Мария Каштанова
Конспект занятия по безопасности «Осторожно, огонь!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект Нод – развлечения
Тема: «Осторожно, огонь»
Подготовительная к школе группа
Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС: познавательное развитие, социально- коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Цель: формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.
Задачи:
Образовательные:
• Обучать детей правилам безопасного поведения в случае возникновения пожара.
Публикация «Конспект занятия по безопасности „Осторожно, огонь!“» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пожарная безопасность
- Пожарная безопасность. Конспекты занятий
- Темочки
• Закрепить знание детей о причинах возникновения пожаров, правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.
• Формировать представления у детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
• Продолжать знакомить детей с трудом пожарного. Вызвать интерес к героическому труду пожарных.
• Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые.
Развивающие:
• Формировать умение оценивать возможную опасность. Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.
• Формировать умение оценивать возможную опасность, осторожное отношение к предметам, являющимися источникам пожарной опасности.
• Формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара, закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.
• Укреплять здоровья детей, развивать физические качества, вызывать желание помогать людям в беде, воспитывать чувство сострадания и ответственности.
• Развивать умение вызывать пожарную службу по телефону.
Воспитательные:
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения;
• Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии.
Материалы и оборудование:
• иллюстрации с изображением различных пожароопасных ситуаций, где огонь – друг или враг;
• иллюстрации с изображением пожарной техники;
• настоящий огнетушитель или его изображение;
• конверты с разрезанными сюжетные картинками на тему «Пожар»; плакаты по безопасности для оформления по теме;
• карточки с изображением различных пожароопасных предметах и ситуаций;
• двусторонние знаки «Светофорчики»;
• художественная литература;
• фото с изображением горящего дома;
• картинки с изображением пожарных;
• два телефона;
• картинки с изображением правил, которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания;
• свеча, зажигалка, пирамидка, спички, мячик, кубики, кукла, хлопушка, баллончик от лака, игрушечный утюг, чайник;
• флажок красного цвета;
• картины с пожарной техникой: машины, вертолеты, катер.
Предварительная работа:
• Разучивание стихотворений, пословиц о противопожарной безопасности.
• Рассматривание плакатов по пожарной безопасности.
• Чтение художественных произведений: «Пожар», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Пожар», «В дыму» В. Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака.
• Рассматривание иллюстраций к ним.
• Просмотр мультфильмов о пожаре.
• Беседа о профессии «Пожарный».
• Беседы по безопасности в быту, в детском саду, на улице.
• Дидактические игры: «Азбука безопасности», «Опасно – не опасно», «Кто быстрей потушит дом».
• Раскрашивание раскрасок «Правила безопасного поведения».
• Заучивание домашнего адреса, телефона, Ф. И. О. родителей.
Словарная работа: каска, брезент, сигнальный шар, огнетушитель, ядовитый дым, сирена.
Ход НОД - развлечения
Воспитатель:
(Дети заходят в зал и занимают свободные места на стульчиках)
Сейчас я загадаю вам загадку:
Рыжий зверь в печи сидит,
Рыжий зверь на всех сердит!
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты его рукой не тронь –
Искусает всю ладонь. (Огонь.)
Воспитатель: Правильно. Почему возникают пожары?
Воспитатель: Как вы думаете, огонь - ваш друг или враг?
Дети: Огонь враг, потому - что из-за него могут сгореть вещи, квартира, дом, лес. Могут погибнуть люди, животные, птицы.
Воспитатель: Правильно. Вред огня зависит от человека. Взрослые умеют, не ссорится с огнем. Но когда огонь попадает в руки маленьких детей, он показывает свой характер, стремится убежать от них и гулять по дому, по лесу, по полю. Из доброго слуги он может превратиться в огнедышащего дракона. Тогда может возникнуть беда. Неужели огонь всегда злой?
Предположения детей.
Подумайте, когда огонь бывает добрым и полезным?
Дети: В лесу можно погреться около костра, приготовить еду.
