Светлана Пантелеева
Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей средней группы «Крошечка-Хаврошечка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по чтению художественной литературы для детей средней группы о том, что важно быть трудолюбивым и добрым человеком и о том, что кто совершает добрые поступки и дела, то ему это добро вернётся с использованием технологии продуктивного чтения-слушания на примере русской народной сказки «Крошечка-Хаврошечка».
Публикация «Конспект занятия по чтению художественной литературы для детей средней группы „Крошечка-Хаврошечка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Средняя группа
- «Хаврошечка»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Цель:
формирование эмоционального отношения к литературному произведению, пониманию идеи и смысла сказки.
Задачи:
Обучающие:
-Ввести в круг чтения детей новое произведение русского народного творчества
-Привлекать внимание детей к оформлению книг, к иллюстрациям сказки; помочь детям установить отличие сказки от других литературных произведений
-Формировать основы внимательного слушания текста
-Формировать эмоциональное отношение к произведению
-Способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание (ответы на вопросы) о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение
-Побуждать детей пересказывать любимый эпизод, опираясь на иллюстрации.
Развивающие:
-Развивать интерес и любовь к книге
-Продолжать формировать умение слушать новое произведение, побуждать детей смело высказывать свои мысли
-Обогащать активный словарь посредством знакомства детей со сказкой: сирота, Одноглазка, Двухглазка, Трехглазка, рябая корова, журить, пять пудов, распеклась, листвицы шумят золотые, барин; в добре поживать, лиха не знать.
-Развивать общую моторику и координацию движений
Воспитательные:
-Формировать у детей нормы нравственности и личностные качества (отзывчивость, сочувствие, понимание о добрых и плохих намерениях героев, их поступках)
-Обращать внимание детей на оформление книги, воспитывать бережное к ней обращение
Материалы и оборудование: : иллюстрации к произведению и текст, картинки из пособия «Наши книжки» для самостоятельной работы по тексту, игрушечная корова с колокольчиком на шее.
Планируемые результаты: эмоционально реагируют на чтение сказки, стараются пересказывать запомнившийся эпизод, опираясь на иллюстрации, определяют с помощью воспитателя главную мысль и идею произведения, анализируют поступки героев, предполагают, чем могут помочь главные качества героев в жизни, пытаются установить взаимосвязь поступков героев и тем, как эти поступки обернутся для них в будущем.
Виды детской деятельности: коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками); восприятие художественной литературы (художественно – эстетическое развитие, двигательная (физическое развитие,игровая.
Ход деятельности.
Предшествующая работа: с утра я ставлю в книжный уголок книгу «Крошечка-Хаврошечка" и интересные иллюстрации по этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чём она. В начале НОД интересуюсь у детей об их предположениях.
1. Организационный момент.
Вводная часть.
Загадываю детям загадку:
«Есть копыта и рога,
Летом ходит на луга.
Чтобы были все здоровы,
Молоко дают. (коровы)»
2. Основная часть.
В -Правильно, ребята. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка. -Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла? Дети: Да. -Для этого нужно прикоснуться к ней, позвонить в колокольчик, который находиться у неё на шее, и тогда мы перенесёмся с вами в сказку. Готовы? Дети: Да. -Закройте глаза и ждите моего прикосновения. До кого я дотронулась, тот сразу же окажется в сказке, которая называется «Крошечка-Хаврошечка».
В - Давайте вспомним, чем отличаются сказки от других литературных произведений? (ответы детей)
- Верно, в сказках и волшебство, и животные разговаривают. А еще в сказках особенные, «сказочные слова», по которым мы сразу узнаем, что это сказка. Сейчас вы будете слушать сказку и постарайтесь заметить и запомнить «сказочные слова».
3. Первичное слушание произведения.
(С показом иллюстраций к сказке, диалогом с автором).
«Вы знаете, что есть на свете люди и хорошие, есть и похуже, есть и такие, которые бога не боятся, своего брата не стыдятся: (т. е. люди, которые и своих родных могут обидеть) к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка. (Это девочка? Как вы думаете, почему её так звали) Осталась она сиротой маленькой;(т. е. без родителей) взяли ее эти люди, выкормили и на свет божий не пустили, над работою каждый день занудили, (т. е заставляли много работать) заморили;(т. е. замучили) она и подает, и прибирает, и за всех и за все отвечает. (бедняжка….)
А были у хозяйки три дочери большие. Старшая звалась Одноглазка, средняя — Двуглазка, а меньшая — Триглазка; (как вы думаете, почему их так звали) ,но они только и знали у ворот сидеть, на улицу глядеть (лентяйки какие) а Крошечка-Хаврошечка на них работала, их обшивала, для них и пряла и ткала, а слова доброго никогда не слыхала. (как обидно девочке наверное) Вот то-то и больно — ткнуть да толкнуть есть кому, а приветить да приохотить нет никого (обижали Хаврошечку, никто её не жалели….)
