Рита Самойлова
Занятие по познавательно-эстетическому развитию в старшей группе «Тот прекрасную жизнь прожил, кто красоту земли умножил»
▼ Скачать
Образовательные области: «познание», «коммуникация», «социализация», «художественная литература», «музыка», «художественное творчество».
Программные задачи:
• Способствовать расширению и закреплению знаний детей о родном крае
• Развивать творческие способности детей
• Воспитывать желание познавать и возрождать лучшие традиции башкирского народа.
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением природы Башкортостана, с изображением видов народных промыслов башкирского народа, с изображением пожилых людей.
Публикация «Занятие по познавательно-эстетическому развитию в старшей группе „Тот прекрасную жизнь прожил, кто красоту земли умножил“» размещена в разделах
Раздаточный материал: бумага разных форматов, шаблоны рукавицы, сапожков, фартуков, юрты, акварель, кисти, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение художественной литературы о культуре и быте башкирского народа, заучивание стихов о Башкортостане, беседы о родном крае.
Методы и приёмы.
Посещение башкирской гостиной
Беседа
Рассматривание иллюстраций
Вопросы
Физкультурная минутка
Пальчиковая гимнастика
Практическая деятельность детей
Анализ рисунков детьми
Обобщение.
Ход.
Под звуки курая дети входят в башкирскую гостиную, где их встречает Хозяюшка (воспитатель в башкирском костюме). Здороваются на башкирском языке: «Хаумэхэгэз»
Воспитатель: Проходите, гости дорогие! (Дети рассаживаются вокруг столика с самоваром и башкирской посудой).
Воспитатель: Ребята, я очень рада, что вы пришли ко мне в гости. В какой республике мы живём? (ответы детей).
Ребенок читает стихотворение Г. Молодцова.
Башкирия,
Моя земля и небо,
Моя любовь,
Мой соловиный край
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай…
Воспитатель: Да, Башкортостан – наша Родина. А что такое Родина? (Ответы детей).
Воспитатель: Под словом Родина мы подразумеваем свою семью, наш детский сад, нашу республику, наш народ, нашу планету.
Наша планета – Земля
Очень щедра и богата.
Горы, леса и поля
Дом наш родимый, ребята!
- Люди во все времена старались сделать свою землю, свою родину богаче, красивее. Ребята, как вы думаете, почему так говорят: «Тот прекрасную жизнь прожил, кто красоту земли умножил»? (ответы детей).
- Вы тоже стараетесь сделать нашу Родину красивее. Как вы это делаете? (ответы детей).
- А ваши родители что для этого делают? (ответы детей).
- Наши предки тоже любили свою Родину. А вы знаете, кто это - предки? (ответы детей).
Рассматривание иллюстраций стариков.
- Правильно, посмотрите, какие у них добрые, красивые лица.
- А чем издревле занимались наши предки? (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, защищали Родину от врагов.)
- А женщины чем занимались? (Вели хозяйство, ткали ткань, шили одежду, помогали мужчинам).
- А еще башкиры – очень веселый народ, и они с удовольствием играют в различные веселые игры. А вы любите играть? (да). Тогда давайте поиграем в игру «Курай».
Игра проводится под любую башкирскую народную мелодию. Дети, взявшись за руки, образуют круг и двигаются в одну сторону. В центре круга один ребенок, он кураист, в руках у него курай (длинная дудочка, он ходит в противоположную сторону. Дети по кругу ходят, бегут, выполняют притопы на слова:
«Услыхали наш курай,
Собрались мы все сюда.
Наигравшись с кураистом,
Разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай
На зеленом, на лугу
Мы попляшем под курай,
Дети разбегаются врассыпную, выполняют движения башкирского танца под слова:
«Ты, курай задорный, веселей играй.
Тех, кто лучше пляшет, выбирай»
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим.
- А теперь, давайте помечтаем, что вы стали взрослыми и делаете сами что-то, чтобы внести еще больше красоты в нашу жизнь. А мечты вы отразите в своих рисунках. Кто-то, может быть, представит себя художником, который расписывает посуду башкирским орнаментом или ткачом, который изготавливает палас или полотенце, кто-то станет портным, украшающим наряд девушки, кто-то украсит юрту красивым орнаментом. А кто-нибудь, может быть, нарисует картину, где покажет красоту родного края.
Пальчиковыя гимнастика на русском и башкирском языках:
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик - дедушка (показывают большой палец руки,
Этот пальчик-бабушка (показывают указательный палец,
Этот пальчик-папа (показывают средний палец,
Этот палец-мама (показывают безымянный палец,
Этот пальчик - я! (ритмично сжимают и разжимают кулачки).
А теперь в эту игру сыграем на другой руке и на башкирском языке.
Был бармак – алатай,
Был бармак – оласяй,
Был бармак – атай,
Был бармак – асяй,
Был бармак - мин,
Был минен гаиля.
Дети рисуют, самостоятельно выбирая материал.
Выставка рисунков.
Дети рассказывают о том, что они изобразили.
Воспитатель: Ребята, у вас получились очень красивые рисунки. Я верю, что вы вырастете прекрасными людьми и обязательно преумножите красоту нашего родного края!