Виктория Мунтяну
«Измерение». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Измерение»
Группа: подготовительная.
Цель: Упражнять детей в измерении с помощью условной меры; упражнять в прямом и обратном счете; упражнять в счете на слух.
Программные задачи:
1. Образовательные:
- Закрепить умение сравнивать длину предметов «на глаз», с помощью непосредственного наложения предметов друг на друга, использовать слова «длиннее», «короче».
- Формировать представление детей об измерении длины с помощью мерки.
2. Развивающие:
- Развивать мыслительную активность, умение анализировать, делать выводы.
-Развивать устойчивое внимание, слух, память, логическое мышление, глазомер, умение ориентироваться на плоскости.
3. Воспитательные:
- Воспитывать дисциплинированность;
- Воспитывать умение слушать сверстников;
- Умение слушать воспитателя, продолжать формировать умение быстро выполнять задания;
Оборудование:
Мольберт, указка, картина с изображением осенних месяцев (приложение №1, числовой ряд от 0 до 10, игрушка – лисенок, письмо (приложение №2, ленты 3 шт разной длины (зеленая, желтая, голубая, лист А4 с изображением лент разной длины (желтая, зеленая, голубая)- приложение № 3, 2 ложки, простые карандаши по количеству детей, мерки красного цвета (2*3) по количеству детей, цв. карандаши- желтый/красный по количеству детей, карточки с заданием (приложение №4)
Предварительная работа.
Словесные: беседа, вопросы, объяснение, загадки.
Наглядные: просмотр презентации, иллюстраций.
Практические: физкультминутка, пальчиковая гимнастика, работа с полосками разной длинны.
Подготовительная работа: прямой и обратный счет, счет на слух (с помощью хлопков, сравнение полосок разной длинны, чтение загадок, игры с использованием счетных палочек, работа с раздаточным материалом – (мерка).
Ход занятия.
1. Утренний круг. Приветствие.
Воспитатель: Доброе утро, ребята! (дети отвечают, доброе утро)
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся друг с другом!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Очень дружный общий круг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взялись за руки, посмотрели друг на друга с улыбкой, подарили друг другу хорошее настроение).
2. Вводная часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю пройти к уголку природы и построиться полукругом. (Дети подходят к календарю природы, строятся полукругом).
Воспитатель: Скажите пожалуйста, какое сейчас время года? (Осень)
- Давайте вспомним осенние месяцы? (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (три)
- А какой сейчас месяц? (октябрь)
- Какой он по счету? (второй)
- А кто помнит какой сегодня день недели? (четверг)
- Сколько всего дней в неделе? (семь)
- Назовите какое сегодня число? (17 октября)
- Какое сейчас время суток? (утро)
- Какие части суток вы знаете? (утро, день, вечер, ночь)
- Молодцы!
Дети возвращаются к месту начала занятия и садятся на заранее приготовленные стулья полукругом.
На мольберте висит числовой ряд от 0 до 10.
Воспитатель:
-Давайте вспомним прямой и обратный счет.
-Дети считают от 0 до 10 и обратно (по желанию детей)
- Замечательно! Молодцы!
3. Сюрпризный момент.
Раздается стук в дверь!
Воспитатель:
-Ребята, кажется к нам кто – то стучит? Кто же это может быть? (воспитатель выглядывает за дверь и достает заранее приготовленную игрушку – лисенка)
- Посмотрите, кто это? (это лисенок)
- Мне кажется, наш гость чем то расстроен, вижу в его лапках сверток, откроем его скорее, может узнаем, чем он так огорчен? (да)
Письмо от лисенка:
Здравствуйте ребята, я собираюсь к своему другу Ёжику на День рождения, решил украсить подарок красивой лентой. Мама сказала, взять самую длинную ленточку! Но я никак не могу понять, как выбрать самую длинную ленту. Ленты я принес с собой. Помогите мне пожалуйста! (В конверте с письмом три ленты разной длины – зеленая, желтая, голубая)
Воспитатель: Ребята, поможем лисенку? (Да)
- Лисенок, не переживай, садись поудобнее, сейчас ребята тебе все расскажут!
4. Основная часть.
- Ребята, я бы очень хотела, чтобы вы отвечали на вопросы полными ответами.
