Елена Таратун
«Путешествие с кубариком». Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Обучающие:
-учить детей составлять задачи по иллюстрации, выделять числовые данные и правильно ставить вопрос «сколько стало?», «сколько осталось?»
-продолжать учить делить на равные части круг, сравнивать множества путем приложения;
-закреплять знания о геометрических фигурах
-упражнять в ориентировке в пространстве «от себя», «право», «лево».
-совершенствовать навыки порядкового счета,
Развивающие:
- развивать наглядно-действенное и логическое мышление, внимание, наблюдательность;
Воспитательные:
Публикация «„Путешествие с кубариком“, Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Темочки
-воспитывать интерес к познавательной деятельности, активно включаться в коллективную работу.
Методические приемы:
Игровой прием: приход игрушки Кубарика
-сюжетные задания: дойти до леса, деление яблока;
-составление задач па картине
-счет, название геометрических фигур по демонстративному материалу
-упражнение на ориентировку в пространстве «запусти стрелу».
-вопросы к детям.
-создание проблемных ситуаций.
Материал:
1 картина для составления задач, волшебная палочка, ножницы, ширма, фланелеграф, наборное полотно, 2 клубка ленты 2-х цветов, фишки, ёлки, для фланелеграфа: яблоки, карточки, цифры «10», плакат – дом из геометрических фигур, куклы - медведь, заяц за ширмой, карточки с изображением цифр, карандаши.
Предварительная работа : чтение сказки Сутеева «Яблоко», рассматривание иллюстраций, заучивание физкультминуток, отгадывание загадок о знакомых цифрах, д/и «Чего не стало», «Найди соседей», игры с цифрами. Измерение шагами плоскости. Решение задач.
Индивидуальная работа:
добиваться от малоактивных детей (Лена, Ярослав, Катя, Саша) отвечать на вопросы воспитателя полным ответом о результате счета.
Помочь в составлении более сложной задачи Егору, Матвею, Вике.
Дифференцированный подход:
Дети этой подгруппы отвечаю на более сложные вопросы, соединяют цифры от 10 до 1
Дети этой подгруппы повторяют ответы на сложные вопросы, соединяют цифры от 1 до 10
Ход занятия:
Действия воспитателя Действия детей
Организационный момент
«Бабочка»-упражнение на релаксацию, приветствие, говорит воспитатель:
«Утром бабочка проснулась, потихоньку потянулась, улыбнулась, Раз - росой она умылась, Два – изящно покружилась, Три – нагнулась и присела, на Четыре – улетела
Воспитатель обращается к детям:
-Ребята, сегодня к нам в гости пришел Кубарик, он очень хочет пойти в школу, но пока он не все еще знает. Хотите помочь ему?
А какой у нас сегодня день недели?
Правильно, и какое занятие у нас первое?
Значит, мы сегодня, чем будем учить Кубарика?
А хотите вместе с Кубариком отправиться в его любимую сказку?
-Он нам принес посылку. Давайте посмотрим, что в ней лежит (достает волшебную палочку.)
-Что это, как вы думаете?
-Я вам уже говорила, что нам предстоит путешествие в сказку. И сегодня будут исполняться все ваши желания.
Восп. : Сегодня я тоже хочу в кого-нибудь превратиться, давайте превращусь…
(воспитатель говорит волшебные слова) Абра-кадабра, бумс (одновременно дотрагивается до всех палочкой)
Восп. одевает маску лягушки себе на голову
Вот мы очутились в сказке. А как вы думаете она называется? Спросить Дашу.
Ой, а наша волшебная палочка превратилась в стрелу (одевает на волшебную палочку наконечник) А вот и ваши стрелы. (имитирую раздачу стрел)
-Мой дом на болоте, я ускакала далеко, вы поможете добраться до него?
Болото находиться слева от нас. Где это?
-Что же стрелы, прилетят в разные места? Как же мы найдем болото? Что делать?
-Егор, где лево у тебя? А у тебя, Вика? А у тебя Даша? А у меня там (вытягиваю руку)
- Что нам надо сделать, чтобы все стрелы полетели в одну сторону. Догадались?
(дети подходят к лягушке и становятся все лицом к столу - в колонну)
-Протяните руки вправо и посмотрите, оказалось, что окно вправо от всех.
А что слева?
Восп. - лягушка: Посмотрите окно оказалось справа от всех. И так, правой рукой пускаем стрелы (как будто) далеко, в левую сторону. (Ярослав а ты сделаешь левой рукой
Восп. - лягушка: Куда же улетели наши стрелы? Как далеко, и не увидишь.
-Смотрите, там волшебный лес.
(Восп. - лягушка показывает рукой в направлении фланелеграфа, на котором «лес» на расстоянии 10 шагов)
Восп. - лягушка: Смотрите, у меня 2 клубка (смотанные из ленты, которые указывают путь.
Я не знаю, какой выбрать, чтобы ленты хватило до леса. А длина дороги до леса равна 10 шагам.
Вот сколько:
Наборное полотно
- Как узнать, какая лента подойдет?
-Чем измерить?
Восп. - лягушка: разворачивает на полу одну ленту (короткую)
Владик будет шагать рядом с лентой, а мы будем считать шаги.
Лиза поможет каждый шаг отмечать фишкой, (на второй полосе наб. полотно.
- Зачем отмечать фишкой, скажи Матвей?
- А как думает Катя?
