Лобжанидзе Русудана Резовна
Конспект занятия по окружающему миру «Перелётные птицы весной» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по окружающему миру «Перелётные птицы весной»
в старшей группе
Составила: Лобжанидзе Р. Р.
Цель: Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы
Задачи:
Систематизировать представления детей о весне по основным существенным признакам;
Публикация «Конспект занятия по окружающему миру „Перелётные птицы весной“ в старшей группе» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Расширить представление детей о перелётных птицах, их внешнем виде, образе жизни.
Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли)
Развивать речь и логическое мышление
Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам;
Оборудование:
картинки о весне,картинки с изображением птиц, птичьих гнёзд.
Предварительная работа:
беседа о весне, наблюдение за птицами во время прогулок, чтение рассказов стихов, пословиц о весне, о перелетных птицах, составление рассказов о перелетных птицах (индивидуально)
Ход занятия
ВОСПИТАТЕЛЬ читает стихотворение С. Я. Маршака, дети стоят
На дворе звенит капель, по полям бегут ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут муравьи после зимней стужи.
Пробирается медведь сквозь лесной валежник,
Стали птицы песни петь и расцвёл подснежник.
Основная часть
О каком времени года стихотворение?
(Ответ детей)
- Назовите весенние месяцы.
Весной хочется говорить красивые слова, будем придумывать красивые слова о весне. «Весна, какая?»
дети: Солнечная, тёплая, весёлая, радостная, поющая, зелёная, звонкая, цветущая, яркая, долгожданная и т. д…
Воспитатель: Весной солнца светит ярко и согревает землю, становится теплее. Появляются проталины. Тает снег, и бегут ручьи. Начинается капель. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Просыпаются медведи, ежи. Весной у животных рождаются детеныши. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Воспитатель: А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? (перелетные).
Воспитатель : Почему этих птиц называют перелётными?
Дети: Потому что осенью улетают в тёплые края, а весной возвращаются.
Воспитатель: Почему птицы улетают осенью?
Дети: Потому что становится холодно и нечем питаться.
Воспитатель: Что для перелётных птиц страшнее : холод или голод?
Дети: Голод, потому что они питаются только насекомыми, а от холода можно спрятаться.
Воспитатель: Загадывает загадку:
Всех перелетных птиц черней,
чистит пашню от червей. (грач)
Грач - самым первым возвращается на родину. «Увидел грача — весну встречай»
Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.
На шесте дворец,
во дворце — певец.
А зовут его. (скворец)
Скворцы — небольшие птицы, внешне похожи на дрозда, но в отличие от них ходят по земле, а не прыгают. У скворца острый клюв черного цвета. Хвост и крылья у скворца короткие. Питаются и растительной, и животной пищей. Рано весной собирают личинок насекомых, едят дождевых червей. Летом ловят кузнечиков, пауков, гусениц и червей.
Скворцы интересно поют. Дети часто делают весной для скворцов скворечники и вешают их на деревья.
Пальчиковая гимнастика «Скворечник»
Мы построили скворечню (Попеременно постукивать кулачками
друг о друга и по столу).
Для веселого скворца. (Свести руки над головой.)
Мы повесили скворечник (Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь
Возле самого крыльца.
Все семейство вчетвером
Проживает в доме том: Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих
руках одновременно, по 2 раза
Мать, отец и скворушки –
Черненькие перышки.
Раньше всех из птиц встает,
Солнцу песенку поет,
Все живое поднимает,
Как ту птичку называют? (жаворонок)
Жаворонок - полевой жаворонок чуть крупнее воробья. Спинка у него коричнево-желтая, с пестрыми крапинками, грудь коричневая, на голове у жаворонка небольшой хохолок. Окраска помогает жаворонку удачно маскироваться в траве и на земле. Живет жаворонок на полях и лугах. Гнездо строит прямо на земле, в ямке, среди травы. Для постройки гнезда использует траву, корешки растений, стебли, выстилает гнездо пухом. Свое гнездо жаворонок маскирует хорошо. Питается птица семенами трав и злаковыми растениями. Летом - жуками, пауками, куколками бабочек.
Уж весна, но поле бело.
Птичка с юга прилетела.
Холодно еще, и зябнет
На березке голой. (Зяблик)
Зяблик - Очень красивая птичка и поет хорошо.
Прилетает в конце марта. Зяблик прилетел, весну на хвосте принес».
Голова сине-коричневая, грудь буровато-красная, на крылышках белые пятна.
Питается насекомыми. Гнездится в лесах и парках
В апреле прилетают остальные птицы : дрозды, лебеди, коршуны, гуси, утки, цапли, журавли, пеночки.
