Назарова Елена
Конспект занятия по декоративному рисованию с национально-региональным компонентом «Адыгейский орнамент на кувшине»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развивать творческие способности детей через художественно-изобразительную деятельность, используя нетрадиционную технику рисования, тампонирование, на основе адыгейского орнамента.
Задачи:
1. Образовательные:
Ознакомление с техникой рисования, тампонированием.
Продолжение работы над созданием элементов орнамента и выбором палитры красок.
Развитие лексико-грамматических навыков в теме «Посуда».
2. Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия по декоративному рисованию с национально-региональным компонентом „Адыгейский орнамент на кувшине“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Посуда. Все о посуде для детей
- Посуда. Конспекты занятий, НОД
- Посуда. Рисование
- Республика Адыгея
- Республика, область, край. Список городов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
Воспитание аккуратности, эстетического восприятия, интереса к творчеству адыгского народа, своему родному краю, а также стимулирование самостоятельности при выполнении задания.
3. Развивающие:
Развитие общей и мелкой моторики.
Поддержка развития воображения, внимания и мышления.
Совершенствование речевых навыков через использование полноценных предложений.
Словарная работа: узор, орнамент, дизайн.
Материалы для работы: досточка, гуашь (зеленая, красная, желтая, поролоновые штампы, влажные салфетки, шаблон кувшина, трафарет орнамента, кукла Аминат, проектор, ноутбук с видео - иллюстрациями кувшинов.
Демонстрационный материал: готовый образец.
Предварительная подготовка: Изучение различных орнаментов, изучение природы орнаментов.
Ход занятия:
Звучит адыгейская мелодия, дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, скажите, пожалуйста, в какой республике мы с вами живем? Как она называется?
Дети: Адыгея.
Воспитатель: Молодцы, мы живем в республике Адыгея.
Адыгея, Родина моя
Милая, красивая земля.
Многие народы здесь живут,
Между ними дружба и уют.
Воспитатель: Ребята, мы знаем, что у нас в Адыгее живет очень много народов. У каждого народа есть свой язык, своя культура. На такой маленькой земле все народы живут дружно. Дружба между народами самое большое богатство Адыгеи. А это богатство держится на культуре. Ребята, скажите, пожалуйста, люди каких национальностей проживают в Адыгеи?
Дети: Русские, армяне, адыгейцы.
Воспитатель: Все эти народы очень дружат и почитают обычаи и культуру адыгейского народа. Ребята, тихо. Мне кажется кто - то плачет. Давайте посмотрим, кто там плачет. (Воспитатель выходит за дверь и заходит обратно вместе с куклой,в адыгейском наряде.)
Воспитатель: Аминат, что с тобой случилось? Почему ты такая грустная?
Аминат: Я торопилась к вам и хотела дать детям молока, но мой любимый кувшин разбился. У меня есть другие кувшины, но они не раскрашены.
Воспитатель: Поможем Аминат украсить кувшины?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим на экран, и вы своими глазами увидите, как можно раскрасить кувшины. (Показ презентации).
Воспитатель: Эти повторяющиеся узоры называются орнаментами. С древних времен люди украшали многие вещи, включая одежду, мебель, посуду и дома. Вдохновение для своих орнаментов они черпали в природе. Они верили, что изображения растений и животных помогут им избежать злых духов.
У каждого народа есть свои украшения и любимые цвета. Заметили ли вы, какими цветами украшена посуда, которую мы только что рассмотрели?
Дети: Красным, зеленым, желтым.
Воспитатель: У адыгов красный цвет символизирует тепло и радость, зеленый цвет - вечную зелень, желтый цвет - солнце. Именно такие цвета мы и будем использовать.
Воспитатель: Давайте мы с вами пройдем к нашим столам и приготовимся к работе. (Ребята подходят к своим столам и садятся на стульчики. На столе у каждого ребенка лежит : досточка, гуашь (зеленая, красная, желтая, поролоновые штампы, влажные салфетки, шаблон кувшина, трафарет орнамента.)
Воспитатель: Ребята, какими инструментами мы обычно рисуем?
Дети: Кисточки.
Воспитатель: А вы заметили, что на столах нет кистей? Потому что сегодня мы познакомимся с новым методом рисования, который называется тампонирование. Вместо кистей мы будем использовать губки. У меня есть для вас специальные трафареты. Просто положите трафарет на кувшин и аккуратно нанесите краску на вырезанный рисунок. Чтобы красиво завершить орнамент и предотвратить растекание краев, нужно прижать трафарет к тому месту, куда вы положили губку. И не забудьте удалить краску, чтобы она не растекалась. Посмотрите, как я делаю. У меня получился узор. И вы можете создать свои дизайны.
Воспитатель: Но давайте сначала разомнем наши пальчики:
Аминат за водой ходила (пальчиками водим по столу вперед,
Полны ведра набрала (пальчиками водим по столу назад,
И домой их отнесла (две ладошки вместе).
Всю посуду перемыла (одной ладошкой водим по другой ладошке,
Пол в избе подмела (движения ладошками из стороны в сторону,
И присела у окна (кулачком по столу).
Было время потрудится,
Нам пора повеселиться (делаем вращательные движения руками в запястьях).
Включается музыка (адыгейская мелодия,на доске готовый образец. Воспитатель напоминает о правильной осанке при выполнении работы.
Дети выполняют работу.
Воспитатель оказывает помощь при затруднениях.
На шаблон кувшина кладут трафареты орнамента, берут кусочек губки, окунут ее в краску и накладывают на трафарет. Методом тампонирования они заполняют всю поверхность узора. Повторяют эту процедуру несколько раз, пока весь орнамент не будет окрашен различными красками.
Воспитатель: Прекрасная работа, все молодцы! А теперь давайте с вами поиграем, а наши кувшины полежат и подсохнут. Ребята подойдите ко мне, мы с вами поиграем в адыгейскую народную игру, которая называется «Подлог шапки»
Подвижная игра "Подлог шапки"
Цель игры: Развитие произвольного внимания, скорости реакции.
Описание игры: Водящий в свободном беге обегает круг. Во время движения он подбрасывает ребенку шапку, чтобы тот не заметил. Ребенок, которому подбросили шапку, пытается догнать ведущего и попасть в него шапкой до того, как он займет его место. Если ему не удается, то водящий и игрок меняются местами и игра продолжается.
Воспитатель: Молодцы ребята, хорошо поиграли. Понравилось вам играть?
Дети: Да
Воспитатель: Аминат ты довольна?
Воспитатель: Очень, как у вас весело.
Воспитатель: Ребята чем мы сегодня занимались? Чем мы украшали кувшины? А что вам понравилось больше всего? Воспитатель: Ребята, а сейчас потихоньку подойдем к своим местам, возьмем свои кувшины и подарим Аминат.
Аминат: Большое спасибо, дети! Теперь у меня так много красивых кувшинов! Они мне очень пригодятся, но мне уже пора.
ХъяркIэ! «До свидания!».
Дети: До свидания!».
Аминат уходит под адыгейскую мелодию.
Воспитатель: Ребята вы все просто молодцы.