Владик меряет длину
-Сколько шагов отмерил Владик?
А сколько Лиза отмерила фишек?
- Дойдем мы до леса? Почему?
- А какой длины нам нужна лента?
- Правильно.
- Ульяна помоги нам с другой лентой. Так сколько шагов в ленте у Ульяны?
- Все так считают?
А какая лента короче красная или желтая? Спросить Дашу, Лизу?
- А какая лента длиннее красная или желтая? Спросить Валю?
- Правильно и по этой ленте мы сможем добраться до леса.
- Ребята, посмотрите, на елке висит письмо, давайте посмотрим.
Вынимаю из конверта рисунок с изображением задачи (у белки и зайца в лапках корзинки у белки 6 грибов у зайца 9 грибов)
- Ребята, а по этой картинке можно что-то составить? Как вы думаете?
- Сегодня мы будем составлять задачу по картине, и расскажем об этом Кубарику.
- Прежде всего вспомним, из каких частей состоит задача? Спросить Антона, Дашу?
- Правильно. А еще что?
-Давайте рассмотрим картину, кто на ней нарисован? Спросить Ярослава, Диму, Лену.
- А что они держат в руках?
-Сколько грибов у белочки?
А сколько грибов у зайчика?
Кто хочет составить задачу? Предлагаю более сильным детям.
-А что еще не хватает в нашей задаче? Отвечает Мила.
Матвей задай вопрос.
А какой еще можно задать вопрос?
А какой еще какой?
Подумайте.
Если дети не догадаются, то задаю вопрос сама. Сколько грибов собрали вместе зайка и
Белочка?
Физкультминутка
Посмотрите, подняли елки свои веточки и пропускают их дальше
Дети подходят к доске и видят домик из геометрических фигур.
Восп. Предлагает детям сесть за столы.
-Ребята посмотрите внимательно на домик, и скажите какие геометрические фигуры вы видите?
Лена сколько здесь треугольников?
Обведи их, пожалуйста.
А сколько здесь прямоугольников?
Лена обведи их нам.
Вы все согласны с Леной?
Как считает Лиза?
Правильно, а сколько здесь квадратов?
Даша покажи нам.
Вы все согласны с Дашей? Катя, а ты согласна?
А сколько всего геометрических фигур?
Молодцы справились и с этим заданием.
Из-за ширмы появляются медвежонок и зайчонок (игрушки би-ба-бо)
Они ссорятся.
Что случилось зверята? –Мы не можем поделить яблоко оно одно, а нас двое.
Ребята поможем зверятам?
А как это сделать, Арина?
А почему?
Правильно, ребята у вас на столах тоже есть яблоки и ножницы.
Как мы будем делить эти яблоки? Спросит Милу.
Правильно, выполняйте.
Герои благодарят детей и дарят карточки, которые укажут дорогу к болоту.
Давайте скажем спасибо героям и найдем дорогу
к моему болоту. Для этого необходимо соединить стрелочками от 1до 10
а второй подгруппе от10 до 1, чтобы вернуться в д/сад.
Воспитатель проверяет выполнение.
А вот и мое болото и наша стрела. И подошла наша сказка к концу. Я скажу волшебные слова и мы снова очутимся в детском саду.
Абра-кадабра, бумс. (взмахиваю палочкой)
Ребята вам понравилось путешествовать с Кубариком?
Что было интересного?
У кого были трудности?
Собираются у доски, слушают и повторяют движения
Потянулись, ладошкой умылись, покружились,
нагнулись, присели, замахал крылышками, улетели.
Дети слушают, что говорит воспитатель стоят гурьбой
Да
Математика
Математике
Да.
Подходят к столу, где стоит посылка
Волшебная палочка
Царевна лягушка
да
показ в разные стороны
Мы все должны встать в одну сторону
Там, вот там (отвечают по желанию)
Дети садятся в разнобой в разных направлениях
Показывают вытянутой рукой.
Надо встать всем в одном направлении.
Дети пускают стрелы (изображают)
Далеко, в лес на болото, влево
Да, мы видим
Спросить Дашу надо их измерить
шагами от начала до конца и сравнить
Владик шагает, все хором считают.
Лиза выкладывает фишки (на наб. полотне)
Чтобы не забыть. Чтобы сосчитать, чтобы сравнить.
8 шагов. Длина этой ленты равна 8 шагам.
Фишек тоже 8
Не дойдем, она короткая
Спросить Лизу П.
Длина ленты должна быть 10 шагов
Арина - 10, это правильная лента
Да
Желтая короче красной
Красная лента длиннее желтой
Дети переходят с ковра, считая шаги.
Пример, задачу
Условие, решение, вопрос
Ответ
Зайка и белочка
Корзинки а в них грибы
6 грибов
9 грибов
Белочка с зайчиком пошли в лес за грибами, белочка набрала 6 грибов
А зайчик 9
Вопрос
Кто больше набрал грибов белочка или зайчик?
Кто меньше набрал грибов белочка или зайчик?
Дети решают задачи
Каждый ребенок считает про себя
Три треугольника
Ребенок выходит к доске и обводит
3
Ребенок выходит к доске и обводит 3
Нет их всего 4
Ребенок выходит к доске и обводит 2 квадрата
Да
Всего 9 фигур
Нужно его поделить пополам
Потому, что их двое и нужно 2 половинки.
Сложим его пополам, чтобы края совпали и разрежем.
Дети выполняют.
Дети выполняют