Елена Терехова
«Вестники весны — первоцветы». Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
«Вестники весны - первоцветы»
Цель: Расширять представления о весенних изменениях, происходящих в природе - появление первоцветов.
Задачи:
- способствовать расширению представлений детей о первоцветах, их разнообразии, строении.
- развивать умение наблюдать, анализировать.
- развивать способность самостоятельно рисовать цветы.
-воспитывать бережное отношение к природе; умение слушать и слышать друг друга.
Публикация «„Вестники весны — первоцветы“, Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Старшая группа
- Темочки
Ход занятия:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (Дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)
Воспитатель
Когда встречаем мы рассвет, мы говорим ему…Привет!
При встрече через много лет вы крикнете друзьям…. Привет!
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго…. Привет!
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…Привет!
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы…. Привет!
Воспитатель :
- Я сегодня утром пришла в детский сад, и на столе увидела письмо для старшей группы, которое решила открыть только вместе с вами.
- Вы хотите узнать от кого это письмо и что там написано?
Дети: Да
(воспитатель открывает письмо и читает)
«Здравствуйте ребята, пишет вам скворец Василий, однажды весенним тёплым утром, я вылетел из скворечника и вдруг увидел молодую пчёлку, она сидела на сухой травинке и была очень грустная, я подлетел поближе к ней и спросил, почему она в такое чудесное утро грустит. Пчёлка рассказала, что впервые вылетела из улья и очень голодная, но не знает где взять себе еду. Я рассказал ей, что видел на полянке около леса появились первые цветы. Пчелка спросила, как называются эти цветы, но я не смог ответить ей. Однажды, я бывал у вас в детском саду и знаю что вы очень умные любознательные и внимательные, может быть, вы поможете, нам узнать об этих, первых весенних цветах?»
Воспитатель
- Ребята, поможем пчелке и скворцу узнать о весенних цветах?
Дети:
-Да?
Воспитатель
- Как мы можем им помочь?
Дети:
- Рассказать об этих растениях, нарисовать их, слепить.
Воспитатель
- Я предлагаю вам, отправится на весеннюю полянку.
А чтобы на неё попасть, нужно произнести волшебные слова. «Раз, два, три - повернись на поляне очутись.»
(Дети встают, поворачиваются вокруг себя, произнеся слова»
(Звучит композиция Звуки ВЕСЕННЕГО ЛЕСА)
Воспитатель
- Вот мы и в весеннем лесуНеобычной красоты бывают лесные поляны весной, когда цветут первоцветы. Ребята давайте вспомним кто самый главный помощник весны?
Дети :
- Солнце
Воспитатель
- Правильно, солнце - самое большое и доброе чудо.
(Воспитатель вешает на магнитную доску грустный смайлик)
Но что-то наше солнышко невеселое. Хотите его развеселить?
Дети:
- Да
Воспитатель
- Давайте с вами поиграем в игру «Подскажи словечко». И за каждый правильный ответ приклеиваем нашему солнцу лучики.
Весной солнце… (светит, припекает, ласкает)
Весной сосульки под солнцем… (тают, капают, падают)
Весной сугробы от солнечного тепла… (оседают, тают)
Весной на деревьях почки… (распускаются, набухают)
Весной ручьи… (бегут, журчат, звенят)
Весной птицы гнезда… (вьют, строят, делают)
Весной лед на реке… (тает, трещит, ломается, плывет)
Весной животные….(просыпаются)
Воспитатель:
(Воспитатель переворачивает солнышко и на обратной стороне дети видят улыбающийся смайлик)
Молодцы ребята, посмотрите, какое наше солнце стало яркое,лучистое, весёлое.
Воспитатель:
-А давайте вспомним, когда появляются первые цветы в лесу?
Дети:
- Весной.
Воспитатель:
- Правильно.
К нам весна шагает быстрыми шагами,
и сугробы тают под её ногами,
Чёрные проталины на полях видны.
Видно, очень тёплые ноги у весны!
-Скажите, что такое проталины?
Дети:
- Место, где растаял снег и видна земля.
Воспитатель:
-Может, кто то из вас знает, как в природе называются первые весенние цветы?
Дети:
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Первоцветы – это удивительные растения, которые приспособились цвести тогда, когда в лесу на деревьях еще нет листвы, и каждый теплый солнечный лучик доходит до самой земли.
Воспитатель:
- Предлагаю вам изучать первоцветы, играя в игру «Собери цветок»
(работа в парах с разрезными картинками)
(Воспитатель выбирает первую пару детей, и они на магнитной доске собирают картинку)
1 картинка «Подснежник»
Воспитатель:
-Ребята, а вы знаете, что это за цветок?
Дети:
(Ответы детей)
Воспитатель:
Из ваших ответов я поняла, что вы знаете эти цветы, знаете,
почему их так называют. Информацию о растениях вы узнали от
воспитателей, родителей, из книг и энциклопедий. Вы хотите еще узнать,
почему именно эти цветы, а не какие-то другие, расцветают ранней весной,
не боятся весенних заморозков и раньше всех растений начинают цвести. Я
предлагаю послушать вашего друга, Кирилла Н, который нашел информацию
о подснежниках.
Выступление ребенка о первоцвета
Из ваших ответов я поняла, что вы знаете эти цветы, знаете,
почему их так называют. Информацию о растениях вы узнали от
воспитателей, родителей, из книг и энциклопедий. Вы хотите еще узнать,
почему именно эти цветы, а не какие-то другие, расцветают ранней весной,
не боятся весенних заморозков и раньше всех растений начинают цвести. Я
предлагаю послушать вашего друга, Кирилла Н, который нашел информацию
о подснежниках.
