Ермакова Ольга
Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия по познавательному развитию
Тема: «Деньги. Монета. Банкнота. Пластиковая карта»
(для детей подготовительной группы)
Цель: расширять знания старших дошкольников по финансовой грамотности, раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги; закреплять знания детей о внешнем виде современных денег.
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию на тему „Деньги, Монета, Банкнота, Пластиковая карта“» размещена в разделах
- Банк. Знакомим дошкольников с банком
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Поделки из пластиковой и одноразовой посуды
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2021
Задачи:
Образовательная: расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами, продолжать учить выразительно читать стихи.
Формировать умение выражать свои мысли и анализировать, опытным путем знакомить с различными свойствами металла и бумаги, продолжать знакомить с понятиями деньги, монета, банкнота, пластиковая карта. Развивающая : учить различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты, закреплять умение выполнять математические вычисления, развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
Воспитательная: воспитывать интерес к занятию, желание заниматься, получать новые знания, умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами (бережно, аккуратно).
Предварительная работа: познакомить с историей денег (просмотр презентаций, чтение экономических сказок, следует предложить рассмотреть детям до занятия банкноты и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и банкнотой.
Словарная работа: соль, зерно, мех, орехи, рыба, ракушки, слиток, кошелек, деньги, банкомат, купюра, монета, копейка, рубль, наличные, безналичные, номинал, серебряная нить, достопримечательность, эмблема банка, обмен, стипендия, зарплата, пенсия, труд, фабрика, электронные деньги, пластиковая карта, Монетный двор, гравер, художник - график, дизайнер, металлическая, круглая, прямоугольная, бумажная, звенит, шуршит.
Интеграция областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Речевое развитие»
Методы и приемы: игровой, коммуникативный, познавательно-исследовательский, практический.
Материал и оборудование: презентация, кошелек, ракушки, перья, зерно, соль, монеты и банкноты настоящие разного достоинства, пластиковая карта, тарелочки, голубая легкая ткань для «Реки времени», сравнительная карта- таблица для опытов, карта и карандаш для внесения результатов опыта не каждого ребенка, монета и купюра на каждого ребенка для опыта, бумага для купюр, наклейки для аппликации, ИКТ, ребус, морфологическая карта, столы и стулья по количеству детей. Мультфильм и серии Фиксики (как делают деньги)
Ход занятия:
Воспитатель: (Организационная игра)
- Доброе утро!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(стук в дверь, заходит «Пластиковая карта»)
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто?
Пластиковая карта : Здравствуйте, вообще - то я Виза Копейкина!
На ленте магнитной несу информацию –
О средствах владельца и операциях!
Имею защиту – ПИНКОД четырехзначный,
Не мнусь и не рвусь,
Я карта из плас-ти-ка!
Бываю я детской, зарплатной, кредитной,
Держу инвестиции, кешбэк солидный!
В: Какая важная персона к нам пожаловала. А что вы хотите от нас?
П. К : Мне нужна ваша помощь, я смотрю вас здесь много, помогите мне разобраться с этим добром. Вот что это такое? (открывает кошелек и показывает детям деньги) Звенят и шуршат не дают мне покоя! От моей бабушки достались в наследство!
Д: Это кошелек!
В: Ребята! А для чего нужен кошелек? (чтобы носить и хранить деньги). А что такое деньги, вы знаете?
Д: Деньги – это такой предмет, за который можно что – то купить (например, еду, одежду и т. Д.) Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата, стипендия, пенсия. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.
В: Верно, ребята!
П. к: Зарплата, стипендия, пенсия…какие сложные слова?
Д: (дети читают стихи про зарплату, стипендию и пенсию)
Зарплата
Вот и месяц пролетел
Чему я очень рад
Ведь родителям моим
Положена зарплата.
День зарплаты наступил
Папа в магазин сходил
Мамин пополнился гардероб,
А я получил самолет!
Стипендия
Сегодня первое число
Чему я очень рад!
Ведь получает в этот день
Стипендию мой брат…
Студентам за учебный труд
Стипендия положена.
Брат купит много книг себе,
Ну а мне – Мороженное!
Пенсия
Дед и бабушка мои -
Потрудились от души!
Много лет они старались
Вот и пенсии дождались.
С пенсии, конечно, дед
Купит вкусненьких конфет.
