Оксана Твердохлебова
Конспект педагогического мероприятия «Путешествие в Лукоморье»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагог :
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте и вы, гости дорогие. Как хорошо, что вы ко мне пришли.
День у нас сегодня необычный. Он посвящен творчеству Александра Сергеевича Пушкина – великого русского поэта.
Давным давно, в Москве, в семье Пушкиных родился мальчик: смугленький, курчавенький – чистый арапченок. А озорник какой… Бывало, маменька велит ему, из детской никуда не выходить, а Сашенька и рад… Сядет у ног своей няни на скамеечку, да песни слушает.
Публикация «Конспект педагогического мероприятия „Путешествие в Лукоморье“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
А то бывало, попросит: «Нянушка, Арина Родионовна. Расскажи мне сказочку!» Вот она ему и рассказывает: про кота Баюна, про злого Черномора, про веселого Балду. А Сашенька все еще и еще просит. А хотите, ребятушки, я и вам расскажу.
Девочки в русских сарафанах садятся за прялки и поют.
Позолоченная прялица, ты прядешь, а нитка тянется.
Позолоченная прялица, нам работа очень нравится.
Педагог :
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1-ая девица: Кабы я была царица
Педагог : Говорит одна девица.
1-ая девица:
То на весь крещенский мир
Приготовила б я пир.
2-ая девица:
Кабы я была царица
Педагог : Говорит ее сестрица, -
2-ая девица:
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна!
3-ая девица:
Кабы я была царица,
Педагог : Третья молвила сестрица
3-ая девица:
Я б для батюшки царя
Родила богатыря!
Педагог :
Только вымолвить успела
Дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь
Стороны той государь.
Вы узнали, какая сказка начинается такими словами? (Дети отвечают).
Педагог :
Верно, мы оказались в сказке под длинным и сложным названием (Давайте произнесем его вместе) «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и о прекрасной царевне Лебеди».
Композитору Римскому - Корсакову она очень понравилась, и он решил написать к ней музыку, полностью бережно сохранив стихи А. С. Пушкина.
Одно из самых знаменитых мест оперы Римского-Корсакова – отрывок под названием «Три чуда». Ребята, вы помните, какие чудеса возникали в городе Леденце?
Дети: Белка, 33 богатыря и Царевна-Лебедь.
Педагог : Возьмите, пожалуйста, карточки с изображением этих «чудес» и объединитесь по желанию в три группы. Каждая группа представит нам стихотворный отрывок об одном волшебном чуде, а также рассказ о музыке, ему посвященной.
Дети выбирают группу, совещаются.
Педагог : Какое первое чудо?
Дети: Белочка.
Педагог : Как же пишет А. С. Пушкин об этом чуде?
Дети 1 группы (декламируют отрывок, воспитатель помогает).
Дети: Ель растёт перед дворцом,
А под ней хрустальных дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поёт
Да орешки всё грызёт!
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Педагог : Что вы можете сказать о музыке «Белка»?
Дети: Мелодия «Белочки» – русская народная песня. Тему исполняет флейта, потому что только ее нежный, высокий, звонкий, светлый голос может передать пение волшебной белочки, даже ее «присвисточку».
Педагог : Каким было второе чудо в этой сказке?
Дети: Богатыри.
Дети 2 группы (декламируют отрывок, воспитатель помогает).
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольётся в шумном беге,
И очутятся на бреге,
В чешуе как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые,
Великаны молодые,
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Педагог : Что вы можете сказать о музыке?
Дети: Сначала мы услышим голос трубы, он извещает о том, что идут богатыри. Музыка передает, как море бурлит, как приближаются богатыри: она будет звучать сначала тихо, потом все громче. А потом богатыри вновь уйдут в море - музыка постепенно станет тише.
Педагог : Какое было третье чудо?
Дети: Лебедь-птица, которая превратилась в красавицу Царевну.
Дети 3 группы (декламируют отрывок, воспитатель помогает).
