Евгения Попова
Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительное под ногами»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительное под ногами»
Подготовила: Попова Евгения Олеговна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 «Ласточка» комбинированного вида города Горно-Алтайска»
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительное под ногами»
Публикация «Конспект познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе „Удивительное под ногами“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Формирование познавательного интереса к неживой природе через проведение опытов с камнями и песком.
Задачи:
Образовательные:
1. Развивать умение сравнивать камни и песок, делать выводы;
2. Поддерживать интерес к изучению камней и песка, упражнять в классификации их по разным признакам: цвет, форма, размер;
3. Учить детей обобщать проведенные исследования при помощи схемы
Развивающие:
1. Развивать познавательную деятельность в процессе экспериментальной деятельности;
2. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, логическое мышление.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к неживой природе и желание помочь другому;
2. Расширять знания детей об использовании камней и песка.
Планируемые результаты
Дети самостоятельно могут делать выводы по итогам экспериментальной деятельности с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения.
Материалы: мнемотаблица по свойствам камней и песка, шапка магистра, фартуки, указка, наборы камней и песка, кусочки дерева, стеки, кусочки
пластилина, ложки, разносы, влажные салфетки, баночки и колбочки с крышкой, мяч, тематическая мультимедийная презентация.
Ход познавательно - исследовательской деятельности
(Дети входят в зал и становятся по кругу)
Воспитатель
Привет любимые друзья,
Пришла сегодня в садик я.
Утром мы сюда спешим
Поздороваться хотим.
Здравствуйте, мои ребята
Видеть вас всегда я рада!
Посмотрите, сколько у нас гостей, давайте с ними поздороваемся.
Ребята, я предлагаю вам пройти и присесть на стульчики.
(Дети проходят и присаживаются полукругом)
Воспитатель: А сейчас я хочу рассказать вам… (раздается звук вихря)
- Ой, а это еще что? Что случилось?
(слайд 1)
- Ребята, посмотрите, кто это?
Дети: Это Дракон
Воспитатель: Интересно, откуда он к нам попал? Что же с ним произошло? Ребята, а вы знаете, я немного знаю драконий язык. Сейчас я хлопну в ладони, и вы тоже сможете его понимать, и мы все узнаем. Вот что он говорит:
История дракона (Включается аудиозапись)
Я живу в чудесной стране. Мою страну омывает ласковое море. (слайд 2)
Но однажды произошло что-то, что напугало всех жителей. Земля задрожала, вскипело море. А потом появилась гора. (слайд 3)
Целую ночь над горой стоял гул, целую ночь, ее вершина извергала огонь, дым и пепел, а потом с вершины горы полилась огненная река. Черная туча заволокла все небо, сверкали молнии, беспрерывно гремел гром. (слайд 4)
На рассвете пошел дождь и все утихло. Гора была спокойна, а огненная река застыла. Море больше не сердилось, а ласково омывало непонятные предметы. (слайд 5)
Я собрал их в мешочки и отправился в путешествие, чтобы узнать, что это такое, и как можно это использовать. Но налетевший вихрь подхватил меня, и забросил к вам. (слайд 6)
Может быть, вы поможете мне, ребята?
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем нашему гостю?
Дети: Да!
Воспитатель: А для того, что бы ему помочь, нам необходимо узнать, что же за удивительные предметы дракон собрал в свои мешочки. Ну-ка я посмотрю, что там. (Заглядывает в мешочки)
- Ребята, здесь действительно находятся интересные предметы, но какие, я просто так не скажу. Попробуйте отгадать, сначала о том, что лежит в мешочке, какого цвета? (Воспитатель показывает красный мешочек)
Дети: Красного (Бордового) цвета.
Воспитатель: Молодцы. Правильно.
- А теперь слушайте
Его в горах полным - полно.
Он часто падает на дно
Ущелья со скалы крутой.
Он твёрдый, маленький, большой.
По форме разным он бывает.
Его с дороги убирают.
Что это такое?
Дети: Камень
Воспитатель: Давайте проверим. (Воспитатель достает из мешочка один камень)
- Молодцы. Отгадали загадку правильно. А теперь отгадайте, что находится в мешочке, какого цвета?
Дети: Синего.
Воспитатель: Умницы. Слушайте следующую загадку.