Выступление ребенка о первоцвета
Из ваших ответов я поняла, что вы знаете эти цветы, знаете,
почему их так называют. Информацию о растениях вы узнали от
воспитателей, родителей, из книг и энциклопедий. Вы хотите еще узнать,
почему именно эти цветы, а не какие-то другие, расцветают ранней весной,
не боятся весенних заморозков и раньше всех растений начинают цвести. Я
предлагаю послушать вашего друга, Кирилла Н, который нашел информацию
о подснежниках.
Выступление ребенка о первоцвета
Пробивается сквозь снежок
Удивительный росток
Самый первый, самый нежный
Самый бархатный цветок. (Подснежник)
- Этот удивительный цветок растет и развивается зимой под теплым снежным покрывалом, с началом весны появляется из-под снега его светло-зеленый стебелек с бутонами. В марте, когда на деревьях еще нет листьев, под яркими лучами солнца расцветают подснежники.
Немало легенд сложено о подснежнике. Говорят, что подснежники – это «снегурочкины слезы». Плакала Снегурочка, зиму провожая. Шла она по лесу печальная, и там, где снегурочкины слезы падали на землю, вырастали подснежники.
- Ребята, почему этот цветок называют подснежником?
Дети
- Снег не успел растаять, а подснежник уже к солнышку тянется.
Воспитатель
- Какие это цветы, опишите их.
Дети
-Нежные, красивые, первые, хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые.
Воспитатель
-Народная примета гласит: “Первый цветок ломает ледок?”. Как вы понимаете эту пословицу?
(Дети объясняют смысл пословицы.)
Воспитатель
- Правильно, не смотря на то, что подснежник хрупкий, нежный он изо всех сил пытается пробиться к солнцу.
Воспитатель :Давайте соберём вторую картинку.
(Воспитатель выбирает следующую пару детей и они собирают 2 картинку)
2 картинка «Мать – и – мачеху»
Воспитатель:
-Ребята послушайте стихотворение.
Лишь головку к солнцу приподнял –
Сам похож на солнышко он стал.
Маленькие солнышки земли
Мать – и – мачехой в народе нарекли.
Стебелёк мать -и -мачехи покрыт пушком, как шубкой. Пушок защищает цветок от жаркого солнца днём и от холода ночью. У мать –и- мачехи желтые лепестки, похожие на лучики солнца. Когда цветы отцветут, появляются большие зеленые листья. С виду самые, обычные, а потрогаешь – вот так дивно! Одна сторона у листьев теплая, покрытая мягким пушком, а другая – гладкая и холодная. Теплая – это мать, холодная – мачеха. Пчелки очень любят собирать нектар цветов мать – и – мачехи.
Воспитатель:
-Ребята давайте немного отдохнуть.
Физминутка
На лугу растут цветы (Разводим руки)
Небывалой красоты. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)
К солнцу тянутся цветы. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
С ними потянись и ты. (Встаем на носочки и тянем ручки вверх)
Ветер дует иногда, (Повороты туловища вправо, влево, при этом машут руками)
Только это не беда. (Грозят пальце)
Наклоняются цветочки, (Наклоняются вперед и опускают руки)
Опускают лепесточки. (Приседают)
А потом опять встают (Встают и поднимают руки)
И по-прежнему цветут. (Разводим руки в стороны и делаем повороты туловища)
Воспитатель
Молодцы отдохнули, хотите узнать ещё об одном первоцвете?
Дети:
-Да.
(Воспитатель вызывает ещё одну пару.
Пока дети собирают картинку воспитатель читает стихотворение)
Это прозвище не даром,
У красивого цветка,
Капля сочного нектара,
И душиста, и сладка,
От простуды излечиться
Вам поможет медуница.
В лес пойдёте, не забудьте
Медунице поклонится.
Не успел сойти снег, как появляется ещё один весенний цветок- Медуница. Цветы медуницы словно букетик собранный самой природой. Цветки мелкие, красивые, вначале розовато-красные, потом становятся фиолетово-синие. Медуница любит яркий солнечный свет. Медуницу называют сладким букетиком, потому что в ее цветках много сладкого сока-нектара. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим.
- От какого слова происходит название этого цветка.
Дети
- Мед.
Воспитатель
- Для каких насекомых нужен этот цветок?
Дети
- Для пчёл, шмелей.
Воспитатель
Медуница, какая она, опишите?
Дети
- Сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная.
Воспитатель:
Ребята вот мы и познакомились с первыми весенними цветами – первоцветами. С каждым годом первоцветов становится всё меньше и меньше. Люди увидев первые цветы срывают их, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может больше не вырасти. Поэтому обрывать первоцветы нельзя.
А сейчас нам пора возвращаться в детский сад.
Давайте произнесём волшебные слова.
«Раз, два, три - повернись в детском саду очутись.»
(Дети встают, поворачиваются вокруг себя, произнеся слова»
Воспитатель
- Ребята, давайте мы с вами нарисуем первоцветы, о которых сегодня узнали. Затем из рисунков соберём альбом «Первоцветы» и отправим в лес на полянку нашим друзьям скворцу и пчёлке, чтобы они могли рассказать о первых весенних цветах жителям леса и луга.
А сначала разомнём наши пальчики.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Пальчики сожмём в кулак – вот так,
А потом раскроем так – вот так,
Чтоб цветочки получились,
Надо чтоб пальчики потрудились.
(Под музыку Чайковского «Вальс цветов» дети рисуют первоцветы)
Воспитатель.
-Молодцы ребята,какие красивые у вас получились цветы. Сейчас я соберу ваши работы для того чтобы сделать альбом, и отправить скворцу и пчеле.