Воспитатель: Огонь – давний друг человека. Он обеспечивает человека теплом и светом. С его помощью совершается много полезных дел. Сила огня очень велика. Огонь согревает, заставляет работать машины, запускает ракеты, космические корабли. На огне готовят пищу. Он нужен в домах, детских садах, школах, фермах, заводах, больницах.
Почему возникают пожары?
Предположения детей.
Но огонь бывает страшным и злым, вызывает пожар, который может привести к большим бедам. В пламени горит всё : жилища, посевы, животные, леса, целые деревни и даже города. Когда люди забывают об осторожном обращении с огнём, он становится смертельно опасным. Пожар – не случайность, а результат неправильного поведения. Огонь из доброго слуги человека может превратиться в злого дракона. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным при обращении с огнём, соблюдал осторожность при обращении с ним.
Воспитатель: А чего нельзя делать, если случился пожар?
Ответы детей.
Воспитатель: Как себя можно защитить от дыма и огня?
Ответы детей.
Чтобы не было пожара нужно соблюдать правила: (демонстрация изображений)
1. Не играй со спичками, опасно!
2. Не поджигай сухую траву, сено, тополиный пух.
3. Не кидай в костер незнакомые флакончики и баллончики, пузырьки, они могут взорваться.
4. Без взрослых нельзя включать в сеть электроприборы (телевизор, утюг, обогреватель, чайник, микроволновую печь).
5. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, и не сушите над ней одежду.
6. Не играй без взрослых фейерверками и хлопушками.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно назвали все правила, которые нужно соблюдать, чтобы не было пожара. Ну, а если пожар все-таки возник вам необходимо соблюдать следующие правила:
1. Постарайтесь первым делом сообщить о пожаре взрослым (не скрывайте, даже если пожар произошел по вашей вине).
2. Позвоните в пожарную охрану по телефону 01, сообщи свой точный адрес и что горит.
3. Никогда не прячьтесь в шкафу или под кроватью, пожарным будет трудно найти вас там.
4. Когда в доме горит, быстрей выбегайте на улицу. Ни за что не задерживайтесь из-за игрушек, собаки или кошки.
5. Если в квартире дым, лягте на пол (там меньше дыма, и постарайтесь добраться до выхода из горящего помещения.
6. Рот и нос закройте влажной тряпкой или любой тряпичной вещью.
7. Не открывайте окно, (это усилит горение).
8. Если чувствуете запах дыма в подъезде, не открывайте входную дверь (огонь и дым могут ворваться в твою квартиру, лучше уйти в дальнюю комнату и из окна позвать на помощь.
9. Если горит ваша одежда, надо упасть на пол и кататься, сбивая пламя.
10. Если загорелся электроприбор, надо выключить его из розетки и накрыть его толстым одеялом.
11. При пожаре никогда не садитесь в лифт. Он может отключиться, и вы задохнетесь.
Воспитатель: Скажите, как называется профессия людей, которые приходят на помощь во время пожаров?
Дети: Пожарные.
Воспитатель: Что вы знаете о форме пожарного?
Дети: Пожарный одет в специальный костюм, который не промокает и не горит в огне.
Воспитатель: Правильно, пожарные носят специальную одежду, защищающую их от огня и дыма. На голове у них стальная каска, штаны и куртка сшиты из толстого брезента, на ногах - прочные и удобные сапоги. Ведь пожарный бесстрашно идет в огонь!
Ребята, зачем пожарному каска?
Дети: Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет.
Воспитатель: Правильно. Когда случается пожар-это очень опасно, а тушить пожар нелегко. Пожарные бесстрашно пробираются в горящие здания, спасают людей. Помогает им пожарная лестница. Пожар тушат водой или специальной пеной. Как вы думаете, каким должен быть пожарный?
Дети: Пожарный должен быть смелым, отважным, сильным, храбрым, ловким, добрым.
Воспитатель: На чем пожарные приезжают к месту пожара?
Ответы детей.
Воспитатель: А если пожар случился на воде или воздухе? У пожарных есть различная техника – пожарные машины, вертолеты, катера. Почему пожарные машины, вертолеты, катера – красного цвета?
Ответы детей.
Игра «Если возник пожар»
Цель игры: знакомить детей с правилами безопасного обращения с огнем; закрепить знание номера телефона пожарной службы.
