлочка не пострадала, она осталось целой и невредимой.
- А когда придем в группу, сделаем зарисовку нашего эксперимента.
Воспитатель включает веселую музыку дети танцует у елки вместе с родителями.