Петровская Наталья Алексеевна
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе «Путешествие на Чукотку»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект познавательной непосредственно-образовательной деятельности в средней группе «Путешествие на Чукотку»
Цель - с помощью игры-путешествия познакомить детей с жителями Чукотки.
Программное содержание:
• познакомить детей с особенностями чукотского края - расположена в северной части России, в недрах тундры,
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в средней группе „Путешествие на Чукотку“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чукотский автономный округ, Чукотка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
• дать знания детям о жилище чукчей – яранга, средстве передвижения – оленья упряжка;
• воспитывать любознательность к народам России, любовь к своей родине и желание больше узнать о ней.
Словарная работа: иллюминатор, Север, Ледовитый океан, тундра, Северное сияние, Хейро – солнце, упряжка, яранга, чукча, оленьи шкуры.
Предварительная работа
Рассматривание картин, иллюстраций растений, животных тундры и океана, карты России. Изготовление шапочки Солнца и куклы в национальном костюме, рассматривание чума с очагом. Организация выставки предметов быта чукотского народа : оленья шкура, рога, изделия из слоновой кости, бубен, предметы быта.
Ход занятия
Дети входят в группу под песню «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…» музыка М. Фрадкина, слова М. Пляцковского. Останавливаются у карты России, вывешенной воспитателем.
Воспитатель: Ребята, нам прислали приглашение на Чукотку.
- Ну, как, отправимся с вами в путешествие на Чукотку?
Дети – да.
Воспитатель: Это далеко или близко? Как вы думаете? – Далеко. Ребята, как можно добраться до Чукотки?Дети - На поезде, на самолете…
Да, туда можно добраться только на самолете. Вот и полетим мы с вами на самолете. Итак, мы садимся в самолет. (Усаживает детей на стульчики).
Воспитатель: Экипаж на месте, пристегнули ремни. Все готовы! Самолет взлетел «Уу-у-у», летим «Лл-л-л».
Я буду стюардессой. Итак, внимание, летим над нашим городом. Как он называется? (Наш город Улан-Удэ).Посмотрим с высоты, какой он красивый. Его окружают горы, леса, протекает река Селенга. Теперь наш самолет взял курс на Север. Мы подлетаем к Чукотке. (Сопровождается показом слайдов).
Воспитатель: Под крылом самолета тундра, о ней расскажет Лев.
Названный ребенок рассказывает : «тундра – это равнина, где нет деревьев, а земля летом покрыта мхом, которым питаются олени.
Воспитатель: Дети, наш полет продолжается вдоль берега Ледовитого океана. Каких животных мы могли бы увидеть? Саша, расскажи.
«В тундре живет северный олень. Он похож на лошадку. Шерсть серая, густая, на голове большие ветвистые рога. Широкие копыта позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь.»
Воспитатель: Дети, наш самолет пролетает над Северным Ледовитым океаном. Рассказ воспитателя :
«Северный Ледовитый океан – это огромное пространство воды, покрытое льдами и снегом. Зимой здесь часто бушуют метели, трещат морозы.
Воспитатель: Товарищи пассажиры, за бортом самолета начинается снежная буря, а на самолете в такую погоду лететь опасно. Мы вынуждены приземлиться. Внимание! Снижаемся. Самолет приземлился.
Воспитатель: На Севере живут чукчи. Они ездят по тундре на нартах – легких санках, в оленьих упряжках. Люди одеты очень тепло. Вся одежда и обувь сшита из оленьих шкур. Дети и взрослые в свободное время и на праздниках любят петь и играть.
Воспитатель: Выходим из самолета. Давайте и мы поиграем в чукотские игры. Игра «Хейро» - Солнце. Оно так редко здесь появляется, что все ему рады.
Воспитатель объясняет правила игры. Играющие становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, руками делают равномерные взмахи вперед – назад и на каждый шаг говорят «Хейро». На ведущего одевают шапочку Солнца, он сидит на корточках в середине круга. Игроки разбегаются, когда Солнце встает, выпрямляется, разводит руки в стороны. По правилам игры все игроки должны увертываться от Солнца при его поворотах. На сигнал: «Раз, два, три – в круг скорей беги!», все возвращаются в круг.
Подвижная игра «Тиркытир ынкъам йъылгын – Солнце и луна». А теперь давайте поиграем в игру «Солнце и луна». Игра проводится под звуки ярара. Педагог показывает солнышко и говорит: «Тиркытир» Дети прыгают, играют, бегают. Показывает луну и говорит «Йыльгын». Дети садятся на корточки и изображают спящего человека. После окончания игр, дети возвращаются на свои места.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в иллюминатор, какое красивое зрелище! Это явление – Северное сияние. Его можно увидеть только на Севере.
Что за чудо – чудеса загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костер выше леса, выше гор!
Он горит, а снег не тает, он блестит, не согревает.
Мерзнут горы и леса, коченеют небеса.
Дидактическая игра «Как построить ярангу».
Воспитатель- Чукчи живут в своих домах, которые называются яранга. Такой дом строят быстро и просто. Надо воткнуть палки в снег, потом верхние концы связать вместе и покрыть оленьими шкурами. Теплое жилище готово. Внутри место для очага, на котором готовят еду. Нужен тебе дом – поставил его, не нужен – сложил в мешок и забрал с собой на новое место.»
И вот, в тундре началась пурга (звучит музыка завывания ветра). А чтобы укрыться от ветра вам надо самим быстро построить ярангу. Внимательно рассмотрите картинки. (Показывает на мольберте поэтапный сбор яранги – сначала каркас, затем натягиваем шкуры, потом укрепление). Как вы думаете, с чего бы вы начали строить ярангу? Дети подходят к столам, на которых заранее приготовлены картинки (собирают поэтапно картинки сбора яранги)- Первая картинка «Ставится каркас из деревянных жердей», затем «Натягивание покрышки из оленных шкур» и третья картинка «Укрепление покрышки кожаными веревками и камнями». Воспитатель - Молодцы ребята, отлично справились с заданием.
Воспитатель: Вот и построили мы с вами наш дом «яран,ы». А теперь давайте сядем в нем в кружочек, а посреди нашего круга мы поставим наш огонек, который станет для нас сейчас семейным очагом. И пока горит наш очаг, давайте повторим, куда мы с вами прилетели и что нового узнали? Что больше всего вам понравилось (Ответы детей). Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, я приготовила вам сюрприз. Называется он семейный охранитель – тайн,ыквын. Он охраняет благополучие и счастье семьи. (педагог раздает детям тайн,ыквыт).
Воспитатель: А теперь нам пришла пора возвращаемся домой. Садимся в самолет. Пристегнули ремни. Взлетели: «До свидания, Чукотка!». Летим – ууууууу…. Дети возвращаются под мелодию песни, которая звучала в начале занятия: «Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним…»
- Вот мы и в саду! Возвращаемся в группу. А теперь давайте раскрасим ярангу чукотским узором. Дети выбирают раскраски и садятся раскрашивать карандашами.