Ольга Чунихина
Конспект открытого занятия в старшей группе «Путешествие по местам народных промыслов»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область и направление: художественное творчество.
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Программные задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Путешествие по местам народных промыслов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• продолжить знакомство с творчеством русского народного художественного промысла : Хохлома, Дымково, Гжель, Сергиев Посад.
Развивающие
• развивать мышление, мелкую моторику рук, художественный вкус;
• развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
• Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета, умение передавать колорит хохломской росписи.
Воспитательные
• воспитывать умения работать в коллективе;
• воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народно – прикладному искусству;
• Воспитывать в детях любовь к русскому народному творчеству.
• воспитывать уважение к творчеству народных умельцев.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Предварительная работа: рассказ воспитателя об истории русского народного художественного промысла : Дымково, Хохлома, Гжель, Сергиев Посад; возникновения промыслов, изготовлении предметов и росписи; рассматривание игрушек, иллюстраций, сравнивание их по внешнему виду, облику, росписи; чтение пословиц и поговорок о мастерах и мастерстве, труде.
Методические приемы:
- Словесный: вопросы, объяснения, поощрения, анализ.
- Наглядный: выставка народно-прикладного искусства «Дымково», «Хохлома», «Гжель», «Сергиев Посад», иллюстрации.
Демонстрационный материал: презентация «Сказка о Марье Искуснице», аудиозаписи «Русские народные мелодии».
Раздаточный материал: Деревянные заготовки, гуашь, кисть, баночка с водой, салфетка; лист бумаги для пробы рисования.
Ход занятия
Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается. И ребятки ко мне собираются. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим желают друг другу здоровья. Давайте, пожелаем здоровья всем присутствующим. Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, как называется страна, в которой мы с вами живём? (Россия). Большая, великая наша страна – много городов, сёл и деревень в ней. И везде живут добрые и умелые люди. О них в народе говорят : «Мастер на все руки». Мастером, умельцем можно назвать человека, который очень хорошо выполняет свою работу. Откуда же берутся такие мастера?
Интересно вам узнать…
Я предлагаю вам отправиться в путешествие «По местам русских народных промыслов», я поведаю вам о некоторых видах художественной росписи.
- Ребята, а вы любите сказки (ответы детей).
Послушайте сказку о Марье – искуснице.
Сказка в гости приходи с нами дружбу заводи.
Рассказывание сказки «Марья - искусница»
Жила – была в одном селе девушка по имени Марья, и такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. Дарила Марья своими умениями красоту и радость людям. И прозвали ее за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил ее похитить, чтобы отнять у людей красоту и радость. Налетел, схватил Марью и понес в свое царство. А Марья – искусница обернулась в красивую Жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные пёрышки на память о себе.
Куда падало пёрышко, там и появлялись мастера и мастерицы, умелые руки, которых делали замечательные изделия, даря людям красоту и радость, прославлявшие мастеров на весь мир.
Увидев это, рассердился Кощей и задумал, чтобы исчезли с земли мастера и мастерицы и память об их мастерстве, стерлась из памяти поколений. А как исчезнут мастера и рукодельницы, вот тогда исчезнут красота и радость. Такое страшное заклятье наложил Кощей.
Чтобы не сбылось оно, надо нам ребята помочь мастерам.
Отправимся в путешествие по мастерским русских умельцев. А поможет нам в этом волшебный ручеек. Встанем в круг для превращения и произнесем волшебные слова:
Мой волшебный ручеек,
Много знаешь ты дорог.
Быстро весело беги,
К мастерам нас приведи.
Посмотрите ребятки, одно пёрышко упало в село Дымково.
Один из русских народных художественных промыслов - Дымковская игрушка, возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.
Дымковские мастера делают игрушки из глины и расписывают их разными узорами.
- Полюбуйтесь ребята, какая красота!
Здесь для вас есть задание «Посчитай игрушки» (дети должны посчитать игрушки и соединить изображение с нужной цифрой).
Другое пёрышко упало в посёлке Коверино, Нижегородской обл. Здесь зародился промысел под названием «Хохлома».
Ребята, посмотрите какие здесь красивые изделия. Все они из дерева.
1. Хохлому называют Золотая. Основной фон росписи – золотой, получается путем обжига в печи и серебристой краски.
2. Мастера хохломской росписи брали свои узоры из природы, собирали гербарии, сами придумывали сказочные узоры.
3. Художники так старательно и красиво расписывали изделия, чтобы радость людям приносить, показать красоту родной природы.
«Собери картинку»
Третье пёрышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки.
Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную. Гжельские мастера свои изделия расписывали синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. И стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Скажи правильно»
Ребята все мы знаем, что посуду делают из различных материалов
Посуда из глины – глиняная
Посуда из стекла - стеклянная
Посуда из металла - металлическая
Посуда из дерева – деревянная
А из какого материала посуда самая прочная? (металлическая)
А самая хрупкая? (стеклянная и фарфоровая).
Ещё одно пёрышко упало в Сергиев Посад.
Сергиев Посад — старейший центр производства матрёшек и деревянных игрушек в России. По одной из версий, русская матрёшка родилась именно в Сергиевом Посаде много лет назад.
Отгадайте загадку:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одёжки,
Называются — (матрёшки)
Да, немало сил и труда приложили мастера, чтобы порадовать всех такой интересной и красивой куколкой. Умеешь потрудиться, умей и веселиться.
Танец «Матрешки»
Воспитатель:
Дети, сколько труда вложено в каждую ложку, игрушку. А мастера всегда старались их еще и украсить.
А вы хотите стать настоящими мастерами?
Дети:
Да, хотим.
Воспитатель:
Тогда приглашаю вас в свою мастерскую.
(Дети, присаживаются за столы и украшают силуэты матрёшек. Звучит музыка.)
Воспитатель:
Молодцы ребята, рисовать вы мастера.
Вот и закончилось наше путешествие по мастерским народных умельцев. Вы ребята молодцы, со всем справились. Никогда не исчезнут с нашей земли мастера и рукодельницы. Какая мастерская народного промысла вам больше понравилась, запомнилась….
Смотрите, у меня есть разноцветные кружочки, давайте их наклеим на фартучек нашей матрё шки:
- Если вам больше понравилась «ХОХЛОМА», наклейте жёлтый.
- Если «ДЫМКОВО», наклейте зелёный.
- Если «ГЖЕЛЬ», синий.
- «Матрёшка», красный.
Воспитатель: Спасибо вам ребята, мне с вами было очень интересно….