Анна Ковалева
Конспект по ФЭМП с использованием экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе «Подарки ко Дню рождения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития математических представлений и счёта с использованием материалов неживой природы.
Задачи:
1. Образовательные:
- закрепить знания о цифрах в пределах 5, о геометрических фигурах;
- формировать умение видеть в изображении предметов форму знакомых геометрических фигур;
- закреплять умение сравнивать предметы по величине, форме, длине;
- продолжать сравнивать два предмета по длине путём приложения их друг другу.
2. Развивающие:
- развивать связную речь детей: учить давать полные ответы на вопросы, обогащать словарный запас;
Публикация «Конспект по ФЭМП с использованием экспериментально-исследовательской деятельности в средней группе „Подарки ко Дню рождения“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- активизировать внимание и память детей: учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения.
3. Воспитательные:
- воспитывать доброжелательность, желание прийти на помощь.
Материалы и оборудование: «Ковер-самолет», ноутбук, геометрические фигуры, «камни» разного размера; 2 подноса; камешки и кусочки ваты (по количеству детей); баночка с водой, 2 тарелочка и ложка (по количеству детей, билеты – геометрические фигуры, зайчик – игрушка. «Речка», две досточки: короткая и длинная.
Музыкальное сопровождение: песня из м-ф «Кто ходит в гости по утрам» из мультфильма «Винни-Пух»; музыкальные композиции «звуки природы» - (лес, птички).
Предварительная работа: ОД с детьми по закреплению знаний о цвете, форме, величине геометрических фигур, решение задач, беседы о предметах неживой природы. Чтение литературной сказки А. Милн «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги, рассматривание иллюстраций, слушание музыкальных произведений, показ фрагмента из мультфильма «Винни-Пух и день забот».
Ход занятия:
Слайд 1 – музыка на вход детей.
Слайд 2 (солнышко)
Проводится психогимнастика «Приветствие» (минута вхождения в НОД)
«Придумано кем – то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
«Доброе утро!» - солнышко родное
«Доброе утро!» - небо голубое
«Доброе утро!» - вольный ветерок
«Доброе утро!» - маленький дубок
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
и скажем: «Доброе утро!».
Воспитатель: Сейчас в ваших руках тепло и доброта. И эти тепло и доброту мы отправим друг другу вот так (со своих ладошек дети дуют друг другу «доброту и тепло»). Вот мы и поделились друг с другом своей добротой.
Сюрпризный момент. Звучит песня «Кто ходит в гости по утрам» из мультфильма «Винни-Пух и другие»
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Кто же это?
Дети: Винни-Пух и Пятачок.
Слайд 3-герои говорят.
Воспитатель: Они просят о помощи. Ребята, а мы сможем помочь нашим друзьям? (Ответы детей).
Слайд 4- голос бабы яги
Воспитатель: А трудностей не боитесь, которые приготовила баба Яга? (Ответы детей).
Слайд 5 – небо.
Воспитатель: Тогда готовимся отправиться на помощь нашим героям.
На каком транспорте отправимся в путешествие? (Предложения детей). Ребята, если мы отправляемся в волшебную страну, то и транспорт наш тоже должен быть сказочным и необыкновенным. Хотите полетать на ковре-самолете? (Ответы детей).
Слайд 6 – ковёр – самолёт.
Тогда пора нам в путь.
С собою взять ты не забудь
Отвагу, смелость и добро,
Чтоб побеждать в дороге зло,
В беде друг другу помогать
И про друзей не забывать!
Воспитатель: Берите билеты (на подносе) и занимайте места на ковре-самолете но, чтобы занять место на ковре - самолете, нужно внимательно посмотреть, какая фигура изображена на вашем билете и какого цвета. Занять место можно с точно такой же по форме и цвету геометрической фигурой.
Не забудем о правилах безопасности: (сначала спросить детей). Прежде чем начать движение, нужно пристегнуть ремни безопасности и (музыка на слайде) закрыть глаза, обратный отсчё т: 5,4,3,2,1.
слайд 7 - Поляна
Воспитатель: Ну во мы и прилетели. Посмотрите, на полянке рассыпаны камни. Кто бы это мог сделать? (ответы детей). Может это и есть заколдованные подарки? Посмотрите, какое - то послание (листок). Задание от бабы Яги: «Определите, на какие геометрические фигуры похожи эти камни. Разложите их на волшебные подносы большие и маленькие».
Слайд 7 (во время выполнения звучит тихо музыка).
Воспитатель: На какие геометрические фигуры похожи эти камни? (ответы детей). Они все такие разные ( уточняем величину: маленькие, большие).
Молодцы! Помогли нашим героям. А справились ли мы заданием Бабы Яги? Да вот и заколдованный подарок.
Слайд 8 (Торт).
Воспитатель: Мы немножко отдохнём! - Продолжаем наше путешествие?
Физкультминутка «Делаем зарядку»
Слайд 9– дети идут по полянке.
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали,
Наши ноженьки устали.
Сейчас сядем отдохнём,
А потом опять пойдём. (Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)
Воспитатель: Мы с вами в лес зашли, птицы поют, кузнечики стрекочут, бабочки летают на полянке. Здорово! Давай те подышим чистым лесным воздухом.
Дыхательная гимнастика
«Аромат леса»
Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, под деревом зайчишка сидит, а почему он плачет, как вы думаете, что случилось? (ответы детей). Спроси … у него что случилось? (ребенок спрашивает)
Воспитатель: (берет зайку в руки и слушает его) Ай-ай-ай. Ну и Баба – Яга, что натворила, представляете, она поломала ему домик. И он не знает, из чего лучше построить. Лисичка посоветовала сделать из ваты, а медведь – из камушков. Ребята, помогите мне, скажите из чего строить. Ведь домик мне нужен очень крепкий, прочный и теплый.