Из камней он появился,
Зё рнами на свет явился:
Жёлтый, красный, белый
Или светло-серый.
То морской он, то – речной.
Отгадайте, кто такой!
Дети: Песок!
Воспитатель: Молодцы, вы справились и с этой загадкой. (Воспитатель достает из мешочка емкость с песком)
Для того чтобы помочь нашему гостю, нам нужно отправиться в лабораторию. Но прежде, чем мы это сделаем, давайте вспомним правила поведения в лаборатории и расскажем о них нашему гостю.
(Слайд 7 «Правила поведения в лаборатории»)
- Обратите внимание на схему, она вам подскажет, что можно делать, а что делать нельзя.
(Дети перечисляют правила, на которые указкой показывает воспитатель)
1. В лаборатории нельзя кричать;
2. Не трогать без разрешения;
3. Не пробовать на вкус;
4. Соблюдать осторожность;
5. Работать только на своем месте.
Молодцы ребята. Проходим в лабораторию. Надеваем фартуки и за работу. Работать мы будем в парах. (слайд 8 висит)
- Мы уже знаем, что лежит в каждом из мешочков. Каждой паре я сейчас раздам по одному камню, который принес дракон, и насыплю песок.
Опыт №1 Определение цвета и формы
Воспитатель. Внимательно посмотрите на камни. Обратите внимание на цвет и форму камней. Что вы увидели? У всех ли камни одинакового цвета и формы.
Дети: Нет. Камни имеют разный цвет и форму.
Воспитатель: Правильно. Камни имеют разный цвет и форму. Это запомнить будет легко, если вы посмотрите на эту схему.
(Воспитатель вывешивает схему 1)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а меняет ли камень форму? Какими способами можно это доказать?
Дети: Сжать его, ударить камень о камень.
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите в одну руку камешек, а в другую пластилин. Сожмите обе ладошки. Что произошло с пластилином, он изменил свою форму?
Дети: Да, пластилин расплющился.
- А камень?
Дети: Нет.
- Какой можно сделать вывод?
Дети: Камень не меняет своей формы.
- Ребята, как вы думаете, камень тверже дерева? Возьмите в руки стеку и попробуйте поцарапать ей камень и кусочек дерева. Где остался след?
Дети: след остался на дереве.
- Так какой можно сделать вывод из этого опыта?
Дети: Камень прочный и твердый. Он тверже дерева и пластилина.
Воспитатель: Молодцы. Вы сделали правильный вывод, Дракоша ты запомнил?
- А теперь посмотрите на песок. Скажите, какого он цвета?
Дети: песок серого цвета.
Воспитатель: Правильно ребята. Этот песок серый, но в природе бывает песок и других цветов. (Показ фото)
Можно ли определить форму песка?
Дети: Нет, форму песка мы определить не можем.
Воспитатель: Правильно. А теперь возьмите из фиолетовых контейнеров крышечки, положите их на стол перед собой. Из этого же контейнера возьмите ложечку. Зачерпните ею песок, из фиолетовой чашечки, которая находится в желтом контейнере. Насыпте песок на крышечку. Теперь возьмите немного песка пальчиками и высыпьте его обратно в тарелочку. Что происходит с песком?
Дети: Он сыпется.
Воспитатель: Молодцы.
Опыт №2 Определение размера
Воспитатель. Рассмотрите камни, лежащие перед вами, и скажите: все ли камни одинакового размера? Н6айдите и покажите самый маленький камень, средний камень, а теперь покажите самый большой камень. А теперь подумайте и сделайте важный вывод о размере камней.
Дети: Камни бывают разного размера.
Воспитатель: Молодцы. Ваше наблюдение верно, а этот рисунок, так же поможет вам и нашему гостю это запомнить.
Скажите, а можно ли определить размер песка? Почему?
Дети: песчинки очень маленькие, их не видно.
Воспитатель: Для того чтобы рассмотреть песчинки, нам нужно взять лупу – увеличительное стекло. Но чтобы лучше рассмотреть песчинки даже через лупу, давайте сделаем гимнастику для глаз.
Гимнастика для глаз
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Раз – налево, два – направо,
Три – наверх, четыре — вниз.
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
Тренируя мышцу глаза.
