Юлия Фреер
Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе «Путешествие по сказкам Тихого Дона»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Цель: Создание условий для приобщения детей к казачьему фольклору и казачьей сказке как составляющей части культурного наследия донских казаков с целью социализации личности ребенка.
Задачи.
Знакомить детей с казачьим фольклором, приобщать к необыкновенному миру казачьей сказки; знакомить с жизнью, бытом и характером донских казаков; углублять знания дошкольников о народной сказке.
Воспитывать у детей эстетических вкус через приобщение к казачьей сказке; чувство уважения к культурному наследию донских казаков.
Публикация «Конспект открытой образовательной деятельности в подготовительной группе „Путешествие по сказкам Тихого Дона“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
Развивать образное мышление через сказку, интерес детей к казачьей сказке, творческие способности.
Словарная работа. Активизировать в речи детей слова казачьего происхождения.
ППРС. Телевизор, интерактивная игра «Загадки», старая книга, иллюстрации к сказкам, шкатулка, листы бумаги с напечатанными загадками; колодец; маски лисы, козы, медведя, волка; театр на ложках с изображением казака, лисы, собаки; макет куреня с подворьем, домашняя птица; красочный коврик; аудиозапись «полёт на ковре-самолёте», лукошко.
Ход.
Ребята, поприветствуйте наших гостей.
А теперь сделаем солнечный круг.
Улыбнёмся солнышку, дадим друг другу руку.
Поднимем настроение себе и другу!
-Ребята, скажите, на какой земле мы живем (Мы живем на донской земле) А почему она так называется? (потому что находится на реке Дон) Кто селился издавна на берегах Дона? (Казаки) Культура Донского края уникальна и разнообразна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору. Что относится к фольклору? (потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки)
Замечательные песни поют на Дону, есть много литературных произведений о жизни и быте казаков, о природе. Вы родились на Дону, а значит считаетесь казачатами и должны знать историю и культуру своей малой родины.
Дети читают стихотворения.
Вы бывали на юге России,
Где простор и бескрайняя ширь?
Поднебесье там синее, синее.
А в полях серебрится ковыль.
.
Вы бывали на юге России,
Где станицы у самой реки.
Там рассветы такие красивые,
И седлают коней казаки.
Откуда Дон берёт своё начало,
Где скрыта вечная струя,
Что вниз по руслу величаво
Уходит в дальние края?
Под невысокою берёзкой
Начало Дон своё берёт,
Из- под травы земли московской
С Ивана - озера течёт.
-Ребята, вы любите сказки? А почему вы любите слушать и читать сказки? (Там происходит много чудес. Хорошие люди добиваются всего, плохие – наказываются. Добро побеждает зло.)
О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка.
-Я хочу показать вам чудесную книгу.
-В ней собраны народные пословицы, загадки, сказки и сказы, записанные на Дону разными писателями и в разное время. В сказках встречаются герои храбрые и смелые, благородные и добрые, умные и мудрые, готовые защитить слабого, наказать обидчика.
-Вот она. Ой, что же случилось? Осталась одна обложка. Видимо книга попала под дождь и все буквы исчезли….Что же делать, подскажите, ребята. (Нужно собрать разный материал и создать новую книгу.) Вы мне поможете?
-Тогда я приглашаю вас в путешествие по казачьим сказкам Тихого Дона. Хотите? Возьмем с собой лукошко, и будем складывать всё, что найдем. А вот на чём мы будем путешествовать, отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
-Садитесь. (звучит музыка)
1,2,3 взлетаем, глаза все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес
1, 2, 3, 4, 5 глаза можно открывать
-Вот и первая остановка.
-Ребята, подойдите. Смотрите, какая шкатулка, но она замкнута, а на ней вопросительный знак, что это значит? (вопрос, загадка) Наверное, чтобы ее открыть, надо отгадать загадки. А поможет нам волшебный экран. (На экране телевизора появляются загадки с вариантами ответов, дети выбирают ответ и проверяют)
Погоны жёлтые, шашки острые,
Пики длинные, кони борзые,
Полем едут с песнями
Искать царю чести, а себе славы.
