Галина Ходорикова
«Экологическая сказка». Конспект открытой ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытой ООД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе.
Тема: «Экологическая сказка».
Цель: Формирование интереса детей к природе через экологические сказки.
Задачи:
• Расширить представления детей о временах года.
• Формировать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию ребенка 6-7 лет.
• Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире.
• Развивать умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира.
• Привлечение внимания детей к экологическим проблемам окружающей природы, через сказки.
• Воспитывать стремление беречь нашу Землю.
• Развивать воображение путем складывания фигуры из частей.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкальная.
Предварительная работа: закрепление знаний детей о перелётных птицах, первых цветах, насекомых, паукообразных, повторение пословиц, определение голосов птиц и птиц по описанию.
Оборудование: письмо со сказкой и флешкой, презентация на тему «Экологическая сказка», дерево берёзы, разрезные картинки с изображением цветов, аудиозапись «Голоса птиц», карточки с изображением перелётных птиц, круг с лентами, круг желтого цвета из 6 частей с вопросами.
Ход занятия:
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила конверт с надписью «Детям группы «Теремок». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо к нам пришло. Давайте его вместе откроем и прочтем. А еще на конверте есть надпись — «Сказка».
Хотите узнать, что за сказка там спряталась? (Ответы детей).
Дети с воспитателем садятся на ковер и открывают письмо, в конверте лежит флешка со сказкой.
Воспитатель:
Ой, ребята, а здесь не только письмо, но и послание от волшебника в этой маленькой коробочке.
А давайте посмотрим, что там? Но с начала я начну читать, а во время чтения мы будем и смотреть послание.
Слайд 1 (Показ презентации)
Слайд 2
«Жили-были четыре времени года.
Зима, Весна, Лето и Осень. Жили они дружно и по очереди правили всем миром: три месяца — Зима, три месяца — Весна, три месяца — Лето и три месяца — Осень.
Слайд 3
Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне.
Слайд 4
Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь песни. Люди устали топить отопление, чтоб хоть немного согреться.
Слайд 5
Забеспокоились Осень и Лето.
Слайд 6
А весна сказала: «Не беспокойтесь, у меня есть чудо, которое поможет победить холод
Воспитатель: «Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат еще карточки, на которых нарисованы лампочка, костер и еще какие-то части фигуры, а на них вопросы. Может быть, это подсказка для нас? Давайте попробуем ответить на вопросы.
(На деталях желтого цвета вопросы; сколько времен года, сколько месяцев в году, сколько месяцев в каждом времени года, сколько дней в неделе, сколько часов в сутках, назовите время суток).
- А если нам сложить все детали, какая фигура получится? (круг)
Какого цвета? (желтого, на что же похож желтый круг? (на солнце)
Давайте посмотрим на доске поближе на эти карточки. Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне?» (Ответы детей — «Солнце», если дети дают не правильный ответ, то воспитатель помогает им с помощью наводящих вопросов)
Слайд 7
(Солнце согревает нас своими лучами. Весной солнце поднимается выше и больше лучей попадает на землю, поэтому наступает весна).
Воспитатель: «Действительно, Солнце — большое и доброе. А еще оно какое?»
— А давайте его сравним на что похоже солнце?
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
Проводится игра «Сравни и назови», в ходе которой воспитатель начинает фразу, а дети должны ее закончить.
— Солнце желтое, как… (одуванчик).
— Солнце круглое, как… (мячик).
— Солнце ласковое, как… (бабушка, мама).
— Солнце румяное, как… (блинчик).
Воспитатель: «Ребята, как вы думаете, сказка закончилась? (Ответы детей). Конечно, нет!»
Как же солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
Слайд 8
На экране картинки (яркое солнце, тает снег, текут ручьи и звенит капель).
Воспитатель: А что же было дальше?
Слайд 9
Экран с изображением веток с набухшими и лопнувшими почками и изображениями первых цветов.
Воспитатель: «Но еще раньше, чем появляются листочки, появляются из-под снега первые цветы. А потом уже зеленеет молодая трава, и появляются листья на деревьях. У нас под березой тоже появились первые цветы на проталине».
Дидактическая игра «Найди цветы».
Дети подходят к столу, где лежат разрезные картинки весенние цветы.
Воспитатель: Сейчас вы соберете картинки и узнаете, какие цветы первыми появляются весной.
Слайд 10 (цветы)
Дети собирают разрезные картинки с изображением подснежника, мать-и-мачехи, крокуса.
Воспитатель: Какие цветы распустились на проталинках?
Дети: На проталинках распустились: подснежники, мать-и-мачеха, крокусы.
Воспитатель: А, как называются первые цветы весной?
Дети: Первые цветы весной называются первоцветы.
Воспитатель: Правильно. Первоцветы - это многолетние растения, т. е. такие, которые по многу лет растут и цветут. Они сохраняются под снегом зимой, а с наступлением тепла пробуждаются.
