Светлана Пушкина
Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего возраста «Вот и к нам пришла зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного мероприятия по познавательному развитию (Окружающий мир) и художественно-эстетическому развитию (аппликация)
для детей средней группы (4-5 лет)
Тема: «Вот и к нам пришла зима!»
с использованием современной образовательной технологии
«ИКТ»
Цель: Формировать у детей средней группы представления о зиме, как времени года.
Задачи:
Образовательные:познакомить с произведениями русских поэтов о зиме;
Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию для детей среднего возраста „Вот и к нам пришла зима“» размещена в разделах
Развивающие: формировать умение видеть красоту русской природы, развивать интерес к познавательной деятельности, интерес к русской словесной культуре; познакомить с нетрадиционными способами изобразительной деятельности;
Воспитательные: воспитывать любовь к родной природе, умение внимательно слушать.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: русская народная сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»;
Чтение художественной литературы: отгадывание загадок по теме «Зима»;
Развивающая игра «Снежные узоры»;
Дидактическая игра «Снеговик» (четвертый лишний).
Оборудование:
Дидактическая игра «Что перепутал художник?» (тема «Времена года»);
Иллюстративный материал: картинки по теме «Зима в городе»;
Проектор;
Мультимедийная презентация «Зима»;
Клеенки для столов;
Лист картона А4 синего цвета с силуэтом снеговика, плоская заготовка носа (имитация морковки, глазки для снеговика, плоское ведерко и пуговицы;
Бумажные салфетки белого цвета – пачка 100 штук;
Магнитофон, аудиозапись спокойной фоновой музыки;
Картотека стихотворений русских поэтов о зиме
Ожидаемые результаты:
Дети знакомы с зимой как временем года, имеют представление о ее особенностях;
Имеют представление о русской поэзии;
В группе созданы условия для ознакомления родителей с творчеством детей.
Словарная работа (введение в активный словарь):зима, месяц, вьюга, холод, мороз, снег, сосулька.
Ход непрерывно образовательной деятельности
Дети и педагог находятся в групповом помещении ДОУ. Воспитатель демонстрирует детям иллюстрации заснеженного города.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красив наш город. Какое время года мы наблюдаем на всех этих картинках?
Дети: Зима!
В: Верно, к нам в город пришла снежная гостья – Зимушка-зима! А что зимой бывает? Чем зима отличается от других времен года?
Ответы детей: Зимой холодно, сильный мороз, идет снег, морозно и т. п.
В: Правильно! Давайте проверим вашу внимательность. Посмотрите, пожалуйста, на картинки. Художник рисовал разные времена года, но, по-моему, он слегка запутался. Что же перепутал художник?
Дидактическая игра «Что перепутал художник?»
(тема «Времена года»)
(Цель: развитие внимания, умения выделять характерные особенности присущие разным временам хода)
Ход игры
Педагог демонстрирует сюжетные картинки с изображением разных времен года. На картинках есть ошибки, неточности изображения. Дети должны отметить эти ошибки и объяснить, почему они считают, что это ошибка. Перед игрой педагог предупреждает детей, что будет сам вызывать их на ответ и кричать всем вместе не следует. Те, кто знают правильный ответ, должны поднимать руку как в школе.
В: Ребята, много стихотворений написано про нашу красавицу зиму! Мы смотрели с вами картинки зимнего города, теперь я почитаю вам стихотворения о красоте зимней природы, а вы слушайте и смотрите на экран.
Помощник воспитателя включает мультимедийную презентацию «Зима» с картинками подобранными для иллюстрации стихотворений русских поэтов и включает негромкую музыку для фона. Педагог с выражением читает стихотворение С. Есенина «Пороша», помощник переключает слайды.
Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
В: Красивое стихотворение? Вам понравились картинки?
Дети: Да, понравились!
В:Предлагаю вам поиграть немного. Давайте представим, что мы с вами падающие снежинки, которые тихо кружась, падают на зимний город.
Игра-этюд «Снег идет»
(Цель: формировать умение детей отождествлять себя с природой; учить средствам выразительности позы, жестов, движений)
Под негромкую спокойную фоновую музыку дети изображают летящие снежинки, кружатся, замирают, тихо опускаются на пол.
В: Какой у нас снегопад замечательный получился. Давайте присядем отдохнуть и послушаем следующее стихотворение.
Помощник воспитателя переключает слайды, педагог читает стихотворение С. Михалкова «Белые стихи».
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег - упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело:
Снего-снего-снегопад!
Хватит дела для лопат,
Для лопат и для скребков,
Для больших грузовиков.
Снег кружится,
Снег ложится -
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Только дворник, только дворник
Говорит: - Я этот вторник
Не забуду никогда!
Снегопад для нас - беда!
Целый день скребок скребет,
Целый день метла метет.
Сто потов с меня сошло,
А кругом опять бело!
Снег! Снег! Снег!
В: Ребята, а что вы любите зимой на улице делать?
Дети: Кататься на санках, ватрушках, лыжах, коньках, играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снеговика…
В:Я предлагаю вам прямо сейчас изготовить снеговика, который не растает у нас в группе.
Коллективная аппликация «Снеговик»
(Цель: знакомство с нетрадиционными способами изобразительной деятельности, развитие мелкой моторики пальцев, развитие умения работать коллективом, дружно, не ссорясь)
Дети и педагог проходят к столу, накрытому клеенкой, педагог раздает салфетки. Дети должны смять салфетки в бумажные комочки, которые и наклеивают на картон, заполняя заранее подготовленный педагогом силуэт. В конце работа дополняется глазками, носом-морковкой, ведром и пуговицами. Из комочков салфеток можно сделать и сугробы, среди которых расположился снеговик.
В: Великолепный мужичок-снеговичок у нас получился, отнесем его на выставку для родителей, пусть полюбуются! А теперь взгляните опять на экран, а я вам прочитаю еще одно стихотворение.
Дети отдыхают, рассматривая слайды с иллюстрациями, педагог читает стихотворение «Идет волшебница-зима.» А. С. Пушкина.
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.