Ход игры:
Дети становятся в круг, в центре – воспитатель с флажком в руке. Он произносит фразы и, не договаривая последнее слово, передает флажок одному из детей. Ребенок должен быстро закончить фразу и передать флажок другому. Если ребенок отвечает неправильно, он выбывает из игры, и флажок опять возвращается к воспитателю.
Воспитатель: Этот флаг в руках недаром.
Если раньше был пожар,
Ввысь взмывал сигнальный флаг,
Звал пожарных в бой с пожаром.
Где с огнем беспечны люди,
Где взовьется в небо флаг,
Там всегда грозить нам будет
Злой, безжалостный… (передает флажок ребенку)
Пожар! (передает флажок другому)
Ребё нок: Пожар! (передает флажок другому)
Воспитатель: Раз-два-три-четыре.
У кого пожар…
Ребенок: В квартире (передает флажок)
Воспитатель: Дым столбом поднялся вдруг.
Кто не выключил?
Ребенок: Утюг (передает флажок)
Воспитатель: Красный отблеск пробегает.
Кто со спичками?
Ребенок: Играет (передает флажок)
Воспитатель: Стол и шкаф сгорели разом.
Кто сушил белье?
Ребенок: Над газом (передает флажок)
Воспитатель: Пламя прыгнуло в траву.
Кто у дома жег?
Ребенок: Листву (передает флажок)
Воспитатель: Дым увидел – не зевай и пожарных…
Ребенок: Вызывай (передает флажок)
Воспитатель: Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер…
Ребенок: 01!
Воспитатель: А сможете ли вы вызвать на помощь пожарных, если вдруг у вас дома случится пожар? Сейчас мы проверим.
Игра «Вызови пожарных»
Цель: формирование умения вызывать пожарную службу по телефону.
Ход игры:
Перед вами стоит телефон. Ваша задача: добежать до телефона, набрать номер «01», четко и громко сообщить о пожаре, назвав свою фамилию, свой домашний адрес и вернуться (дети выстраиваются по одному в колонну, начинают обыгрывать ситуацию вызова пожарных).
Игра «Разрешается — запрещается»
Цель: закреплять правила поведения, как себя вести во время пожара.
Ход игры:
Возьмите в руки свои знаки — «светофорчики» и показывайте красный кружок, если это делать нельзя, и зеленый кружок — если это делать можно:
• в случае пожара вызвать пожарных по телефону «01»;
• бросать горящие спички;
• кричать и звать на помощь взрослых;
• оставаться в помещении, где начался пожар;
• открывать окна и двери во время пожара;
• закрывать нос, рот и голову мокрым полотенцем;
• прятаться в угол, под шкаф, под кровать;
• оставлять без присмотра включенные электроприборы;
• двигаться ползком или пригнувшись к выходу;
• обливать водой стены, пол во время пожара;
• пользоваться лифтом;
• не бояться, слушаться во всем пожарных;
• тушить водой горящие электроприборы;
• обращаться к соседям за помощью;
• по возможности пытаться тушить пожар;
• включать газ, электроприборы, свет.
Надеюсь, вы запомнили все правила, как вести себя, если в квартире начался пожар.
- Огонь – это всегда опасно.
Но можно ли обойтись без огня? (ответы детей)
- И все-таки, огонь – ваш друг или враг? (Ответы детей)
Игра «Хорошо – плохо».
Цель: формирование представлений у детей о том, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.
Ход игры:
Детям предлагаются карточки с изображением ситуаций, где огонь – друг и враг. Дети делятся на две команды. Одной команде предлагается выбрать карточки, где огонь приносит пользу, другая команда выбирает карточки с изображением тех ситуаций, где огонь приносит беду.
Подвижная игра «Огонь – друг и враг»
Ход игры:
Один из игроков изображает Огонь. Он выходит из своего жилища-очага, ходит в обозначенном (очерченном мелом) круге и говорит: «Я – Огонь, меня не тронь!»
Игроки спрашивают: «Ты зачем ушел из очага, превратился в нашего врага?»