Воспитатель: Как только появилась и прогрелась нежным солнышком проталинка, кто первыми появляется?
Дети: С приходом весны от нежного солнышка насекомые пробуждаются, выползают из зимних укрытий.
Воспитатель: Каких насекомых с приходом весны можно увидеть?
Дети: С приходом весны можно увидеть: бабочек, жуков, комаров, божьих коровок, муравьёв.
Дидактическая игра «Найди лишнего».
— Мы с вами назвали насекомых, а сейчас я предлагаю поиграть в игру. Нужно выбрать кто здесь лишний. Слайд 11 (насекомые)
(паук не относится к насекомым).
Воспитатель: А сейчас мы немного отдохнём.
Физкультминутка. «Пришла весна»
Улыбаются все люди - весна, весна, весна!
(дети поднимают руки над головой и ритмично хлопают)
Она везде, она повсюду - красна, красна, красна.
(делают ритмичные повороты туловища)
По лугу лесу и полянке - идет, идет, идет.
(ритмично шагают на месте)
На солнышке скорей погреться - зовет, зовет, зовет.
(взмахивают обеими руками к себе)
И в ручейке лесном задорно - звенит, звенит, звенит.
(ритмично щелкают пальцами рук)
По камушкам в реке широкой журчит, журчит, журчит.
(потирают ладони)
Разносит запахи повсюду цветов, цветов, цветов.
(делают из пальцев бутон)
И все живое сразу слышит весенний этот зов!
(ритмично сжимают и разжимают пальцы)
Воспитатель: Закройте, пожалуйста, глаза и послушайте. Что вы слышите?.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Дети: Пение птиц.
Воспитатель: Правильно, вы слышите пение птиц, вернувшихся к нам из тёплых стран. А как можно одним словом назвать тех птиц, которые прилетели к нам из теплых стран?
Дети: Птицы, которые прилетают к нам из тёплых стран, называются перелётными.
Воспитатель: Почему же весной птицы возвращаются к нам?
Дети: Весной птицы возвращаются к нам, потому что становится тепло, появляются насекомые, семена растений.
Воспитатель прикрепляет карточки с изображением перелетных птиц к изображению березы.
Слайд 12 (птицы)
Воспитатель: Посмотрите, на нашей березе сидят птицы. Каких перелетных птиц вы знаете?
Ответы детей:
— Скворец.
— Кукушка
— Грач.
— Ласточка.
Дидактическая игра «Кто это?»
Сейчас мы будем играть в игру, в которой вам надо узнать, о какой птице идёт речь.
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица:
Для деревьев наших врач.
Угадай, кто это?. (Грач)
Воспитатель: Правильно грач. А что вы знаете о нём?
Дети: он самый первый прилетает к нам.
Воспитатель: А как ещё называют грача?
Дети: Вестник весны.
Воспитатель: Правильно. А ещё говорят, что грач на своих крыльях весну приносит. Грач ходит по оттаявшему полю и кричит: «Крак! Всем червякам - враг!»
На шесте весёлый дом,
С круглым маленьким окном.
Чтоб уснули дети,
Дом качает ветер.
На крыльце поёт отец
Разноголосый он певец (Скворец)
Воспитатель: Что вы можете о нём сказать?
Дети: скворец может петь голосом любой птички. Он прилетает вслед за грачом.
В лесу на ветке она сидит.
Одно «ку-ку» она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
«Ку-ку» то там то тут,
Как птицу эту зовут? (Кукушка)
Воспитатель: Правильно кукушка. А, что вы можете сказать о кукушке?
Дети: она плохая мама, подбрасывает своих птенцов в чужие гнёзда.
Но зато она питается крупными гусеницами, которых другие птицы проглотить не могут, тем самым очищает лес от вредителей.
Прилетела к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка)
Воспитатель: Ласточка прилетает к нам самая последняя из перелётных птиц. Считается, что если эта юркая птичка построила свое гнездышко под карнизом вашего жилища, то это указывает на то, что вы очень добрая семья, где люди живут в спокойствии и любви.
Воспитатель: Итак, вот мы с вами, ребята, и вспомнили некоторых перелетных птиц.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?
Слайд 13 (Птицы строят гнёзда)
Дети: Весной птицы первым делом строят гнезда.
Воспитатель: А из чего птицы строят гнезда?
Дети: Птицы строят гнёзда из веточек, соломы, мха, коры, земли, глины.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
Воспитатель: Скажите, вы любите весну? (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня все хорошо работали. Вы сегодня помогли весне победить холод.
Итог.
Воспитатель: Ребята вам понравилось наше занятие?
Дети: Да нам понравилось занятие.
Воспитатель: Так какой же главный секрет у Весны?
Слайд 14
Дети: У весны главный секрет это Солнце.
Воспитатель: В чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?
Дети: Солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее и просыпается природа.
Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями вы замечательно справились.