Ольга Шишкина
Конспект открытого занятия в старшей группе по развитию речи «Путешествие Весёлого Язычка в Тридевятое царство»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование грамматически правильного строя речи детей старшей группы.
Задачи:
Образовательные:
- учить узнавать русские народные сказки и сказочных героев с помощью загадок;
- расширять и пополнять словарный запас детей;
- совершенствовать умение согласовывать в речи существительные с числительными;
- совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
- формировать умение использовать в речи существительные множественного числа Р. п. ;
- закреплять умение грамматически правильно строить предложения;
Развивающие:
Темочки:
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- развивать внимание, память, мышление;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать у детей желание помогать сказочным героям, попавшим в беду.
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде;
- воспитывать культуру поведения, умение слушать другого.
Виды детской деятельности: речевая деятельность, коммуникативная деятельность, познавательная деятельность, музыкальная деятельность, конструирование.
Формы организации: подгрупповая 6 человек (совместная деятельность логопеда и детей, индивидуальная (самостоятельная деятельность детей).
Оборудование и материалы: кукла «Веселый Язычок», мольберт, дидактические картинки, мешочки с разрезными картинками, мнемотаблицы, перышко, сундучок, метла, печка, горшочек с монетами.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня к нам в гости снова пришел Весёлый Язычок. Но пришел он не с пустыми руками: посмотрите, что он принес. (Логопед держит фрагмент карты). Как думаете, что это такое? (Выслушиваются варианты детей).
Правильно, это часть от настоящей карты сокровищ! Веселый Язычок очень хочет найти клад, поможем ему? А нашу будущую карту предлагаю вам и Язычку собирать на этом мольберте. (Логопед прикрепляет первый фрагмент карты).
Итак, предлагаю начать наше путешествие в сказочную страну – «Тридевятое царство». Дорогу нам укажет это волшебное перышко-давайте вместе на него подуем и посмотрим, куда же оно полетит. (Дети дуют на перышко, лежащее на ладони логопеда, оно летит в сторону яблони).
2. Основная часть.
Игра «Собери яблоки».
Гуси-лебеди летели,
Унести детей хотели.
Что за дерево стояло
И ребят от них скрывало? (Яблоня с наливными яблоками)
(Логопед показывает детям картину яблони, на которой висят яблоки группами по несколько штук.)
Ребята, вот и яблоня с наливными яблоками, а как их много, что даже ветки гнутся. Поможем яблоне – соберем плоды и посчитаем, сколько яблок вы сорвете. (Предполагаемые ответы детей: Я сорву с яблони одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок).
Дорогие друзья, вы справились с заданием, за это яблоня дарит нам еще одну часть карты. Попробуем собрать ее. Получилось у нас карта? (Ответы детей.) Нет., значит отправляемся на поиски снова!
Игра «Волшебный сундучок».
Ребята, посмотрите, что это за сундучок? Какой сказочный герой любит собирать сокровища и хранить их в сундуках? (Выслушиваются ответы детей). Конечно, Кощей Бессмертный: за свою долгую жизнь он захватил много земель и собрал много сокровищ (Логопед открывает сундучок и раздает детям мешочки с разрезными картинками).
Предлагаю вам узнать, что лежит в этих мешочках и сказать, каких сокровищ у Кощея много. (Предполагаемые ответы детей: У Кощея много монет, много деревьев, много домов, много конфет, много кораблей, много сундуков, много корон).
Замечательно, вы справились с еще одним заданием и, смотрите, в сундучке еще одна часть нашей карты! (Логопед достает недостающий фрагмент карты и прикрепляет ее на мольберт).
Динамическая пауза «Серый волк».
Но карта у нас, все равно, не целая. Что же нам делать, куда теперь отправляться? (Появляется Серый Волк).
Волк: - Здравствуйте детишки: девчонки и мальчишки! А что это вы делаете у нас в Тридевятом царстве?
Логопед: - Здравствуй, Серый Волк! Мы с ребятами и Веселым Язычком ищем сокровища Тридевятого царства, у нас уже есть несколько частей карты. Не знаешь, где нам еще поискать?
Волк: - Знаю-знаю! Есть и у меня еще один фрагмент (показывает его детям), только я вам просто так его не отдам. А вот если поиграете и потанцуете со мной - то я, может, и подумаю.
Логопед: - А что нам нужно делать?
Волк: - Смотрите и повторяйте за мной! (Танец с волком под музыку). Ну молодцы, ребята! Здорово потанцевали, держите еще одну часть карты нашего Тридевятого царства.
Логопед: - Спасибо тебе, Серый Волк за помощь! До свидания!
Волк: - Удачи вам, ребята, до новых встреч!
Игра «Покупки для Бабы Яги».
Смотрите, ребята, кто из сказочных героев мог это метлу тут оставить? (Дети: Баба Яга.) Дети, а вы знаете, как называется средство передвижения Бабы Яги? (Ответы детей).
У Бабы Яги случилась беда- старая ступа ее сломалась, не летает больше. Хотите сделать Бабуле доброе дело: смастерить ей новую ступу? Она нас отблагодарит и подарит еще одну часть карты.
Какие ступы вы можете сделать из этих материалов: например, из пластмассы – пластмассовую ступу. (Дети выходят к доске, выбирают картинку с различными материалами и говорят, какая ступа у них получится: деревянная ступа, стеклянная ступа, шоколадная ступа, меховая ступа, пластилиновая ступа, железная ступа, ватная ступа). А какую ступу мы подарим Бабе Яге? Конечно, деревянную.
Замечательный подарок вы сделали Бабе Яге – новую деревянную ступу. А вот и новая часть карты! Получается у нас целая карта? Пока что - нет.
Игра «Заколдованное слово».
Последнее задание нам приготовила Василиса Премудрая: из своих книг она узнала много интересного о Тридевятом царстве и зашифровала нам истории о сказочных героях. Поможем Веселому Язычку их расшифровать? (Каждый ребенок получает мнемотаблицу из 4-5 квадратиков.)
В каждом квадрате спрятано слово, нужно все их отгадать и правильно соединить в предложении. (Мнемотаблицы: Колобок сидит на пеньке. Баба Яга летит в ступе. Емеля лежит на печи. Гуси-лебеди летят над яблоней. Под деревом сидят лиса и заяц.) Дети предлагают свои ответы – расшифровки.
Как быстро и легко вы справились с заданием, очень хорошо! А вот и последняя часть нашей карты!
Теперь у нас с Веселым Язычком получилось собрать карту, посмотрим, где же спрятано сокровище. (На карте написана загадка
Кто знает эту сказку с детства,
Поймет, о чем я говорю:
Какое транспортное средство
Емелю привезло к царю? (Печка)
Ребята, где же чудо-печь, поищем в ней сокровища? (Дети находят в группе печку и горшок с золотыми монетами-конфетами.)
Итак, сокровища найдены и путешествие наше подошло к концу! Перышко укажет нам дорогу в наш детский сад, скорее подуем на него.
3. Итог
Ну вот и закончилось наше приключение в Тридевятом царстве. Ребята, что вам больше всего понравились в нашем путешествии? (Выслушиваются ответы детей). Спасибо за волшебное занятие!