Мария Соколова
Конспект открытого занятия-эксперимента для подготовительной группы «Расскажи мне о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия - эксперимента для подг. гр.
«Расскажи мне о воде»
Цель: вспомнить уже известные детям свойства воды: прозрачность, отсутствие вкуса, запаха, познакомить со свойствами - текучесть, возможность растворять различные вещества, способность переходить из одного состояния в другое
Публикация «Конспект открытого занятия-эксперимента для подготовительной группы „Расскажи мне о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Учить детей простейшей исследовательской деятельности, формировать умение самостоятельно делать выводы, расширить знания детей о природных водоемах
Материалы и оборудование: 2 демонстрационных столика, карточки, изображающие действия с водой, чайничек с водой, льдинки по количеству детей, поднос, на котором лежат 5 предметов разной формы: колбочки разных форм; соль, сахар, лимонная кислота, соломки для питья – 4 шт., трехлитровая банка с водой, пипетка.
Звучит музыка из цикла «Времена года»
В. – Ребята, занятие у нас будет не совсем обычное, так же как и мой наряд. Посмотрите на мой наряд и скажите, почему я сегодня так одета?
Дети высказывают предположения, могут называть признаки отдельных времен года.
Сейчас мы с вами поиграем в такую игру. Я буду показывать слово, а вы, прочитав его, должны будете назвать признаки этого времени года, т. е. те изменения в природе, которые происходят именно в это время года.
Игра «Времена года»
В. – А в какой последовательности они сменяют друг друга, и может ли быть по-другому: например, за осенью наступит лето.
Ответы детей
В. - А теперь, рассмотрите мой наряд и попробуйте дать мне название.
Даю всем детям высказаться, затем обобщаю их ответы.
- Венок из желтых и красных листьев я взяла у осени, цветастую юбку – у летней полянки, белую с пушистым, как снег воротником блузку мне подарила зима, а подснежники – из весеннего леса.
Сегодня я – Повелительница времен года.
Зимой я ветры злые, холодные нагоняю, снегом землю укрываю, животных и насекомых спать укладываю. Назовите, каких?
Весной я раскрываю почки на деревьях и кустарниках. А что там, в почках? Ветры теплые от сна пробуждаю, птиц, жучков, зверушек разных солнцем согреваю.
Летом тучки собираю, дождем землю поливаю, воду в реках согреваю.
Осенью готовлю все живое к долгой и длинной зиме: сбрасываю с деревьев листочки, птичек в теплые края отсылаю, реки и озера льдом покрываю.
В. – Вот видите, мы встречаемся с вами каждый день, и вы знаете, как много мне приходится работать! А сегодня я хочу немножко отдохнуть, побеседовать с вами, поиграть в разные игры.
В какие игры и с чем вы любите играть?
Дети перечисляют любимые игры.
В. – А я люблю играть с водой. И сегодня мы поиграем в мои любимые игры вместе. Подхожу к демонстрационному столику и приглашаю всех ребят подойти и сложить ладошки лодочкой.
Опыт 1.
Сейчас мы с вами попробуем удержать воду (наливаю в ладошки воду из чайничка).
Как бы дети не старались удержать ее, через какое-то время вода просачивается.
В. – Воду трудно удержать, она стремится убежать. Ребята! Вы, наверное, знаете, как можно удержать воду?
Дети высказывают свои предположения.
Подзываю к себе 2-3х детей и на ладошки им выкладываю льдинки, комментируя: «Превратилась в лед вода, не стремится никуда».
Делаем вывод: вода может находиться в разных состояниях –
в жидком и твердом.
Да, вода таит в себе много загадок. И настоящий ученый всегда стремится их разгадать.
Конкурс «Загадочный»
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)
Без крыльев – летит,
Без ног – бежит,
Без паруса – плывет. (Облако)
В белом бархате деревья,
И заборы, и дома,
А как ветер нападает –
Этот бархат опадает. (Иней)
Летит сова по синему небу,
Крылья распластала,
Солнышко застлала. (Туча)
Одеяло белое,
Не руками сделано,
Не ткалось и не кроилось –
С неба на землю свалилось. (Снег)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки)
Ребята, но ведь мы с вами сегодня говорим о воде. Почему же ни в одной отгадке вы не произнесли этого слова. Как связана вода со всеми этими явлениями природы?
Дети вспоминают опыт, когда вода испарилась, находят связь, объясняют и рассказывают по картине о круговороте воды в природе
А теперь я загадаю вкусную загадку:
Круглое, румяное, для детей желанное.
- Яблоко
В. – Может яблоко быть квадратное? А треугольное? Конечно, нет. А какой формы вода? Может она как шар или как цилиндр?
