Элина Минеева
Конспект по духовно — нравственному воспитанию на тему «Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей с Масленицей как русским народным праздником.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей понятие о традициях празднования Масленицы;
- познакомить с последовательностью дней масленичной недели;
- расширять и активизировать словарь: встреча, заигрыш, лакомка, разгуляй, посиделки, прощённое воскресенье.
Развивающие:
- развивать логическое мышление, память;
- развивать речь, познавательную активность.
Публикация «Конспект по духовно — нравственному воспитанию на тему „Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Темочки
Воспитательные :
- воспитывать у детей любовь, уважение к традициям и обычаям русского народа;
- воспитывать интерес к русскому фольклору;
- воспитывать навыки сотрудничества и взаимодействия в совместной деятельности.
Предварительная работа: разучивание пальчиковой игры «Брынцы, брынцы», хороводной игры «Карусели».
Ход занятия:
Воспитатель : -Добрый день, ребята! Я рада видеть вас на нашем занятии.
Ребятки, подойдите ко мне и встаньте в круг.
Все мы в группе как семья
Рады все и ты, и я,
Теплота наших рук
Обойдёт весь наш круг
Давайте возьмемся за руки, посмотрим, друг другу в глаза, и подарим друг другу улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение, улучшается настроение. (Дети встают в круг и берутся за руки)
Воспитатель : - Ребята, послушайте мою загадку и попробуйте отгадать, о каком русском народном празднике говорится в загадке.
Загадка:
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают! (ответы детей)
Воспитатель : Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах и обычаях, с которыми встречали этот праздник.
- А кто-нибудь из вас знает, сколько дней отмечается этот праздник? (ответы детей)
-Хотите об этом узнать? (ответы детей).
Воспитатель : Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. В старину на Руси в Масленицу славили бога солнца, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.
Воспитатель : - Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Отгадайте ещё одну загадку и тогда узнаете:
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком! (ответы детей)
Воспитатель : Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель : У нас сегодня тоже будут блины, только необычные. Они будут нашими помощниками и будут давать нам подсказки. А в конце занятия мы узнаем, сколько же дней отмечается этот праздник. Каждый день в Масленице имеет своё название и обряды.
Воспитатель : Первый блин. (Вешает на доску картинку)
Первый день Масленицы называется «Встреча». Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали две куклы –чучело — Масленицу. Для улицы в человеческий рост и маленькую домашнюю, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Воспитатель : Второй блин (вешает на доску картинку)
Второй день- вторник, называется «Заигрыш». Как вы думаете, что делают в этот день? (ответы детей). Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях, строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Воспитатель : Третий блин (вешает на доску картинку)
Третий день Масленицы - среда - «Лакомка». В этот день лакомились блинами. Блины - самый главный символ Масленицы. А давайте мы с вами тоже полакомимся блинами.
Пальчиковая гимнастика. (на стульчиках)
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Пеките блинцы!
(Хлопки ладонь о ладонь - горизонтально)
Мажьте масленее
(Поглаживают друг другу ладони)
Будьте повкуснее!
Брынцы - брынцы, (ладушки)
Подайте блинца!
(Протягивают руки вверх ладонями) .
Воспитатель : Четвёртый блин (вешает на доску картинку)
В четверг проходила «широкая» Масленица- «Разгуляй». Самый веселый день. В этот день гуляли с утра до вечера, пели частушки, плясали, водили хороводы. Вот и мы сейчас с вами поиграем. Выходите на ковёр и берите ленточку с обручем.
Игра «Карусели». (обруч с лентами.)
«Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели.
А потом, потом, потом,
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз-два, раз-два,
Вот и кончилась игра»
Воспитатель : Пятый и шестой блины. (вывешивает блины на доску)
Пятый и шестой день были гостевыми днями «Посиделки» В эти дни ходили в гости и угощались блинами. Родственники собирались на чаепитие с блинами, а заодно и пели песни, озорные частушки, танцевали.
Воспитатель : Последний блин (вешает на доску картинку)
Седьмой день, воскресенье –– «Прощённое воскресенье», самый последний и самый важный день Масленицы.
В этот день полагается простить друг другу все обиды, не держать зла на сердце. Ведь встретить весну надо с чистой совестью. Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат: «Бог простит». В последний день делали как раз соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.
Воспитатель : -Ребята, кто же теперь скажет, сколько дней длится Масленица? Мы смогли найти ответ на наш вопрос в начале занятия? А как назывались дни, кто-нибудь запомнил? На столе лежат солнышки, символ Масленицы. Возьмите их по одному в руки и покажи то солнышко, какое настроение вызвало у вас наше занятие.
- А наша домашняя групповая Масленица принесла вам в подарок блины. Угощайтесь и гостей наших угощайте. А она останется в нашей группе оберегать её до следующей Масленицы.
Список литературы
Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие, - 2-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2010. – 304 с.