Воспитатель: Хорошо, мы тебе поможем. Ребята, мы с Вами сейчас превратимся в ученых. Ведь мы с Вами уже большие и исследуем строительный материал – камни и вату. Займите свои места в нашей лаборатории.
Воспитатель: Давайте начнем исследование камешков. Рассмотрите их. Возьмите их, потрогайте, сожмите в ладошке. Мнется? Нет. Попробуйте его разломить.
Ломается? Нет. Какой он? Он очень твердый, крепкий. Попробуйте подуть на него. Улетел? Нет. Он тяжелый и не летает. Так скажите, какой он? (твердый, тяжелый, крепкий).
Воспитатель: Теперь возьмите вату. Рассмотрите ее. Потрогайте ее, сожмите, какая она? (мягкая, белая). Попробуйте оторвать от нее кусочек и подуть на него. Летает? Полетела. Значит она мягкая, легкая, воздушная. Какая же вата?
Воспитатель: Сейчас мы будем проводить опыт с камешком и ватой. Положите камешек на блюдце, наберите в ложечку воды и полейте на него. Что стало с ним? (ответы детей).
Вся вода с камешка стекла в блюдце. А теперь положите вату на блюдце и также полейте ее водой. Что стало с ватой? (ответы детей).
Она вся промокла и стала мокрой.
Давайте сделаем вывод: какой же камешек? (ответы детей) твердый, крепкий, тяжелый, не боится воды.
А вата (ответы детей) – мягкая, белая, легкая, воздушная и впитывает в себя воду.
Воспитатель: Ребята, давайте скажем зайке, из чего же ему нужно строить новый, крепкий домик. Из камешков или из ваты? (ответы детей). Конечно же из камешков. А почему? (ответы детей) потому что они твердые, крепкие и не боятся воды. И домик будет прочным, теплым и уютным. А из ваты домик какой? (ответы детей) легкий, может улететь, когда подует ветер, или весь промокнуть под дождем.
Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем строить и играть. (Дети выполняют прыжки на месте).
Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки и тянутся руками вверх).
Окна ставим, крышу кроем. (Показать руками окно, крышу – сомкнуть руки над головой).
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будут гости приезжать (вращают воображаемый руль перед грудью).
В нашем доме отдыхать (кладут голову на ладошки и закрывают глаза).
Воспитатель: Зайка всем ребятам спасибо говорит.
Слайд 11. Да, вот и заколдованный подарок – воздушные шары
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой беспорядок устроила Баба Яга на полянке, разбросала листья, и наверное заколдовала их, оставив нам послание. «Расколдуете листья – получите подарок».
На листьях загадки:
1. Палочка, но с завитком,
Как кочерга — такая же на вид.
Эта цифра первая во всём,
И в счёте впереди других стоит! (Один)
2. Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра… (Два).
3. Необычна цифра эта,
Круглолица, так и знай.
И на букву З похожа,
Что за цифра? Отгадай! (Три)
4. Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою … (Четыре)
5. Циферка на крюк похожа,
Что на автокране.
И на двоечку похожа,
Если вверх ногами. (Пять)
Воспитатель: Молодцы, все отгадали. Теперь нужно разложить все цифры по порядке (дети раскладывают цифры).
Воспитатель: Пока мы выполняли задание, на экране появился третий подарок.
Слайд 13 – Зонтик. Вот и третий подарок расколдован.
Слайд 14 – Винни Пух и Пятачок с подарками для ИА.
Воспитатель: Наши герои отправляются в гости к ИА, говорят нам «спасибо за помощь!».
Слайд 15.
Речь с движением «По тропинке к ковру - самолету…»
По тропинке к ковру пойдем (дети шагают,
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу,
Перепрыгнем ручеек (перепрыгивают через «ручеек»,
Посмотрели мы налево (смотрят налево,
Посмотрели мы направо (смотрят направо,
Посмотрели мы вперед (смотрят вверх, стоя на носочках,
Вот наш ковер. Он нас ждет! (машут руками).
Воспитатель: Река! Она глубокая или нет? (ответы детей). Как мы переберемся на тот берег? (ответы детей).
Здесь есть две доски одна короткая, другая длинная. Какую возьмем? (ответы детей). Почему? (ответы детей). Как определить какая доска длиннее? (ответы детей).
Воспитатель: Правильно методом приложения определяем длину досок. Длинную и возьмем. Теперь мы можем пройти через «речку».
По очереди все проходят через «речку»
Воспитатель: Нам пришла пора возвращаться. Проходите к ковру – самолёту и занимайте места согласно вашему билету, пристегните ремни безопасности, закрывайте глаза и в путь…обратный отсчё т: 5,4,3,2,1 полетели! (музыка). До свидания, наша волшебная страна.
Рефлексия:
Слайд 16 – мудрая сова.
Воспитатель: Ребята, действительно, все вы такие молодцы, ведь протяжении нашего путешествия мы вместе помогли нашим сказочным друзьям решить задания Бабы Яги. Стали умными, смекалистыми, сообразительными. А вам понравилось наше путешествие?
- Что больше всего понравилось? (ответы детей).
- Кому и чем помогли на своём пути? (ответы детей).
- что нового вы сегодня узнали? (ответы детей).
Воспитатель: А это вам угощение от Совы, за то что вы помогли расколдовать подарки для ИА