Дети отвечают.
Опыт 2.
В. – Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Сейчас я вам покажу.
Приглашаю детей к столику и предлагаю им выбрать по одному из лежащих на столике предметов: колбочки разной формы: конус, шар, цилиндр. Наливаю в них воду.
Ну-ка, ответьте теперь, какой формы вода?
Вместе с детьми перечисляю формы предметов, которые заполнила вода.
Делаем вывод: оказывается, у воды нет формы, потому что она жидкая, текучая. Она принимает форму того предмета, который заполняет.
Физкультминутка «Вода – не вода»
Игра на внимательность. Если названное слово обозначает то, что содержит воду, дети встают. Если предмет имеет косвенное отношение к воде, дети садятся и поднимают руки. Если предмет или явление не имеет отношения к воде – дети хлопают в ладоши.
Слова для игры: река, поезд, щука, корабль, облако, солнце, лужа, лодка, стул, пароход, поезд, снег, ветер, озеро, дельфин.
Дети садятся на места, я обращаю их внимание на стол, на котором находятся 4 стакана с растворами разного вкуса. Все они пригодны для питья.
Опыт 3
В. – Ребята, как вы думаете, что у меня в этих стаканах? (вода). Почему вы так думаете? (ответы детей). Мы знаем, что вода не имеет вкуса, цвета и запаха. Глядя на эти стаканы, мы можем сказать, что в них жидкость, не имеющая цвета и запаха. В одном из этих стаканов чистая вода, а в других растворы разного вкуса. Вам нужно определить какой стакан без всякого раствора.
В. – Ребята, как мы можем это сделать?
Ответы детей
Приглашаю к столику 4 детей и раздаю им соломки для питья. Дети пробуют воду на вкус, и находят стакан с чистой водой.
В. – Удивительно, вода во всех стаканах одинаково прозрачная, но на вкус разная. Как же это может быть?
Ответы детей
Один из детей проводит опыт, сопровождая его пояснением.
Я размешиваю сахар в воде.
Смотрите, сахар растворился, а вода осталась прозрачной. Изменился ли вкус?
. (Да, она сладкая)
Вывод: у воды есть важное, полезное свойство – умение растворять в себе некоторые вещества.
Почему это свойство полезное?
Чтобы приготовить суп, нам надо растворить в воде соль. Когда надо сварить компот или выпить чаю, мы растворяем в воде сахарный песок.
Когда же надо постирать, в воде растворяют стиральный порошок. Это полезное свойство воды, но оно может быть очень опасным: в воде могут бесследно для глаза раствориться вещества вредные и даже опасные для человека. Поэтому проверять воду на вкус можно только в тех случаях, когда вы уверены, что это съедобно. А все ли вещества может растворить вода?
Ответы детей
В. – Ребята, а где в природе встречается вода?
Дети называют водоемы: река, озеро, море, океан.
Викторина «Реки, озера, моря, океаны»
Вопросы:
1. Сколько на нашей планете океанов? (4)
2. Какой океан является самым большим, а какой самым маленьким? (Тихий океан и Северный Ледовитый океан)
3. Белое, Красное, Черное, Желтое – что это? (Названия морей)
4. Как называются начало и конец реки? (Исток и устье)
5. У какого водоема бывают рукава? (Река)
6. Какая река является самой длинной на Земле? (Нил)
Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились, но мне хотелось бы знать, какую воду мы называем пресной и где в природе она встречается?
Ответы детей. (вода, не имеющая вкуса; реки, озера, родники, подземные ключи)
- А, бывает в природе соленая вода, где?
Ответы детей. (моря, океаны)
А, теперь посмотрите на глобус. Видите, сколько на ней морей и океанов и сколько рек. Сравните и скажите, какой воды на планете больше? Если представить, что вся вода нашей планеты умещается в трехлитровой банке, то пресная занимает полстакана, а три капли из них – вода рек и озер. (сопровождаю показом)
Да, пресной воды намного меньше и поэтому мы с вами должны ее беречь. А как мы можем беречь воду?
Ответы детей.
Вывод: Не загрязнять водоемы, очищать берега рек и речек от мусора, экономно расходовать.
В. – Перед тем, как попрощаться с гостями, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воде. Показываю карточки со схематичным изображением проведенных опытов.
- Вода может быть жидкой и твердой, ей можно придать любую форму.
- вода в природе не исчезает бесследно, а переходит из одного состояния в другое (круговорот воды в природе)
- В воде можно растворить различные вещества и придать ей разный вкус.
До свидания, ребята! До новых встреч!
Воспитатель – Соколова М. Е.