Видеть лучше будем сразу
Глазки мы потренировали, а теперь возьмите лупы из фиолетового контейнера. Лупу нужно держать на небольшом расстоянии от глаз, что бы лучше видеть. Посмотрите на песок с ее помощью. Что вы увидели? Какой можно сделать вывод?
Дети Размер песчинок без лупы определить нельзя.
Воспитатель: И это наблюдение верно. Этот вывод поможет запомнить следующая схема. (Воспитатель вывешивает схему)Ты запомнил это Дракоша?
Игра «Создаем музыкальные инструменты»
Воспитатель. Как вы думаете, могут ли камни издавать звук? Постучите камешком о камешек. Что вы слышите?
Дети: Стук
- А песок может издавать звуки?
.
Песок, как и камень, может издавать звук. Хотите убедиться. Тогда мальчики возьмут баночки и насыпят в них по ложке мелких камешков, а девочки, насыпят по ложке песка в колбочки. Закройте их крышками. Теперь потрясите баночками с камешками. А теперь колбочками с песком. Что вы услышали?
Дети: Шум
- Какой можно сделать вывод?
Дети: Камни и песок могут издавать звук
Молодцы ребята.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. У нас получилось необычное письмо о песке и камнях. Послушайте, что у нас получилось:
Камни бывают разного цвета и разной формы, и разного размера. Они твердые, могут издавать звуки. Песок тоже бывает разного цвета, он не имеет постоянной формы, размер песчинок без лупы определить нельзя. Он мягкий и может издавать звуки.
Ребята, кто из вас хочет стать настоящим ученым, надеть шапочку магистра и сделать важный вывод о свойствах камней? (один ребенок делает вывод обо всех проделанных опытах). А теперь кто хочет рассказать о песке? Молодцы ребята. Как вы думаете, помогли мы с вами нашему гостю?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята. Я предлагаю покинуть нашу лабораторию. Но прежде уберем рабочее место. Сложите все оборудование аккуратно в контейнеры. Снимем фартуки. Молодцы. А теперь пройдем и встанем в круг.
(Дети становятся в круг)
Физминутка
Ребята, предлагаю поиграть в игру, которая называется «Камень и песок». Эта игра на внимание. Я буду называть предметы, сделанные из камня или песка. Если предмет будет из камня – вы стоите не шевелясь, а если из песка – кружитесь один раз вокруг себя. Вам понятно задание, тогда начнем.
Песочные часы
Каменный дом
Скульптура
Песчаная буря
Каменный мост
Песочная фигура
Скалы
Каменная лестница
Пустыня
Каменный бордюр
Песочная мультипликация
Стекло
(Если дети затруднятся с определением куда отнести стекло - Ребята, а почему, когда я назвала стекло вы стояли? Вам нужно было покружится. Ведь стекло делают из песка)
Отдохнули? Молодцы! А теперь продолжаем работу. Проходите за столы.
Воспитатель. Ребята, наш Дракон хочет нам что-то сказать. Давайте послушаем.
Я теперь многое знаю о камнях и песке, и могу вернуться домой. Но перед этим я хочу вас отблагодарить. Вы знаете, что драконы охраняют сокровища? Так вот я решил поделиться с вами своими сокровищами. (Достает мешочек с одними ниточками)
Воспитатель: Ой. Какая досада. Когда дракона подхватил вихрь, все сокровища рассыпались. Что же делать? Наш гость просит нас не волноваться. Когда остыла огненная река в их стране, то там где она коснулась песка, многие жители находили круглые шарики стекла. Дракон просит принести чашечку с песком. Что же он задумал?
Ребята, смотрите. (На экране дракон. (слайд 9) Он дышит огнем. Воспитатель достает мешочек с бусинами)
Посмотрите, что это?
Дети: Это бусинки
Правильно, и они очень похожи на драгоценные камни. Но здесь еще что-то лежит.
(воспитатель достает для к4аждого ребенка браслетики)
Ребята, давайте попрощаемся с нашем гостем и скажем ему «Спасибо».
Рефлексия
Ребята, вам понравилось сегодня на занятии? Чем мы сегодня помогли дракону? Было ли вам трудно? Вы все молодцы, вы были очень внимательными и поэтому справились со всеми заданиями и смогли помочь нашему гостю. Спасибо вам. Похвалите себя, похлопайте в ладоши.