В гости к ним всегда хожу, помогаю, как могу.
П. К: Какие вы молодцы!
В: Визочка, а ты не переживай мы с ребятами поможем тебе узнать историю твоих предков, присоединяйся к работе с нами.
В: Предлагаю вам ребята рассортировать содержимое кошелька, Попробуем изобразить «Реку времени» - что было и что стало с деньгами. Постараемся вспомнить, когда появились первые деньги, какие они были, как ими пользовались в старину, как они менялись со временем, о том как выглядят современные деньги, попробуеем их исследовать в нашей мини- лаборатории, узнаем как и и где их выпускают. И сами создадим свою собственную купюру!
1. Воспитатель: (На столе перед доской дети раскладывают по тарелочкам деньги из кошелька) Попробуем изобразить «Реку времени» - что было и что стало с деньгами.
- Почему в тарелку №1 вы положили эти предметы? (это деньги из прошлого, ими пользовалисть наши предки)
(дети садятся на стульчики перед доской, презентация)
Ребенок 1:
Деньги были не всегда
Люди многие года
Покупали, торговали.
И при этом все меняли:
Соль на шкуры, на зерно
Мех на злато, серебро.
Люди торговать учились,
Деньги позже появились!
Ребенок 2:
Да! Прошлое денег началось с древнего мира. У первобытного человека денег не было, он в них не нуждался, а всё что ему было надо, давала природа. Кто - то из древних людей хорошо рыбачил, а кто-то лучше всех выращивал пшеницу.
Поэтому люди стали обмениваться. Они меняли рыбу на зерно, шкуры на овощи, или другие товары. Деньгами древнему человеку служили: мех животных, зёрна, соль, орехи, ракушки.
Ребенок 3: Затем появились металлические деньги – это были не такие деньги которые есть сейчас. А кольца, брусочки, слитки. На старых монетах мы видим изображение святого Георгия Победоносца с копьем. От слова копье произошло слово копейка. Роль денег также выполняли серебряные слитки. Чтобы уплатить часть слитка, его надо было разрубить. Так появился рубль. Чтобы купить дорогую вещь люди в старину ходили за покупкой с тяжелым мешком монет. Это было неудобно, потому Монеты заменили бумажными деньгами. Первые бумажные деньги в России появились при Екатерине II и назывались «катеньки». Её портрет был изображен на купюре. Затем изображались портреты последующих правителей.
В: Молодцы, вот мы и вспомнили о прошлом денег! Визочка, интересно тебе было?
В: - Затем появились деньги похожие на современные (монеты и бумажные купюры, электронные деньги (на карте) Я вижу вы их тоже рассортировали. Мы поговорим более подробно сегодня о монетах и купюрах и познакомим с ними Визу.
Воспитатель: Предлагаю переместится к этому столу, посмотрите на эти монеты, потрогайте, что про них можно сказать, какие они (с опорой на таблицу? Круглая, металлическая, звенит - Какие монеты вы знаете? (Копейки и рубли) что изображено с обратной стороны монеты (Георгий Победоносец и Двухглавый орел) Какого они достоинства? Предлагаю вам взять по одной и выложить их в порядке возрастания на полосочки. 1к, 5к, 10к, 50к, 1р, 2р, 5р, 10р (помощь тем, кто не справляется)
Деньги
Материал
Форма
Звук
Монета
з
Купюра
ш
В: Молодцы ребята!
В: (Предложить детям присесть за стол) Воспитатель обращает внимание на бумажные деньги - банкноты. - Как можно назвать эти деньги? – Банкноты (купюры) Предложить каждому взять в руки купюру и рассмотреть внимательно найти все детали. А какие они? - Бумажные, прямоугольные, шуршат. Можно продемонстрировать шуршание банкнотой. Молодцы ребята! А сейчас предлагаю более подробно рассмотреть внешний вид купюры и выделить основные детали (защитная полоса (серебряная нить, водяные защитные знаки, их видно только на просвет, исторические места или достопримечательность города, изображены в центре купюры, деталь одинаковая у всех купюр – это эмблема банка России (двухглавый орел, номинал (стоимость данной купюры, номер, кот. На других купюрах не повторяется). Дети называют банкноты 10 р, 50 р, 100р, 200 р, 500р, 1000, 2000 р, 5000р., предлагает выложить их по возрастанию, затем проговаривают хором.
