Нина Рошак
Конспект открытого занятия в старшей группе. Экспериментально-исследовательская деятельность «Случай с Капитошкой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия. Закрепить знания детей о свойстве воды (жидкая, без запаха, без вкуса, прозрачная, течет, замерзает, в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются, вода не имеет формы). Дать понятие о значимости воды в жизни человека, в природе. Развивать речь, мышление, любознательность. Развивать умение делать выводы. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды. Познакомить детей еще с одним свойством воды («Пар - тоже вода»). Развивать умение схематично изображать проделанные действия. Закреплять в речи детей слова: фильтр, воронка, пар. Воспитывать аккуратность при работе.
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе, Экспериментально-исследовательская деятельность „Случай с Капитошкой“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Материал: грязна вода, чистая вода, прозрачные пластиковые стаканчики, чайные ложечки, сахар, подносы, воронки, марля, вата, тряпочки, кубик, шар, термос с горячей водой, стекло, салфетка, алгоритмы, аудиозапись «Вода», аудиозапись «Капитошка».
Ход занятия.
Группа разделена на две части: в одной части стоят скамейки полукругом, в другой – лаборатория.
Звучит запись журчания ручейка. Воспитатель читает стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить.
Воспитатель. И сегодня речь пойдет о воде. Кому же нужна вода? А может ли человек прожить без воды? Какая нужна человеку вода? Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле. Без воды все живое на Земле погибнет, засохнет. Вода - это жизнь и воду надо беречь. А как же вы должны беречь воду?
Проводится игра на внимание «Вода, воздух, огонь, земля».
- Ребята, сегодня я хочу пригласить вас в лабораторию. Вы уже знаете, что такое лаборатория? (Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.)
- Давайте сегодня мы с вами превратимся в таких учёных и будем проводить опыты по исследованию воды, её свойств. Ведь только о ней мы с вами сегодня и говорим.
- Для проведения опытов по исследованию воды и её свойств нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места. (Дети садятся на стульчики за столы).
- Приступим к нашему исследованию.
Опыт 1. Вода не имеет собственного запаха.
Предложить детям определить, есть ли у воды запах. (Ответы детей)
Затем предложить размешать в воде мятные капли. И снова предложить понюхать воду. У воды появился запах.
Вывод: растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах. Используем алгоритм символизирующий, что у воды нет собственного запаха, вывешивая алгоритм на доску.
Опыт 2. Какого цвета вода?
Предложить детям поднять стакан с водой и рассмотреть ее. Спросить видны ли пальчики через воду (ответы детей).
Вывод: вода прозрачная жидкость, не имеющая цвета (используя при этом алгоритм, символизирующий это свойство воды. И вывешиваем его на доску.)
Опыт 3. Вода – растворитель.
А есть ли у воды вкус? Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Затем предложить детям размешать в воде сахар. После растворения вещества предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала сладкая.
Вывод: своего вкуса у воды нет. А что случилось с веществом, которые мы положили в воду? (ответы детей). Вывешиваем алгоритм символизирующий это свойство воды.
Опыт 4. Какой формы вода?
На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем широкий стаканчик с водой и перельем в узкий стаканчик. Форма, которую принимает вода изменяется.
Вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. Вода – жидкость. Вспомните лужи после дождя. На асфальте они растекаются, в ямках собираются, а в землю впитываются их не видно, только земля влажная. И так вода не имеет формы. (Воспитатель показывает детям алгоритм, который символизирует, что у воды нет формы, и вывешивает на магнитную доску.)
Слышится плач. Воспитатель на обратной стороне доски находит «Капельку»- она грустная и грязная.
Воспитатель. Дети посмотрите внимательно и скажите, кто это? А откуда появилась «Капелька»? Как вы думаете, почему она грустная? А грязная? Дети, а зовут нашу капельку, «Капитошка». Как мы можем ей помочь? Почистить.
Воспитатель предлагает детям очистить воду.
Дети самостоятельно берут все необходимое для очистки воды: емкости, воронки, фильтры, стаканчики. Выполняют работу.
Воспитатель меняет грустную капельку на весёлую. Обратить внимание детей, что капелька стала веселой. По окончании работы ребята делают вывод: что грязь осталась на фильтре, а вода стала чистой, поэтому наша Капелька стала веселой и чистой.
Физкультурная минутка.
Капля раз, капля два
Капля медленно сперва
Кап- кап- кап
Капли стали поспевать
Капля каплю догонять
Кап- кап- кап
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом
Зонтики скорей раскройте, от дождя себя укройте.
Опыт: «Пар- это тоже вода».
Воспитатель. Ребята, вы знаете, что вода бывает холодной, теплой, а еще вода
может быть горячей. Сильно, сильно горячей - кипяток. Я вскипятила чайник и
налила горячую воду в термос.
Воспитатель открывает термос и показывает детям пар, стараясь, чтобы дети заметили пар.
Воспитатель. Что вы видите над термосом? Интересно, откуда он появился,что это такое пар, из чего он? Тогда, давайте, аккуратно его поймаем на это стеклышко. Посмотрите, что случилось со стеклышком (оно запотело). Теперь мы сможем посмотреть, из чего состоит пар, что это такое.
Воспитатель предлагает салфетку (она сухая). Необходимо промокнуть стеклышко об салфетку.
Она стала мокрой. Значит пар - это тоже вода.
Вывод: «Пар - это вода». Отмечаем еще одно свойство воды (выставляем алгоритм).
Подвести итог занятия спросить, что нового узнали на занятие, что большего всего понравилось отметить каждого ребенка в чем он себя проявил на занятие.
В конце занятия дети поют песню для капельки «Капитошки».
После дети предлагают «Капитошке» погостить у них в природном уголке. Капитошка дарит ребятам угощение.