Наталия Овцынова
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Фарфоровая и стеклянная посуда»
Цель:
- Познакомить детей с историей создания стекла и фарфора.
Задачи:
Образовательные:
- научить называть свойства стекла (прозрачное, гладкое, холодное, хрупкое, звенящее, толстое, тонкое, ребристое, хрустальное) и фарфора (белый, тонкий, перламутровый, гладкий, звенящий);
- совершенствовать грамматически правильную речь, употребляя слова-антонимы, умение правильно образовывать относительные прилагательные, существительные при помощи суффиксов;
- обогащать и активизировать словарный запас детей;
Развивающие:
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром „Фарфоровая и стеклянная посуда“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- развивать умение детей составлять описательные рассказы;
- развивать творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательная:
- воспитывать желание заниматься, общаться с взрослыми и сверстниками, интерес, чувство уважения к традициям русского народа, чувство прекрасного.
Материал:
- Посуда из стекла (стаканы, розетки, прозрачные и цветные вазы); посуда из фарфора (сахарница, чашки, вазы для конфет и для цветов);
- газета, клей ПВА, клеёнка, баночки с водой.
Ход занятия:
Психологический настрой:
Встаё м с детьми в круг и говорим:
Здравствуй правая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй левая рука - протягиваем вперёд,
Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,
Здравствуй друг - берёмся другой рукой,
Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.
Воспитатель: Дети, у меня для вас сюрприз! Посмотрите, что я принесла.
Это волшебный сундучок. А живут в нём загадки.
Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы.
Глубокая и мелкая зовут её… (тарелкою).
На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый … (чайник).
Носит воду. Хозяину в угоду;
При нем живет, пока не упадет (чашка).
Воспитатель:
- Как можно одним словом назвать все эти предметы? (Посуда)
- А что такое посуда? (Предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу.)
- Скажите мне, пожалуйста, как вы считаете, для чего нужна человеку посуда? (Посуда нужна человеку, для того чтобы он мог культурно принимать пищу).
- Да, ребята, верно.
Дети читают стихотворение о посуде.
У мамы на кухне много посуды :
Здесь чайник, половник, кофейник и блюдо,
Кастрюли по росту на полках стоят,
Ковши и лопатки по стенкам висят.
Столовый сервиз приготовлен к обеду,
А чайный красиво на полке стоит.
И в хлебнице хлеб под красивой салфеткой
Душистый и вкусный к обеду лежит.
Насыпана соль в расписную солонку,
Положено масло аккуратно в масленку,
В салатник нарезаны овощи все,
И супница пышет уже на столе.
В посуде еду и хранят и готовят,
Хозяйки посуду и сушат и моют.
И, как от Федоры, она не сбежит,
Если чистой на полке стоит.
- А какая бывает посуда? (деревянная, металлическая, стеклянная, фарфоровая).
Физминутка:
Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник, (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки, (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются, (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес (сделать большой круг)
Воспитатель: А давайте посмотрим в наш волшебный сундучок, может быть там еще что – то есть. Заглядывает в сундучок и достаёт оттуда стеклянную и фарфоровую посуду, показывает детям. Просит вспомнить материал из чего сделана посуда.
Дети: (Из стекла и фарфора).
Воспитатель: Правильно.
Рассматриваем предметы из стекла и фарфора.
Дети определяют:
- стекло прозрачное (опускают в стакан цветной шарик);
- холодное, гладкое, тонкое, ребристое ( ощупывают три стакана: тонкий, толстый, хрустальный);
- издает звуки (ударяют карандашом по стеклу);
- хрупкое, может разбиться;
- водонепроницаемое (наливают воду в стакан).
Воспитатель рассказывает об истории стекла :
Человек давно научился делать предметы из стекла. Стекло изобрели пять тысяч лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и все это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогала глиняная палочка. Одним концом палочки он брал расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдуваете мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму – получались вазы, сосуды, флаконы, бусины.
Дети рассматривают сахарницу, вазы для конфет и цветов, чашки и выясняют, что фарфор белый, гладкий, легкий, перламутровый; он не похож на стекло.
Воспитатель ставит на стол посуду из фарфора, объясняет, что она сделана из фарфора : «Фарфор изобрели в Китае почти две тысячи лет назад. Вначале китайцы делали посуду из желтой и красной глины, но она получалась очень тяжелой. Один китайский мастер нашел белую глину, получил из нее тесто, сделал разные тарелки, чашки и поставил в печь, а когда достал – все они были с трещинами. Долго думал китаец, как же сделать тесто, которое не растрескается в печке. И придумал: взял белую глину, белый песок и камень, растертый в порошок, все это старательно перемешал, чтобы получилась однородная масса. Из нее догадливый мастер вылепил посуду и поставил в печь для обжига. Этот способ оказался правильным: посуда получалась без трещин. Затем посуду покрывали глазурью – жидким стеклом – и снова ставили в печь. Фарфоровая посуда, покрытая глазурью, была очень красивой».
Игра «Найди домик для своей посуды».
-У вас на столах у каждого картинки с посудой. Каждая посуда живет в своем домике.
Прочитайте, что написано на домиках (дети читают) :
Металлическая, фарфоровая, стеклянная, деревянная, пластмассовая, глиняная.
Вам нужно поместить вашу посуду в домики, соответственно ориентируясь на материал изготовления вашей посуды.
-Вам сейчас надо на счет 1, 2, 3- подойти к домику, где живет ваша посуда, и объяснить, почему вы выбрали именно этот домик.
Воспитатель: Мы сегодня узнали с вами, какая бывает посуда, для чего она нужна и как она облегчает быт людей.
А сейчас я вам предлагаю сделать посуду из бумаги, но сначала разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Пальчики поочерёдно «здороваются» с большим пальцем.
Раз, два, три, четыре – мы посуду перемыли :
Чайник, чашку, ковшик, ложку,
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли :
Чашку даже не разбили,
Ковшик тоже не сломался
Нос у чайника остался.
Ложка чудом уцелела.
Мы посуду моем смело.
Воспитатель: А теперь берём фарфоровое блюдце и переворачиваем его, так чтобы наружная сторона была вверху. Берем заранее нарезанные кусочки газеты и окунаем их поочередно в воду и прикладываем к наружней стороне блюдца. Когда первый слой будет выложен, берем клей и промазываем первый слой газеты и выкладываем ещё слой, и так десять слоев. Когда наше изделие будет готово, надо будет просушить, и потом его покрыть белой гуашью, чтобы наше блюдце приобрело вид.