В: А теперь предлагаю на доске обвести все эти детали по - очереди проговаривая их. Молодцы!
В: Можно предложить детям создать свою купюру (изобразить на заготовках денег наклейками, например, (памятник НН, номинал, номер 440 8 11, эмблема детского сада (банк Сказка +, изображение животного, кот. захотят, для игр в магазин и в конце занятия предложить поместить купюры в банк сказка + на хранение или под проценты)
Воспитатель:
- А как вы думаете, какие деньги удобнее в использовании монеты или купюры?
Ответы детей
Воспитатель: А может мы это проверим! Пройдемте в нашу мини лабораторию. Напомните мне Правило – как надо вести себя в лаборатории? Встаньте так, чтобы было удобно всем. Зачем мы пришли сюда? чтобы узнать, что удобней монеты или купюры.
- как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится у меня на доске, а у вас на столе.
Ответы детей
1. Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета нет.)
ВЫВОД
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?
Ответы детей
Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.
2. Эксперимент: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.
Ответы детей
Воспитатель: опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?
- Может, подуем?
- Что происходит с монетой?
- А что происходит с купюрой?
- Какой вывод сделаем? Что легче?
ВЫВОД Что выигрывает? Ставим плюсик.
3. Эксперимент: Что будем дальше? Посмотрите в карту.
Ответы детей
Воспитатель: Отлично. Кладите бумагу в воду. Что происходит?
Ответы детей
Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?
Ответы детей
Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает? отметьте в нашей карте.
ВЫВОД плюс монетке.
А теперь поделитесь на пары, чтобы у вас была и монета, и купюра.
4 Эксперимент
Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки. (купюры в один кошелёк, монеты в другой) Потрясите. Переверните. Сделайте вывод, что удобнее хранить в кошельке?
Дети: Проверяют. ВЫВОД.
Воспитатель: Посмотрите в карту. Кто выигрывает?
Ответы детей
Воспитатель: А что значит ничья?
Ответы детей
Воспитатель: Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем?
Ответы детей
Воспитатель: Вы правы, нужны нам и монеты и купюры. Ребята, а какое средство оплаты может еще быть в кошельке? Что кроме денег можно использовать при оплате? (электронные деньги, пластиковые карты, про них мы поговорим на следующем занятии.
П. К. : Молодцы, ребята! Очень много всего я узнала сегодня, спасибо, за это поиграю с вами в игру, которая называется «Дополни». Одни называют признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот (можно опираться на таблицу)
Игра «Дополни» (стоя в кругу)
- Монета круглая, а банкнота …
- Банкнота бумажная, а монета …
- Монета звенит, а банкнота …
- Монета металлическая, а банкнота…
- Монета холодная, а банкнота теплая…
Воспитатель: Со временем, ребята, деньги бумажные тоже стареют, изнашиваются, нужно заменять их другими. Откуда берутся новые деньги? Где же их производят, мы увидим на экране, присаживайтесь, пожалуйста. (просмотр мультфильма из серии Фикси-советы «Как делают деньги»)
В: Наше занятие подошло к концу. Вы большие молодцы! Предлагаю вам вспомнить о чем мы сегодня говорили, что нового узнали, с какими новыми словами познакомились. Разгадывание ребуса. Подведение итогов. Рефлексия.
С Т И П Е Н Д И Я И
Р К Д Е Д З Е Р Г В
У У Ц Н М О Н Е Т А
Б П В С Л Э Ь Д Ж Э
Л Ю К И Д У Г П С Л
Ь Р Н Я Ы Б И Ь М Г
З А Р П Л А Т А Б Щ
Ь Н О М И Н А Л Ю Т
П. К. : За то, что вы ребята познакомили меня с историей происхождения моих предков, я очень благодарна и у меня для вас сюрприз из Банкомата, волшебного агригата! Держите карту, по очереди прикладывайте, отдавайте мне обратно (дети прикладывают карту и забирают сюрприз, золотые монетки)
В: Ребята, не забывайте, что после работы с деньгами необходимо мыть руки!
Р. S. Молодцы! Деньги являются неотьемлемой частью нашей жизни, они будут встречаться на нашем пути всегда, но вы должны помнить, что за деньги не все можно купить! (здоровье, жизнь, дружбу, любовь и т. д) Желаю вам быть финансово - грамотными и успешными в жизни! До новых встреч!