Алевтина Шатилова
Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования «Поможем геологам»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети 5-6 лет.
Количество детей: 12 – 14 человек
Длительность: 30 минут
Педагогический замысел:
Образовательная область: Социализация
Знакомство детей с профессией геолога, шахтера, нефтяника.
Закрепить знания о местах добычи полезных ископаемых.
Образовательная область: Коммуникация
Формировать умение работать в малых подгруппах, уметь прислушиваться к мнению других членов подгруппы и отстаивать свое мнение.
Развивать доказательную речь, умение четко аргументировать свой ответ.
Публикация «Конспект открытой интегрированной НОД с элементами экспериментирования „Поможем геологам“» размещена в разделах
- Геолог. Знакомство с профессией
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Активизация словаря: лаборатория, научный руководитель, научный сотрудник, осадок, кристаллический, растолочь, раскрошить и др.
Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.
Образовательная область: Познание
Обогатить и расширить имеющиеся у детей представления о полезных ископаемых и их свойствах (сыпучесть, твердость, рассыпчатость и др.) на примере минералов соли и мела, применение их в жизни и деятельности людей.
Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества предложенных материалов через проведение опытов.
Продолжать работу по развитию у детей географических представлений через знакомство с природными богатствами недр Земли.
Развивать познавательные способности на полисенсорной основе: с помощью анализаторов – зрительного, вкусового, тактильного, слухового и обонятельного.
Образовательная область: Безопасность
Закреплять правила безопасности при проведении опытов (с использованием алгоритмов)
Предварительная работа: 1. Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов: поваренная соль, гранит, известняк, боксит, глина, нефть и др.
2. Рассматривание и беседы по карте «Полезные ископаемые РФ», «Ленинградская область»
3. Обучающее занятие «Наша щедрая Земля»
4. Рассматривание и составление коллажей.
5. Чтение и рассматривание детской и энциклопедической литературы:
М. Курячая «Химия в картинкх», Мелихова «География и ты», Атлас «Природоведение» стр. 12-13 (Физическая карта России, «Мой первый атлас» - стр. 40-41 «Богатства Земли», А. Членов «Геология в картинках (Что внутри шахты, откуда взялся бензин, почему горит газ., А. Ивич «70 богатырей»
6. Рисование на тему «Насекомые» с использованием соли.
7. Рассматривание иллюстративного материала «Профессии людей».
8. Дидактическая игра «Собери цепочку»
9. Проведение в лаборатории «Почемучка» серии опытов на расширение представлений о свойствах и качествах полезных ископаемых: «Где быстрее растает сахар. Выращивание кристаллов (соль, сравнение глины и песка.
10 Фиксация результатов в дневниках наблюдений.
11. Беседы с детьми о правилах безопасности при произведении опытов.
12. Целевая прогулка по территории участка д/с с целью нахождения известняка, песка, глины и др.
Оборудование: Полезные ископаемые: соль – поваренная, морская, для ванны, океаническая. Мел – порошок, цветной куском, уксус, песочные часы на три минуты, вода холодная и горячая, шпатели, толкушки, мерные ложки, контейнеры, емкости, алгоритм правил безопасности проведения опытов (соль и мел, коллажи, дневники наблюдений, клей, фломастеры, цветные карандаши.
Ход совместной деятельности
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в детский сад пришло письмо, адресованное вам, давайте прочитаем его.
Ребята, поможем геологам. Ответим на вопросы?
С какими полезными ископаемыми вы знакомы?
Посмотрите в свои дневнички. Расскажите, какие исследования мы проводили?
Для чего мы проделали опыты? Правильно, чтобы узнать о том, какие у полезных ископаемых есть свойства и качества. Это нужно знать, чтобы их правильно использовать.
Воспитатель: Полезных ископаемых очень много, их добывают в разных местах.
Назовите места добычи. Карьер, шахта, скважина, выработка, рудник.
Полезные ископаемые добывают люди разных профессий. Вспомните и назовите эти профессии?
Правильно: Это шахтеры, нефтяники, экскаваторщики, рудокопы.