Красный клюв
И пестрый хвост –
Как красив поющий … (дрозд)
Шея, словно буква S,
Выгнута особо,
Белый цвет ей так к лицу,
Птице бесподобной. (лебедь)
Улетают осенью возвращаются весной. Символ чистоты, красоты и благородства. Говорят, что лебеди не могут жить друг без друга. Бывают белые, серые и черные.
Удивительная птица –
Не боится простудиться.
Целый день в воде стоит,
Но вполне здоровый вид.
Не нужны таблетки, капли
Для болотной серой… (цапля)
Цапля - Длинноногая птица, с острым клювом. Стоят у воды и высматривают добычу.
В мае: ласточки, мухоловки, соловьи, стрижи, иволги.
Прилетает к нам с теплом,
путь проделав длинный,
лепит домик под окном
из травы и глины. (ласточка)
Ласточка. Красивая, небольшая птичка. Добывает себе пищу в воздухе, ловит насекомых на лету. Живут ласточки 4-5 лет. У них стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост длинный. Гнездо ласточки строят из глины, песка и грязи, смачивая комочки своей слюной. Внутри гнездо выстилают мягкой подстилкой. Часто гнезда делают возле жилья человека, под крышами домов, в сараях, на берегу рек.
Ласточки откладывают 4-6 яиц в гнездо и по очереди высиживают птенчиков и кормят их оба родителя.
Эта маленькая птица
Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит… (соловей)
Соловей - Маленькая, певчая птичка.
«Соловей прилетел, запел, значит, весна расцвела».
Оперение у соловья буроватое, хвост рыжеватый. Обитает в сырых кустарниковых зарослях, в долине рек. Гнездо делает на земле или в кустах. Питается пауками, насекомыми. Поет соловей очень красиво. Его не зря называют певцом, поют о нем песни.
Звонко песенки поет
Желтогрудка -крошка.
И за крик всегда зовут
Ее – лесная кошка. (Иволга)
В лесу на ветке она сидит,
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет. (кукушка)
Кукушка - Беспокойная, не любит общаться с другими птицами.
Питается кукушка в основном насекомыми и их личинками. Уничтожая их, кукушка помогает природе. Кукушка- пример неправильного отношения родителей к своим детям. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Подкидывает кукушка яйца в гнезда разных птичек: овсянкам, трясогузкам, пеночкам, крапивника. Когда появляется кукушонок, он может выбросить из гнезда яйца или других птенцов. Его одного потом выкармливают приемные родители, чтобы насытить прожорливого подкидыша.
Воспитатель: вспомните как называются птицы которые зимуют у нас Назовите их.
(ответ детей)
Физминутка
Ласточки летели, (бегать по кругу и махать руками)
Все люди глядели. (руки биноклем возле глаз)
Ласточки садились, (присесть)
Все люди дивились (подняться и развести руки в стороны)
Сели посидели. (присесть)
Взвились, полетели.
Дидактическая игра : «Назови, у кого – кто»
У утки – утята
У гуся – гусята
У аиста – аистята
У грача – грачата
У скворца– скворчата
У соловья – соловьята
У журавля – журавлята
У кукушки – кукушата
У скворца - скворчата
Дидактическая игра «Один -много»
«Один - много»
Лебедь — лебеди
Птица -…
Грач -…
Скворец -…
Перо - …
Клюв - …
Аист -….
Дидактическая игра «Четвертый лишний»
Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай).
Ласточка, индюк, соловей, ворона (индюк).
Петух, гусь, утка, стриж (стриж).
Утка, гусь, синица, лебедь (синица).
Можно придумать еще слова для игр.
Назвать ласково»
Птенец — птенчик
Перо -… (перышко)
Голова-… (головка)
Соловей -… (соловушка)
Крыло-… (крылышко)
Гнездо-… (гнездышко).
Воспитатель: Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши.
«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.
Все вы просто молодцы!»
Давайте вспомним, как нужно обращаться с птицами - Какую пользу человеку приносят птицы? (Птицы уничтожают вредных насекомых, птицы радуют людей своим пением)
- Как надо относиться к птицам? (Птиц надо беречь, помогать им, не разорять гнезда, не брать домой выпавших птенцов, не шуметь в лесу, не кричать, не включать громко музыку, не разжигать костров.)
Дети: Нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми.
Нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов.
Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить.
Воспитатель А что произойдет, если птицы вдруг не вернутся к нам весной?
Дети: Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых.
Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов.
Мы никогда не услышим их чудных песен.
Итог:
о чем мы сегодня говорили на занятии?
Почему их так называют?
Что нового вы сегодня узнали?
- Что было самым интересным?