Ильмира Сайтакова
Конспект открытого занятия в старшей группе «Облака»
▼ Скачать + Заказать документы
онспект открытого занятия в старшей группе по теме : «Облака».
Воспитатель Сайтакова Ильмира Искэндаровна.
Доминирующая образовательная область : познавательное развитие (формирование целостной картины мира, расширение кругозора).
Возрастная группа : старшая группа (5 - 6 лет).
Методы и приемы:
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Облака“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Облака
- Открытые занятия. Конспекты
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
- наглядные - наблюдение, беседа (плакат «Круговорот воды в природе», иллюстрации);
- словесные – беседы, чтение худож. литературы (Игра «Хорошо - плохо», загадки, физкультминутка);
- практические - игры, опыты (опыт, моделирование облаков из ваты).
- инновационные - элементы ТРИЗ.
Интеграция образовательных областей :
Речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение, двигательная активность.
Цель: Формирование у дошкольников элементарных экологических представлений о неживой природе, мыслительных операций через поисково – познавательную деятельность.
Задачи:
Углублять и систематизировать знания о круговороте воды в природе: дать представления о процессе образования облаков и дождя с помощью опыта.
Развивать творческое воображение, вызвать желание фантазировать.
Закреплять умение отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Поддерживать и развивать активную позицию ребенка в диалоге.
Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Планируемый результат:
Сформированы представления о круговороте воды в природе; о процессе образования облаков и дождя с помощью опытов.
Закреплено умение отвечать на вопросы полным, развернутым предложением. Испытывает желание работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.
Подготовка к НОД в режимные моменты: Наблюдения за небом, облаками на прогулке, рассматривание картинок, иллюстраций в книгах, чтение энциклопедий, стихов, загадок. Опыты, эксперименты с водой.
Используемый материал: ТСО: ноутбук, презентация «На что похожи облака», плакат-схема «Круговорот воды в природе»; вата – по количеству детей. Иллюстрации облаков (кучевые, перистые, слоистые, дождевые, мольберт; банка пустая, горячая вода, грелка со льдом, полотенце; ватман синий для детских работ.
Дальнейшая разработка темы: эксперименты с водой, воздухом.
Используемая литература:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа.
Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» - Москва «ТЦСфера» 2013 г.
С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве».
Интернет – источники: https://www.myshared.ru/slide/906283/
https://www.maam.ru/detskijsad/igra-na-razvitie-fantazi-na-chto-pohozhi-oblaka-prezentacija.html
Ход образовательной деятельности
1. Вводная часть.
1.1 Организационный момент.
Послушайте, ребята, загадку и отгадайте, о чём я с вами хочу сегодня поговорить.
То звёздное, то голубое,
То чистое, то грозовое.
Там птица разная летает
Что это? Угадай, кто знает! (Небо).
1.2 Мотивация деятельности.
Беседа об облаках
- Правильно. Мы поговорим сначала о небе. Что можно на нём увидеть? (Ответы детей.)
- А теперь подойдем к окну, посмотрим на небо, что на небе сегодня.
- Что вы видите на небе? (Ответы детей.)
- Да, облака. А какие они, на что похожи? (Ответы детей.)
- Из чего состоят облака? (Из бесчисленного количества капелек воды.)
1.3 Целеполагание.
А вы хотите увидеть, как рождается облако?
2. Основная часть.
2.1 Актуализация ранее приобретенных знаний.
Присаживайтесь на стульчики.
Банка стоит на столе у педагога, на подносе с полотенцем.
Опыт «Делаем облако»
Смотрите очень внимательно на банку!
Я наливаю в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Ставлю сверху на банку грелку со льдом. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, там охлаждается. Содержащийся в нем водяной пар поднимается, вверх образуя облако.
Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении теплого воздуха.
Кто из вас расскажет, как образуются облака на небе?
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания.
Вот как образуются облака :
Капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх.
Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, из множества облаков, появляется большая туча, капельки становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.
Физкультминутка.
Подвижная игра «Круговорот воды в природе» Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Представьте, что мы с вами большая лужа. Лужа- может быть разной формы: овальной, круглой (изобразить, взявшись за руки). Вот нашу лужу стало пригревать солнышко. (Присесть). И начало нагревать лужу (вставать, поднимая руки вверх). Вода начала нагреваться и мельчайшие пары стали подниматься вверх, им стало тепло и они разлетелись в разные стороны. (Дети, разбегаются по группе, руки держат в стороны). Но летя вверх, всё выше и выше им становилось холодно, капельки стали соединяться и из них стали образовываться облака. (Соединяются в одну или несколько тучек) Капелек накопилось так много, что облака стали тёмными, тяжёлыми. Они разорвались и пролились на землю дождем. (Как стояли в группах, так и присели).
А в виде чего, ещё можно встретить капельку воды в природе (на улице).
Предлагаю помощь в виде загадок.
Загадки.
Нету ног и нету рук.
По асфальту стук да стук.
(Дождь)
Мухи белые хотят
Замести тропинки;
Эти мухи не жужжат,
Ведь они? (снежинки)
С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это (Град!
Белым паром стелется
Не вьюга, не метелица
И не дым…. Что за обман?
Это же густой?. (туман)
Утром рано на заре
Выступает на траве,
Это капельки с водой
Называются…. (Росой).
И не снег, и не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
Как можно отгадки назвать одним словом? (Осадки)
- Дождь это хорошо или плохо?
- Давайте встанем в круг и поговорим о дожде.
Дидактическая игра с мячом «Дождь, это хорошо, плохо…»
- Какие бывают облака? (Кучевые, грозовые, перистые, слоистые.)
- Кто пойдёт и найдет на фото кучевые облака?
- Почему кучевые облака так называются (Потому что держатся на небе кучками)
- Кто пойдёт и найдет на фото перистые облака?
- Почему перистые облака так называются, на что они похожи (Потому что перистые облака похожи на перья, на тонкие беловатые полосы.)
- Кто пойдёт и найдет на фото грозовые облака?
- Почему грозовые облака так называются (Потому что плотные, темные, посылают нам грозы и дожди.)
Кто пойдёт и найдет на фото слоистые облака?
- Какие облака называются слоистые (Часто такие облака закрывают все небо толтым серым слоем, сквозь которую Солнце и Луна просвечивают бледными пятнами.)
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания.
Дидактическая игра «На что похожи облака?» с использованием ТСО: презентация на ноутбуке.
Предлагаю вам стать волшебниками и изготовить свои облака из ваты.
На подносе лежат куски ваты по кол-ву детей, предложить детям взять по кусочку ваты и сделать облако в виде какого-нибудь живого существа или цветка.
По мере изготовления, закрепить сделанные облака на синем ватмане, прикрепленным к доске. Рассмотреть работы, выяснить у детей, чья работа им больше всего понравилась.
3. Заключительная часть.
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей.
Что для вас было самым интересным?
- Что на занятии вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Что вы узнали нового?