Наталья Гребенюк
Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе «Ах, натюрморт!»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Развивать творческие способности детей.
2. Закрепить знания детей о натюрморте как о жанре живописи, о разнообразии его видов и средствах выразительности. Совершенствовать навыки и приемы изображения рисунков в технике пластилиновая живопись.
3. Формировать личностные качества, необходимые для эффективного общения – эмоциональную отзывчивость, способность к самоанализу.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе „Ах, натюрморт!“» размещена в разделах
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Натюрморт. Изучаем и рисуем натюрморты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
* Рассматривание репродукций с изображением натюрмортов, дать знания о правилах составления натюрморта, его видах по содержанию, средствах выразительности.
* Беседа с детьми о блокадном Ленинграде и рассматривание иллюстраций.
* Сенсорно-дидактические игры: «Найди картины, написанные тёплыми и холодными красками», «Из чего состоит натюрморт», «Подбери краски, которые художник использовал в картине».
* Рисование: «Фруктовый натюрморт».
* Лепка: «Ваза с фруктами».
Материал: натюрморты и композиции разных видов (простой, смешанный, сюжетный); рамки для работ А - 4, салфетки для рук, простой карандаш, ластик, пластилин, стеки, деревянные палочки; запись фоновой музыки.
Ход занятия.
– Ребята, сегодня я приглашаю вас поиграть в игру «Пожелания». Передавая клубочек, вы говорите соседу пожелание на успех: «Мы в тебя верим!», «Ты умный!», «Ты всё умеешь!», «У тебя всё получится», «У тебя золотые руки», «Ты лучше всех», «Ты всё сможешь», «Удача всегда с тобой», «Ты молодец!» и т. д.
- Сегодня, мы пришли с вами в выставочный зал. Здесь расположены различные композиции и картины, которые помогут пережить нам прекрасные минуты творчества. В выставочном зале, как и в музее, существуют правила: нельзя толкаться, трогать предметы руками, близко к ним подходить, а рассматривают только глазками.
- Посмотрите, какие красивые композиции перед вами – это и ваза с фруктами, и накрытый к завтраку стол, возле которого присел маленький котёнок, и разнообразные вазы с цветами.
Ребята, скажите, эти композиции вам что – нибудь напоминают?
- Вы правильно сказали, что в нашем выставочном зале выставка натюрмортов. Об этом жанре живописи детский поэт Михаил Яснов, написал стихотворение, помогайте мне:
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Или все предметы сразу –
Знай, что это … натюрморт.
- Кто мне скажет, что же такое - натюрморт? (Натюрморт - это картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды и предметы, созданные руками человека).
Натюрморты по содержанию бывают разные: простые, смешанные и сюжетные.
- Найдите и покажите натюрморт, который по содержанию будет простым, объясните почему? Ответы детей
- А теперь покажите смешанный и расскажите, почему вы так считаете? Ответы детей
- Ребята, мы с вами рассмотрели простой и смешанный натюрморт, и остался у нас…. смешанный натюрморт? Кто хочет рассказать нам о нём? Ответы детей
- Мы рассматривали с вами композиции, а теперь давайте рассмотрим картины художников, которые изобразили натюрморт.
Обратите внимание на эту картину, её написал Серафим Володин, называется она «Натюрморт». В центре картины мы видим яркий, сочный арбуз возле которого лежат более мелкие предметы яблоки.
На картине Ирины Крамоненко главным предметом являются розы, и картина так и называется «Натюрморт с розами».
А как вы думаете, что будет главным на картине Марии Павловой «Физалис и собака»?
Ребята, как вы думаете, для чего людям нужны картины с натюрмортом? Детская писательница Александра Лопатина в своём рассказе «Лечебный натюрморт» рассказала о том, как картина с натюрмортом во время войны помогала больным детям выздороветь. Садитесь на стульчики и послушайте этот рассказ.
Старенький автобус привёз в город детей спасённых из блокадного Ленинграда. Эти дети не шалили, не смеялись, не бегали, многие даже ходили с трудом, как старички. Чтобы дети быстрее выздоравливали горожане стали приносить в больницу продукты, кто мешок картошки, кто ведёрко солёных грибов и капусты, а кто целебной травы для чая. И дети потихоньку стали поправляться.
Однажды в больницу пришёл директор местного музея и предложил ребятам посетить музей. Он считал, что картины иногда полезнее хлеба. Главный врач больницы разрешил ребятам посетить музей, только маленькая Анечка осталась в больнице, потому что не могла встать с постели.
В музее директор рассказывал ребятам о картинах, о художниках которые их написали. Когда он закончил свой рассказ о портрете, то увидел что несколько ребят, потихоньку ушли в соседний зал, и остановились перед большим натюрмортом.
– Почему зелёные ягодки светятся, - тихо спросил маленький мальчик.
- Это виноград, и ягодки светятся от солнца. Они от солнца слаще сахара бывают.
- Вот бы нашей Анечке таких ягод, она бы сразу встала – сказал маленький мальчик.
Дети ещё минут десять стояли перед натюрмортом, а потом стали прощаться. Через час директор музея был в больнице с большой картиной в руках, главврач с благодарностью рассказал ему, что вернувшись из музея, ребята разговорились и их просто не узнать.
- Я вот картину принёс, помогите повесить. Да ведь нельзя детям без фруктов – ответил директор.
Огромный натюрморт повесили на самом видном месте, а на следующее утро врач увидел у картины Анечку и маленького мальчика.
- Я опять выбираю лимон – сказала Анечка.
- Выбери сливу, она знаешь какая сладкая, а лимон кислый - уговаривал её малыш.
- Зато лимон полезный, мне мама говорила. Я его вчера съела и видишь, я стою на ножках и ходить могу. Я снова выбираю лимон.
Врач тихо закрыл дверь и подумал: «Хорошо бы во всех больницах висели картины».
- Видите, ребята, как сила искусства помогла детям выжить во время войны.
- Сегодня мы с вами рассмотрели и композиции, и картины, и прослушали рассказ о натюрморте. И мы сейчас с вами напишем свои натюрморты в технике пластилиновой живописи. Помните, что в натюрморте крупные предметы не закрывают мелкие, а в центре располагается самый яркий предмет. Закройте глаза и представьте свой натюрморт.
На этом столе приготовлены рамки для ваших картин, возьмите ту, которая вам понравилась. Карандашом нарисуйте эскиз и при помощи пластилина оживите его. Приступайте к работе.
Во время работы звучит музыка. Педагог оказывает индивидуальную помощь, дает советы, указания, пояснения, напоминает о времени. Предлагает детям придумать название картины. По окончании работы готовые работы выставляет на выставку. Дети стекой рисуют прожилки на листьях, лепестках; точки - на лимоне, апельсине; горизонтальные черточки - на моркови; овалы - на винограде; дугообразные линии - на яблоках, сливах, абрикосах.
Анализ работ: Выставка работ.
Ребята, подойдите к нашей выставке и встаньте полукругом. Какие красивые картины вы создали. Кто познакомит нас со своей работой.
Дети по желанию рассказывают о своей работе(2 -3 человека). Эти картины украсят наш детский сад, их увидят ваши родители и друзья. На этом давайте попрощаемся с нашими гостями.