Тагира Гильмуллина
Конспект педагогического мероприятия «Мудрость таежной природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста
«Мудрость таежной природы»
Программное содержание:
- познакомить детей с хантыйской сказкой «Мальчик Иде»
- учить детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя, расширять и обогащать активный словарь детей по теме;
- закрепить интерес детей к работе с природным материалом;
Публикация «Конспект педагогического мероприятия „Мудрость таежной природы“» размещена в разделах
- развивать у детей восприятие, внимание, мышление, мелкую моторику руки, а также творческую активность, самостоятельность;
- воспитывать любовь и уважение к природе, к родному краю; усидчивость и трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца.
Материал:
1. Книга «Огонь-камень» (Сказки народов Тюменского Севера).
2. Картинки хантыйского челнока и колотушки.
3. Иллюстрация к сказке.
4. Природный материал для конструирования (шишки, иголки еловые и сосновые, камешки, семена, солома, перышки и т. д., пластилин по количеству детей в группе.
Ход педагогического мероприятия:
- Ребята, посмотрите, какую книгу я вам сегодня принесла! Это не просто книга, а кладезь интересных сказок и сказов народов ханты и манси.
- А вы знаете, кто такие ханты?
- Ханты - это (люди) народ, который живет в нашем крае, но не в городе, а в глухой тайге, где есть бескрайние просторы, стоят высокие деревья, а зимой свирепствуют лютые морозы.
Рассказ о ханты воспитатель сопровождает показом иллюстраций.
- Сегодня я хочу прочитать вам одну интересную хантыйскую сказку. Слушайте внимательно! Сказка называется «Мальчик Идэ».
По ходу чтения сказки воспитатель объясняет значения слов: челнок - хантыйская лодка, колотушка - специальная палка, к ней прикреплена веревка с камнем на конце.
Беседа о прочитанном:
- О ком говорится в сказке?
(О мальчике Идэ и его бабушке)
- Зачем бабушка оставила Идэ на ночь одного в лесу?
(Для того, чтобы Идэ пересилил свою трусость; затем чтобы мальчик вырос храбрым)
- Какие чувства испытал Идэ, оставшись один на острове ночью? (Страх, ужас, «. ни жив ни мертв от страха»).
- Что сказала бабушка мальчику Идэ, когда вернулась утром на остров? («Ты - человек, а человек на всем свете хозяин!»)
- Вот почему так необходимо быть смелым, храбрым, ничего не бояться!
- А как вы думаете, почему утром Идэ и его бабаушка набрали еще целый челнок шишек?
(Шишки осыпались ночью с деревьев; ветер и дождь сбили шишки с веток кедров)
- А я думаю, что это деревья (кедры) сделали мальчику подарок за то, что он пересилил свой страх, справился со своей трусостью!
- Ребята, природу нужно любить и уважать! Потому что все живое, будь то растения или птицы, животные или человек, умеют чувствовать. А природа имеет еще свою «мудрость», свой ум.
- Вот и в сказке показана вся мудрость таежной природы : она напугала мальчика: «Потемнела тайга, нахмурилась. Падают шишки на землю, стучат по стволу. Совсем перепугался Идэ.». Но звери - таежные жители, не тронули мальчика. Так тайга помогла мальчику стать смелее, храбрее!
- Ребята, вам понравилась эта сказка» (Ответы детей)
Физическая минутка:
Вот мы сказку прочитали.
И немного все устали.
На пол книгу положили
Ин на месте покружили.
В ладоши - похлопали,
Ногами потопали.
Затем глазами поморгали,
Головами покивали.
Книгу с пола мы подняли, к книжной полке зашагали.
- Ребята, если вас заинтересовали сказки из этой книги, мы можем почитать их в свободное время. А сейчас посмотрите, что находится у вас на столах?
Конструирование из природного материала : (различные шишки, камешки, перышки, семена, солома и пр.)
- Правильно! А как все это можно назвать двумя словами? (Природные материалы)
- Молодцы! Давайте вспомним, что делали в тайге мальчик Идэ и его бабушка? (они собирали в лесу кедровые шишки)
- А у вас на столах есть кедровые шишки?
- Как все-таки мудра и щедра наша таежная природа!
Ведь из этих материалов и пластилина можно смастерить различные
поделки. Возможно, это будут птицы или животные, которых слышал в лесу
Идэ. Важно чтобы поделки были разнообразными, прочными и вы сумели
рассказать о них.
Во время работы над поделками воспитатель помогает детям, которые
нуждаются в этом, отвечает на индивидуальные вопросы детей, следит за тем
как продвигается работа и пр.
После того как дети закончили свои работы, они по очереди рассказывают о
своей поделке.
Воспитатель подводит общие итоги о проделанной работе, хвалит детей,
организуется общая выставка работ всех детей группы.
Итог занятия:
- Какую сказку мы сегодня читали с вами?
(сказку народа ханты; хантыйскую народную сказку)
- Что нового вы узнали из этой сказки? (Ответы детей)
- Чем еще мы занимались на занятии? (Конструировали из природных материалов)
- Молодцы ребята! Хорошо сегодня поработали, дружно. Молодцы!