Обо всем этом мы говорили с вами на занятии. Но к нам геологи обратились с просьбой, узнать как можно больше о соли и меле, для чего эти полезные ископаемые нужны людям. Об этом можно узнать, проведя опыты.
Где проводятся опыты? Кто их проводят?
Верно вы сказали. Опыты проводят в специальных лабораториях. Их проводят научные сотрудники, ученые, лаборанты.
В каждой лаборатории есть свои правила. Давайте вспомним их.
Воспитатель показывает детям алгоритм, и они по очереди озвучивают его.
1. Слушать внимательно инструкции взрослого.
2. Специальные вещества может использовать только воспитатель, а дети смотрят.
3. Не брать ничего в рот, не пробовать на язык.
4. Не кричать и не шуметь.
5. Дети самостоятельно могут использовать специальное оборудование.
6. Выполнять задания главного в группе.
Фиксировать опыты в дневнике.
Очень хорошо, что вы помните правила безопасности, которые необходимо соблюдать.
Я разделю вас на 2 научные группы, которые будут проводить разные опыты.
Давайте выберем научных руководителей. Это будет Сергей. Ее научные сотрудники будут проводить опыты с мелом.
Во второй группе научным руководителем будет Настя. Ее научные сотрудники будут проводить опыты с солью.
Дети одевают атрибуты
Напоминаю, что вы должны выполнять задания все вместе, а научный руководитель будет вам давать советы, подсказывать.
У каждой группы свой план проведения опытов. Вам нужно выполнить 4 задания.
Не забывайте записывать результат в лист ответов. Его выдают научному руководителю.
В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали,делали.
Малые подгруппы под руководством взрослого выполняют действия.
Уважаемые научные сотрудники, вы провели все опыты, расскажите своим
коллегам, что у вас получилось. Начнем мы с полезного ископаемого – мела. Подходят к столу с листом опытов, при рассказе используют материалы опытов.
Молодцы, вы многое узнали, что мел порошок, мел – кусок (белый и зеленый). Узнали, что мел – белый порошок рассыпчатый, пахнет, мягкий, есть крупинки. Мел бывает кусочками, твердый, цветной, оставляет след на руках, на бумаге, есть оттенок, издает глухой звук.
Наш второй опыт «Узнай, в какой воде быстрее растворяется мел – порошок. Вода мутная, есть осадок,
Но его плохо видно, пахнет, серого цвета.
В следующем эксперименте что вы узнали?
Правильно, узнали, что происходит с мелом, если его растолочь.
Мел сыпучий, синего цвета, есть пыль, имеет запах, места занимает меньше, чем мел куском.
Далее, что мы использовали? Правильно, уксус. Что происходило с мелом? Да, вы правильно заметили: Мел шипел, разбухал, имел неприятный запах, мел - порошок, превратился в грязную лужу.
Для чего мы это делали?
Мел применяют в строительстве. А можно из мела построить дом? Почему?
Правильно, такой дом может испортиться.
По аналогии рассказывает научный руководитель про опыты с солью по
листу ответов.
Замечательно вы поработали, Большое спасибо, всем спасибо. Но мы забыли, что геологи спрашивали у нас, какое применение могут найти соли и мелу люди?
Предлагаю вам сделать геологам подсказку и отправить ее вместе с письмом.
Перед вами лежат картинки. Необходимо правильно их разложить, приклеить и у нас будет еще одна подсказка.
Дети разбирают картинки с изображением областей использования мела и соли.
За отличную работу в лаборатории я вручу вам медали. Пока я вручаю награды, подумайте и скажите, чтобы вы хотели еще узнать о полезных ископаемых в нашей лаборатории в следующий раз?
В НОТ использованы приемы и методы:
Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
Прием чтения алгоритмов.
Прием исследовательских действий.
Словесный метод с использованием речи – доказательства.
Метод наблюдения
Самостоятельная деятельность детей.
Планируемый результат: Закрепить свойства мела и его применение. Закрепить свойства соли и ее применение. Продолжать развивать интерес к исследовательской деятельности.