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днём свет Божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама – то величава,
Выступает, будто пава;
А как речь – то говорит,
Словно реченька журчит
Педагог : Что вы можете сказать об этом музыкальном фрагменте.
Дети: Сначала мы услышим плеск воды, голос птицы, взмахи крыльев. Затем мелодия станет похожа на русскую песню – это лебедь превратилась в прекрасную девушку и вышла на берег.
Педагог : Молодцы! Все группы отлично справились с заданием. И сейчас мы послушаем этот замечательный разнохарактерный отрывок из оперы.
Слушание «Три чуда» Н. А. Римского-Корсакова.
Педагог : А сейчас я предлагаю вам инсценировать отрывок из сказки о царе Салтане.
Гвидон.
Князь у синя моря ходит,
С синя моря глаз не сводит
(показывая рукой за кулисы,
Глядь — поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
Появляется под музыку Лебедь
Исполняется танец с шарфами (группа девочек)
Лебедь.
Здравствуй, князь ты мой прекрасный!
Что ж ты тих, как день ненастный?
Опечалился чему?
Педагог :
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
Грусть-тоска меня съедает,
Чудо чудное завесть
Мне б хотелось. Где-то есть
Ель в лесу, под елью белка;
Диво, право, не безделка —
Белка песенки поет
Да орешки всё грызет,
А орешки не простые,
Всё скорлупки золотые,
Ядра — чистый изумруд;
Но, быть может, люди врут.
Лебедь.
Князю Лебедь отвечает:
Свет о белке правду бает;
Это чудо знаю я;
Полно, князь, душа моя,
Не печалься; рада службу
Оказать тебе я в дружбу.
Лебедь и Гвидон уходят в разные стороны.
Гвидон (уходя).
С ободренною душой
Князь пошел себе домой.
В середине зала стоит елка, под ней сидит белка и грызет орешки. Около елки стоят две сенные девушки.
Гвидон (удивленно, обращаясь к зрителям).
Лишь ступил на двор широкий —
Что ж? под елкою высокой,
Видит, белочка при всех
Золотой грызет орех.
1-я девушка.
Изумрудец вынимает.
2-я девушка.
А скорлупку собирает.
(Показывая Гвидону скорлупки и ядра — изумруд.)
1-я девушка.
Кучки равные кладет.
2-я девушка.
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе:
«Во саду ли, в огороде».
Обе приплясывают под музыку. Дети подыгрывают на музыкальных инструментах.
Белочка танцует с орешками.
Гвидон.
Изумился князь Гвидон.
Ну, спасибо,— молвил он,—
Ай да Лебедь — дай ей Боже,
Что и мне, веселье то же.
Педагог : Я иногда вспоминаю стихи Александра Сергеевича, да про себя напеваю. А вы петь любите? Тогда вместе с вами попробуем исполнить песню на стихи Александра Сергеевича «Зимняя дорога». Музыку к этому стихотворению сочинили сами ребята.
«Зимняя дорога"
1. Ребенок: Арина Родионовна, няня Пушкина знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей.
2. Ребенок: Александр Сергеевич очень любил свою няню и посвятил ей свои стихи:
Слушать - так душе отрадно.
И не пил бы и не ел-
Все бы слушал да глядел.
3. Ребенок:
Подруга дней моих суровых.
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь будто, на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
Педагог :
Вот какие стихи сочинял для нее Пушкин. Кто знает, может, к Арине Родионовне сказки прилетали именно с острова Буяна?.
Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное путешествие, на остров Буян? Мы перенесемся туда на крыльях воображения. Сядьте поудобнее и представьте себе, что вы уснули волшебным сном, (дети закрывают глаза, удобно садятся на стульях).
Как сладко спят! А чтобы сон был еще слаще, я произнесу магическое заклинание.
(читает про себя стихотворение А. С. Пушкина "Сон".)
- Я трепетал- и тихо наконец томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты на ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворажали.
В это время ведущий включает запись. Звучит мелодия. Выдвигается дуб, расстилается ткань – море.