- Скажите, что нужно сделать, что бы узнать какая лента самая длинная? (измерить)
-Верно!
- Каким способом можно это сделать? (можно наложить одну ленту на другую)
- Молодцы!
- Начинаем накладывать ленты друг на друга, от самого края ленты.
- Какая лента самая длинная? (Зеленая)
- Значит какую ленту лисенок возьмет для украшения подарка? (зеленую)
- Правильно!
Воспитатель:
-Вот видишь, Лисенок, измерить предметы не так уж и сложно, оставайся с нами, думаю на нашем занятии тебе будет интересно.
- Ребята, посмотрите, наш гость очень довольный.
5. Физкультминутка.
- Давайте немного разомнемся (дети встают возле стульчиков)
- Покажем нашему гостю, какие мы внимательные, сначала слушаем, затем выполняем. (Да)
- Присядьте столько раз, сколько я хлопну (5)
- Наклонитесь столько раз, сколько я топну (6)
- Подпрыгните столько раз, сколько я ударю в ложки (4)
- Хлопнете столько раз, сколько я повернусь сейчас (3)
- Молодцы! Тихонечко присели.
6. Знакомство с новым материалом.
Воспитатель:
- Ребята, мы вспомнили один из способов измерения, наложение друг на друга, а если наши ленты будут изображены на листе бумаги (воспитатель вешает на мольберт лист А4 с изображением лент разной длины- желтая и зеленая)
- В этом случае мы не можем наложить ленты друг на друга, с помощью чего мы можем их измерить? (с помощью мерки)
- Отлично!
-Меркой может быть, ручка, карандаш, палочка, брусочек.
У нас сегодня в качестве условной мерки будет прямоугольник из картона.
Воспитатель: (Показывает и объясняет правила измерения на полоске зеленого цвета)
- Итак, как же мы будем измерять наши ленты на плоскости.
- Прикладываем полоску-мерку к ленте, отметим конец мерки карандашом- это будет означать, что мерка уложилась полностью один раз, прикладываем мерку ещё раз, снова отмечаем конец мерки карандашом, теперь наша мерка уложилась на ленте 2 раза (и так далее)
- Ребята, посчитаем, сколько раз мерка уложилась на зеленой ленте? (6 раз)
- Молодцы!
- Измерим желтую ленту с помощью мерки (к мольберту выходит ребенок по желанию)
- Посчитаем, сколько раз мерка уложилась на желтой ленте? (4 раза)
-Совершенно верно!
Измерим голубую ленту с помощью мерки (к мольберту выходит ребенок по желанию)
- Посчитаем, сколько раз мерка уложилась на голубой ленте? (5 раза)
Воспитатель:
- Сделаем вывод, какая лента длиннее? (Зеленая, в нее уместилось мерок больше, чем на остальных лентах)
- Молодцы!
- Какая лента короче? (желтая, в ней уместилось мерок меньше, чем на других лентах)
- Верно!
7. Практическая часть.
Воспитатель:
- Ребята, предлагаю взять свои стулья и пройти за столы (дети сели за стол, лисенок в это время тоже внимательно слушает и все запоминает)
- Перед вами карточка с заданием, вам нужно измерить с помощью мерки ленты и записать в окошечке цифру – сколько мерок уместилось на ленте. (дети приступают к выполнению задания, в это время воспитатель смотрит за выполнением) – карточки приложение № 1
- София, сколько мерок вместилось в ленте под номером 1? Какую цифру ты записала(3)
- Ваня, сколько мерок вместилось в ленте под номером 2? Какую цифру ты записал? (4)
- Диана, сколько мерок вместилось в ленте под номером 3? Какую цифру ты записала? (2)
Воспитатель:
- Раскрась самую длинную ленту красным цветом, самую короткую желтым.
-Молодцы ребята!
8. Рефлексия
- Встанем дружно дети в круг (воспитатель собирает детей в круг возле себя)
- Кто к нам приходил на занятие? (Лисенок)
- Какая проблема у него была? (он не знал, как выбрать самую длинную ленту)
- Что мы учились делать на занятии? (измерять ленты с помощью мерки)
- Как вы думаете, у нас все получилось (ответы детей)
- Благодарю Вас за занятие, наш гость с нами прощается, ему пора бежать на праздник, скажем ему до новых встреч! (дети прощаются с лисенком)