Мария Багаева
Конспект педагогической деятельности с детьми 5–6 лет «Светлый праздник Пасха»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогической деятельности с детьми 5-6 лет
«Светлый праздник Пасха»
Воспитатель- Багаева Мария Александровна
Цель:
Формирование представлений детей о народном обрядовом празднике – Пасха.
Задачи:
- Познакомить детей с праздником - Пасхой, ее традициями, обычаями;
Публикация «Конспект педагогической деятельности с детьми 5–6 лет „Светлый праздник Пасха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пасха, пасхальная тема
- Пасха. Конспекты пасхальных занятий
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Углубить знания о традициях росписи пасхального яйца, познакомить с характерными особенностями росписи;
- Развитие речи, памяти, мышления, творческое воображение, художественно-эстетические навыки и тонкую моторику руки;
- Воспитывать уважительное отношение к традиционным русским праздникам.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций на тему «Пасха», беседа о традиционных праздниках, чтение стихотворений и рассказов о пасхе, разгадывание загадок о пасхе.
Инструмент, оборудование, материалы:
- ноутбук;
- иллюстрационный материал «Детям о Пасхе»;
- аудиоматериалы;
- коллекция пасхальных яиц;
- гуашь;
- кисточки;
- стаканчики с водой;
- клеёнки, фартучки;
-салфетки.
Погружение
Дети входят в группу под музыку
Педагог : - Здравствуйте, ребята. Поприветствуем друг друга. (Дети встают в круг, держатся за руки.)
Педагог :
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Педагог : - Сегодня мы будем с вами говорить, как великий русский народ поддерживает традиции, обычаи своих предков. С самых давних времен русский народ славится своим трудолюбием, но и традиции не забывает поддерживать.
- Ребята, вспомним народные праздники. Какие народные праздники вы знаете?
(Ответы детей)
Педагог : - Правильно. Новый год, Рождество, Масленица, Пасха, Троица - это праздники, которые люди до сих пор помнят и стараются соблюдать некоторые традиции.
На Новый год - ставят ёлку, на Рождество - проводят гадания, на Масленицу обязательно пекут блины и сжигают чучело Масленицы, прощаясь с зимой.
- А что делают на Пасху? (Ответы детей)
- Да ребята, действительно на Пасху принято красить яйца и обмениваться ими, печь куличи.
- Сегодня поговорим мы с вами о великом весеннем празднике - Светлой Пасхе.
Основной этап
Педагог : А кто знает, что это за праздник? (Ответы детей)
Педагог : - Празднуется Воскресение Иисуса Христа (история Пасхи)
- Пасха-это окончание Великого Поста, радость встречи с родными и друзьями за праздничным столом. Этот праздничный день вызывает ощущение пробуждения природы. К этому дню христиане готовятся весь год.
- Для православных христиан самый главный праздник - Пасха. Слово пасха значит "исход", "освобождение", "избавление". Кто Пасху проводит в радостном настроении, тот будет счастлив весь год. На Руси всю пасхальную неделю звучал звон колоколов. Любой человек имел возможность ударить в колокол, поднявшись на колокольню.
На площадях разбивались балаганы, устанавливались карусели и качели. Вся неделя проходила в радостных встречах, люди принимали гостей, обменивались пасхальными яйцами, сделанными из прозрачного стекла, дерева, хрусталя, фарфора. Яйца делали деревенские умельцы, ювелирные фирмы. В кондитерских продавали сахарные и шоколадные яйца.
- Хозяюшки очень тщательно и заранее готовились к Великой Пасхе. Убирали дом, красили яйца, пекли куличи, готовили вкусные блюда, делали пасху из творога, нарядные одежды доставали из сундуков. Когда наступал праздничный день, всей семьей шли в церковь, потом или гостей принимали, или шли в гости. В день Пасхи люди поздравляют друг друга. В церквях, домах, на улицах, здороваясь, они радостно говорят: «Христос воскрес!»- «Воистину воскрес!» Это называется «христосоваться».
- В пасхальную ночь люди спешили в церковь, оставались дома только глубокие старики да маленькие дети. Возле церквей зажигали цветные фонарики, костры. Люди держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом.
- Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? (Ответы детей)
Педагог : До сих пор существует обычай печь на Пасху куличи и их освещать.