Казаки.
Какая обувь в огне изготавливается и с ног не снимается.
Подкова.
На чужой спине едет, на своей груз везёт.
Седло.
Шесть ног, две головы, один хвост.
Всадник на коне.
Крепка, звонка да отточена.
Кого поцелует, тот и с ног долой.
Сабля.
Стали хлопцы в ряд,
Проходить не велят.
(Плетень)
Золотое полотно крупным бисером полно.
(Подсолнух)
Шкатулка открылась.
-Ребята, а здесь первые листочки для нашей книги, с загадками и отгадками. Давайте положим в корзинку и полетим дальше.
1,2,3 взлетаем, глаза все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес
1, 2, 3, 4, 5 глаза можно открывать
-Следующая остановка. Ой, посмотрите что это (Колодец) А для чего нужен колодец? (Брать воду) Правильно, издавна и до сих пор в казачьих станицах многие люди копают колодцы, в нем вода всегда чистая и вкусная. А вот как называется колодец по-казачьи мы узнаем из сказки.
Выходит участник.
- Здорово ночевали? (Слава богу).
- Мы собираем материал о казачьих сказках. Помогите пожалуйста.
- Конечно. Знакомьтесь с казачьей сказкой «Коза и кума лиса».
(Варя с мамой показывают сказку)
- Спасибо. Ребята, понравилась сказка? Так как по-казачьи колодец? (копань)
-Ребята, а мы дарим вам маски и картинку с названием и текстом сказки, по которой вы всегда вспомните её содержание.
-Спасибо. До свидания.
А теперь давайте немного разомнёмся. (Физминутка)
К сказке в гости мы пришли (шагаем на месте,
Сундучок с замком нашли (руки разводим в стороны,
Справа заглянули (наклон вправо,
Слева заглянули (наклон влево,
И присели, и привстали (сели, встали,
И зайчонком поскакали (прыжки на месте).
Руки наши разомнём (крутим сцепленные руки,
И замочки отопрём! (тянем сцепленные руки в стороны и открываем «замочки»)
Ну что полетели дальше?
1,2,3 взлетаем, глаза все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес
1, 2, 3, 4, 5 глаза можно открывать
Посмотрите, что это за дом? (это казачий дом - курень)
Выходит участник.
- Здорово ночевали? (слава богу).
- Помогите пожалуйста собрать казачьи сказки.
- Конечно. Мы познакомим вас с казачьей сказкой «Казак и лиса».
(Полина с мамой показывают театр на ложках)
Понравилась сказка?
Ребята, мы дарим вам картинку и ложки с героями, чтобы вы сами могли разыграть эту сказку.
- Спасибо.
А сейчас мы поиграем и вспомним все казачьи слова из сказок.
Игра «Забытые слова»
Дети под музыку идут по кругу. Противоходом к ним идет ведущий с рушником на шее. Музыка останавливается дети и ведущий останавливается. Ведущий набрасывает рушник на плечи ребёнку, который оказался напротив него.
Дети: Слово ты говори, по казачьи повтори.
При правильном ответе все хором кричат : «Любо!»
- дитя - чадушка
- говорить - гутарить
- дом - курень
- волк - бирюк
- полотенце - рушник
- колодец - копань
Запомнили все слова? (Да). Молодцы.
Ну что нам пора возвращаться.
1,2,3 взлетаем, глаза все мы закрываем
Мы возвращаемся в детсад
Путешествию в сказку каждый рад
1, 2, 3, 4, 5 глаза можно открывать
Вот мы и вернулись. Не зря путешествовали? (Нет) Смотрите, сколько всего мы собрали. И в книге нашей вот сколько уже страничек. Вам понравилось наше путешествие? А что больше понравилось, запомнилось в путешествии?
В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете,
Нам нельзя без них.
Читайте сказки, изучайте сказки, рассказывайте сказки и любите сказки!
А сейчас пойдём поделимся впечатлениями с друзьями и Еленой Николаевной.
Попрощайтесь.