Педагог : Откройте глаза. Остров приглашает нас волшебной музыкой. Вот он какой, остров Буян, и дуб, и волны моря -океана.
Компьютерная презентация по стихотворению Пушкина «у Лукоморья…»
Педагог : (насторожившись) : Мне показалось? Кто-то мяукнул. Признавайтесь, кто принес кошку? Вы говорите, что это там, за ширмой?
(Отодвигает ширму и все видят кота)
- Что вы здесь делаете, уважаемый Кот? Как вы сюда попали?
Кот:
Пара пустяков. Я могу проникнуть куда угодно. Я, между прочим, не какой- нибудь Барсик или Мурзик. Я знаменитость. У меня есть ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю: направо- налево:
- Удивительно! (обращается к залу) Как вы меня сразу не узнали?
Дети: Кот ученый! Из Лукоморья!
Кот: Ну, наконец-то! Люблю умных детей! Только, что это за Лукоморье такое?
Дети: Остров. на море!
Кот: Ставлю вам пять. Между прочим, в наших ученых кругах считают: Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян. Остров этот волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки.
Педагог : Наши ребята знакомы со всеми сказками Пушкина
Кот: Мяу. Мяу! Не может быть, я просто обязан вас проверить.
- Скажите, в каких сказках Пушкина, действие происходит у моря? (ответы детей).
Игра "Доскажи словечко".
Кот: А теперь попробуйте сами заканчить строку рифмованным словом.
1. Родила царица в ночь не то сына, не то (дочь);
Не мышонка, не лягушку, а неведому ….(зверюшку)
2. Белка песенки поет, да орешки все (грызет)
А орешки не простые – в них скорлупки… (золотые).
3. Нужен мне работник: повар, конюх и (плотник)
4. Ах, ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне (назло)
5. Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка (Золотого Петушка)
6. Месяц, месяц мой дружок, позолоченный … (рожок)
7. Балда, с попом понапрасну не споря.
Пошел, сел у берега (моря) :
Вот из моря вылез Бес:
"Зачем ты, Балда, к нам. (залез?
.
8. В синем небе звезды блещут, в сине море волны… (хлещут)
Туча по небу идет, бочка по морю… (плывет).
Кот: Браво! А я обнаружил здесь кое-что. Что бы это могло значить? Очередная загадка? Приподнимите эту штучку. ( Здесь лежат предметы из сказок Пушкина: яблоко, сеть-невод, деревянная ложка Балды, меч богатыря, лук, стрела царя Гвидона, лебединое перо, орешки для белочки, корыто, и т. д.)
Игра: "Угадай, из какой сказки".
(Ведущий показывает предмет. Дети по предмету должны узнать сказки.)
Дети: (последний предмет) А это сеть старика! Он поймал золотую рыбку! Из сказки "О рыбаке и рыбке"!
Кот: Мы же в стране сказок. Что же случится, если я оставлю сеть на берегу моря?
Педагог : Возможно к нам в гости придет сказка…
Инсценируется отрывок из сказки о рыбаке и рыбки (тростяные куклы)
Кот:
Вспомните, какие волны были в сказке. Послушаем музыку пушкинского стиха. Слушайте внимательно, и меняйте волны так, как в этой сказке. Показать вы должны с помощью руки лица.
1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря. (море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом).
2. Вот пошел он к синему морю; видит море слегка разыгралось, (волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются от пола).
3. Вот пошел старик к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю,
почернело синее море. (дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся
быстрее).
4. Вот идет он к синему морю, видит, на море черная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят, так воем и воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула, и ушла в глубокое море. (волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).
Кот:
Какие молодцы! Благодарю вас, вы были настоящими артистами!
Педагог :
Ребята, а давайте тему «Море» мы воплотим в рисунках.
Рисование с помощью расчесок.
Кот.
Нам пора прощаться! Скоро вы вернетесь домой, в подарок вам - книги А. С. Пушкина.