- Ранним утром, вернувшись из церкви, люди обменивались окрашенными яйцами. Символ Пасхи - красное яйцо.
- Ребята, а вы знаете, почему красят яйца? (Ответы детей)
- Это маленькое чудо, это символ жизни. Обычай красить яйца уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни
- Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (Ответы детей)
- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.
Педагог : Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.
Цари боялись, что Иисус Христос станет сам правителем всего мира. И они казнили Его – распяли на кресте. Казнили Иисуса Христа в пятницу. В это время земля содрогнулась и посыпались камни со скал и гор. Для людей это был самый грустный и скорбный день. Сегодня этот день называют страстной пятницей.
- В Пасху яиц заготовить надо было много: для веселых игр, для подарков друзьям и родным. В праздник популярны яичные бои за пасхальной трапезой, или «чоканье» яйцами, как говорят в народе. Это простая и забавная игра: кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула,тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком.
Воспитатель: Ели крашенные яйца не сразу, сначала с ними устраивали различные игры. Катали яйца с горки, чье дальше укатиться, тот и забирает все яйца себе. А еще в ложку клали яйцо, держали ее перед собой и бежали наперегонки. Победил тот, кто не уронил яйцо, удержал ее в ложке. И мы с вами поиграем.
Игры детей:
Игра «Чьё яйцо будет дольше крутиться?»
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше покрутится, тот и победитель.
Игра «Чьё яйцо дальше укатится?»
Крашенки катают с горки. Чьё яйцо дальше укатится, тот и победитель.
Эстафета «Кто быстрее прокатит яйцо между конусов деревянными ложками».
Игра «Бой крашенок»
Участвуют по парам. Играющие выкрикивают: "Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!" Игроки бьются крашенками любой стороной. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проиграл.
Педагог : - Сегодня, ребята, мы познакомимся с разными способами украшения пасхальных яиц. И, конечно, попробуем сами расписать яйцо.
- По данным археологов, роспись на яйце появилась несколько тысяч лет назад. Сначала их только красили в разные цвета. А потом стали разрисовывать узорами.
- Существует несколько способов раскрашивания яиц:
1) Крашенки - в старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители.
2) Крапанки - сначала варёное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок.
3) Писанки - это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры. Основные цвета орнамента Писанок – белый, жёлтый, красный и чёрный. Значение цвета: красный - цвет радости, жизни, любви; желтый – солнце, луна, звезды; зеленый – символизирует весну, молодость; сочетание красного и белого – благодарность за защиту от зла.
4) Драпанки - яйца варят, затем красят в какой-нибудь цвет потемнее, потом сушат. Узор наносят на скорлупу острым предметом - ножом, шилом, ножницами, толстой иглой. (пополнение словарного запаса)
Педагог : Ребята! А как у вас в семье красят яйца? (Ответы детей)
- А перед тем, как начать практическую работу, ребята, немного отдохнём! Повторяйте движения за мной!
Физкультминутка.
Рано утром все мы встанем,
Руки вверх с тобой потянем,
Сделаем по три наклона
Вправо, влево, прямо, снова
Пошагаем мы на месте,
Улыбнёмся друзьям вместе,
Раз - присядем, два – присядем
И на стул тихонько сядем.
- Ребята, сегодня вы узнали много нового об украшении пасхальных яиц. Сейчас вы попробуете расписать яйцо. Смело проявляйте свою фантазию и творчество!
Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц под русскую народную мелодию.
Беседа за работой:
Писанкам придавали большое значение:
- Разбрасывали по полю яичную скорлупу для плодородия.
- Высохшим желтком лечили ожоги.
- Скорлупу толкли и применяли в пищу для укрепления кровеносных сосудов.
- Кусочек скорлупы нанизывали на нитку и носили от простуды.
Заключительный этап
Педагог : - Ребята! Посмотрите, какие замечательные писанканки и крапанки у вас получились. На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор.
Педагог : - Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи?
- Что было нового для вас?
- Вам понравилось занятие?
- Для чего делали яйца-писанки?
- Какие цвета использовали мастера?
Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и надеждой!
Пора надежд и возрождения
Опять пришла! Душа поёт!
Так пусть Христово Воскресение
Любовь и счастье принесёт!