Выйдет, бывало, Крошечка-Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую корову, (т. е. пёстрая, с пятнами другого цвета) ляжет к ней на шейку и рассказывает, как ей тяжко жить-поживать:
— Коровушка-матушка! Меня бьют, журят, (т. е. ругают) хлеба не дают, плакать не велят. К завтрему (т. е. к завтрашнему дню) дали пять пудов напрясть (т. е. сделать нить, наткать, побелить, в трубы покатать. (это очень много тяжёлой работы)
А коровушка ей в ответ:
— Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано. (т. е. всё будет сделано)
Так и сбывалось. Вылезет красная девица из ушка —все готово: и наткано, и побелено, и покатано.
Отнесет к мачехе; та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а ей еще больше работы задаст. Хаврошечка опять придет к коровушке, в одно ушко влезет, в другое вылезет и готовенькое возьмет принесет.
Дивится старуха (т. е. удивляется) зовет Одноглазку:
— Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая! Доглядись, (т. е. подсмотри) кто сироте помогает: и ткет, и прядет, и в трубы катает? (как вы думаете, зачем мачехе это было знать?-предположения детей)
Пошла с сиротой Одноглазка в лес, пошла с нею в поле; забыла матушкино приказанье, распеклась на солнышке, (т. е. пригрелась) разлеглась на травушке; а Хаврошечка приговаривает:
— Спи, глазок, спи, глазок!
Глазок заснул; пока Одноглазка спала, коровушка и наткала и побелила. Ничего мачеха не дозналась, послала Двуглазку.
Эта тоже на солнышке распеклась и на травушке разлеглась, матернино приказанье забыла и глазки смежила; (т. е. закрыла) а Хаврошечка баюкает;
— Спи, глазок, спи, другой!
Коровушка наткала, побелила, в трубы покатала; а Двуглазка все еще спала.
Старуха рассердилась, на третий день послала Триглазку, а сироте еще больше работы дала. И Триглазка, как ее старшие сестры, попрыгала-попрыгала и на травушку пала. Хаврошечка поет:
— Спи, глазок, спи, другой! — а об третьем забыла. (конечно забыла….)
Два глаза заснули, а Третий глядит и все видит, все — как красная девица в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.
Все, что видела, Триглазка матери рассказала (какая ябеда); старуха обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:
— Режь рябую корову! Старик так, сяк:
— Что ты, жена, в уме ли? Корова молодая, хорошая!
— Режь, да и только! (какая злая мачеха)
Наточил ножик…
Побежала Хаврошечка к коровушке:
— Коровушка-матушка! Тебя хотят резать.
— А ты, красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай. (как вы думаете, зачем она так Хаврошечке наказала?-предположения детей)
Хаврошечка все сделала,что коровушка завещала: голодом голодала, мяса ее в рот не брала, косточки каждый день в саду поливала, (какая Хаврошечка честная девочка) и выросла из них яблонька, да какая — боже мой! Яблочки на ней висят наливные, листвицы шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо — останавливается, кто проходит близко — тот заглядывается. (какая красивая яблонька выросла)
Случилось раз — девушки гуляли по саду; на ту пору ехал по полю барин — богатый, кудреватый, молоденький. Увидел яблочки, попросил девушек:
— Девицы-красавицы! — говорит он. — Которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.
И бросились три сестры одна перед другой к яблоньке. (все замуж за богатого и красивого барина захотели)А яблочки-то висели низко, под руками были, а то вдруг поднялись высоко-высоко, далеко над головами стали. (как вы думаете, почему так произошло) Сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучья косы расплетают; как ни бились, ни метались — ручки изодрали, а достать не могли.
Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились. Барин на ней женился, и стала она в добре поживать, лиха не знавать. (т. е. зла не знать)»
Физкультминутка.
«Яблонька в моём саду
Гнётся низко на ветру
Наклонилась вправо-влево
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт»
4. Беседа по тексту.
-Ребята, понравилась вам сказка? Назовите главных героев сказки?
-Какая была Хаврошечка? (добрая, трудолюбивая) Какими были её сёстры? (злые, ленивые,завистливые)
-Скажите, кто помогал ей в трудной жизни, в работе? (коровушка)
- Как она ей помогала?
-Легко ли жилось Хаврошечке в этой семье? Почему?
-Как мачеха узнала о том, что Хаврошечке помогает коровушка?
-Какую песню пела Хаврошечка дочерям на лугу, для того чтобы они скорее заснули?
- Чем закончилась сказка?
-Чему нас учит эта сказка? Какими надо быть?
Делаем вывод с детьми, что сказка нас учит быть добрыми, трудолюбивыми, делать побольше добрых дел.
5. Работа с пособием :
1. Предлагаю детям сесть и раскрасить яблоньку из сказки (дети раскрашивают ствол, листья и яблочки цветами, соответствующими в сказке).
2. Предлагаю детям собрать пазлы, соблюдая порядок появления героев в сказке.
Рефлексия:
Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что вам понравилось?
- Что было трудного в заданиях?
- Какие задания показались легкими? (Ответы детей)
-Вы очень хорошо работали на занятии, были внимательными, старались правильно говорить. Вы молодцы.
Ребята, в благодарность Хаврошечке, давайте нарисуем её и коровку, которая ей помогала. (дети в свободной деятельности рисуют рисунок и уносят домой, чтобы рассказать родным сказку.