После слов «Я Огонь – ваш друг и враг. Со мной не справиться никак.» Огонь начинает шипеть и махать руками, ловить детей, которые пересекают границу круга, бегают на его территории. Вне круга ловить детей нельзя. Пойманных Огонь «превращает в угольки» и сажает в свой «очаг». Последний не пойманный игрок становится отважным Смельчаком, победившим Огонь, и новым водящим. Все игроки должны увертываться, наклоняться низко, ползти, чтоб водящий не задел их. Те, кого Огонь не задел, возвращаются в круг.
Воспитатель: Кроме пламени огня очень опасен ядовитый дым, от которого люди теряют сознание и умирают. Как себя можно защитить от дыма и огня?
Дети: Нужно завязать или закрыть нос и рот платком, шарфом и т. д.
Воспитатель: Что нужно делать всем, чтобы не было пожаров?
Дети: Нужно соблюдать правила пожарной безопасности. Ожидая приезда пожарных, не теряйте головы и не выпрыгивайте из окна. Вас обязательно спасут.
Когда приедут пожарные, во всём их слушайтесь и не бойтесь. Они лучше знают, как вас спасти.
Игра «Опасные предметы – неопасные предметы»
Цель: формирование представлений у детей об опасных предметах в быту
Ход игры:
Нужно выбрать с какими предметами можно играть, а с какими нет: в одну коробку надо положить предметы - игрушки, а в другую предметы которые могут привести к пожару.
Дети раскладывают в две коробки следующие предметы: свечу, зажигалку, пирамидку, спички, мячик, кубики, куклу, хлопушку, баллончик от лака, игрушечный утюг, чайник. После того как дети разложат предметы, попросить их объяснить свой выбор.
Воспитатель: Запомните эти правила на всю жизнь.
Ещё хочу вам дать совет:
Кто с огнем неосторожен
У того пожар возможен
Ребята, помните о том, что нельзя шутить с огнем!
-Ребята, что вы сегодня узнали?
Сегодня вы узнали, что огонь может быть для нас и другом, и врагом, но все-таки пользы от огня больше, чем вреда. Огонь делает нашу жизнь теплее, уютнее. Я хочу, чтобы вы были очень осторожны с огнем, внимательны, помнили об опасности, всегда соблюдали правила, и беда обойдет вас стороной.
Дети, давайте пройдём по детскому саду. А экскурсию начнём от входа. Посмотрите на столике стоят огнетушители. Кто скажет, для чего они нужны? Правильно, огнетушителями пользуются для того, чтобы погасить огонь. Они постоянно стоят на своём месте, и все должны знать их местонахождение, чтобы не искать по детскому саду, если вдруг понадобятся. А где ещё у нас стоят огнетушители?
Здесь у нас находится «Уголок по противопожарной безопасности» для взрослых. Здесь описаны все действия сотрудников детского сада по спасению детей и организации тушения пожара.
А это запасной выход. Эта дверь всегда открыта, чтобы мы в любую минуту могли воспользоваться ею. Если вдруг входная дверь объята дымом или огнём, то нужно выходить через запасной выход. Посмотрите, над дверью высвечивается надпись «Выход», чтобы мы в любых условиях могли найти выход.
Ещё в нашем детском саду есть звуковая система оповещения, которая подаёт громкий сигнал, если уловит запах дыма.
Список литературы:
1. Белая К. Ю, Зимоника В. Н. «Как обеспечить безопасность дошкольников»// К. Ю. Белая, «Пожар» и «Огонь – судья беспечности людей» М. «Просвещение» 2004-96
2. Волчкова В. Н, Степанова Н. В «Конспекты занятий в старшей группе группе детского сада» - Воронеж, 2009.
3. Зубченко В. А. ,Башкатова Т. А., Игошин, Соловьёва «Спички не игрушка, огонь не забава» // Зубченко В. А. «Пожарная викторина для старшей группы», «Подвижные и дидактические игры.» Оренбургская область-2005-с. 65.
4. Степанов В. А. «Азбука в загадках».// В,А. Степанов-М. «Фламинго» - 2005-с-15
5. Шорыгина Т. А. «Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т. Ц. Москва-2007-с-80.