Евгения Гасанова
Конспект открытого занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе «Край родной — земля донская»
▼ Скачать + Заказать документы
в средней группе
по гражданско- патриотическому воспитанию
«Край родной – земля донская».
Цель: Формировать представление детей об истории возникновения донского казачества, привязанность к родному краю.
Публикация «Конспект открытого занятия по гражданско-патриотическому воспитанию в средней группе „Край родной — земля донская“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Задачи: Развивать и обогащать словарный запас, пополнять новыми понятиями и словами (привольный край, вольные казаки, раздольный Тихий Дон); воспитывать любовь к своему краю.
Материалы: презентация, предметы казачьего быта – прялка, лампа, самовар, ложки деревянные и т. д., цветной картон синего цвета, вырезанные силуэты лошади для аппликации, клей, кисточки, салфетки на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Воспитатель :
День необычный сегодня у нас:
Гостей мы приветствовать рады сейчас!
Смотрю я – вся собралась детвора -
За знаньями в путь отправляться пора.
Стук в дверь, появляется кукла Даша.
Кукла: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Кукла Даша. Я слышала, здесь дружные и отзывчивые ребята, а мне нужна ваша помощь.
Воспитатель : совершенно верно Даша, ты попала по адресу. Проходи, располагайся, поудобней расскажи что случилось.
Кукла: у меня вот какая беда, казачек Нахаленок взял у меня мою любимую книжку «Сказки Тихого Дона» почитать и не вернул, а я обещала эти сказки дать почитать Незнайке.
Воспитатель : да Незнайке наверно интересно узнать все о казаках, кто такие казаки, откуда они появились. Но для того чтобы найти книжку мы должны отправиться в прошлое. Скажем вместе: раз, два, три, повертись, и в прошлом очутись.
Воспитатель : - Ребята, вы слышите чьё-то пение? Как вы думаете кто это поёт?
Дети: - казаки.
Воспитатель : - да верно, казаки или дончане. А как вы думаете откуда пошло такое название?
Воспитатель : - да верно, потому что они жили на берегу реки Дон.
Воспитатель : - Давным - давно появились гордые вольнолюбивые, независимые люди – казаки. Решили они найти такое место, где им жилось бы привольно. Понравился им наш край за его просторы. Поселились они здесь и жили свободно. Потому и прозвали их казаками или «вольные люди».
Воспитатель : А как вы думаете, чем казаки занимались?
Дети: Они были воинами, защитниками Родины; пахали землю, сеяли пшеницу, строили дома.
Воспитатель : - ребята, а какая одежда на вас одета?
Дети: казачья.
Воспитатель : такая одежда была у казаков и казачек! Самотканая, само сшитая, расшитая разными узорами. Казаки носили широкие штаны – шаровары и кафтан, на голове носили шапку, на ногах сапоги. Кинжал и сабля вешались казаку на пояс.
Воспитатель : костюм казачки состоял из юбки и кофты. Юбки украшались оборками и кружевом, а кофты тесьмой, вышивкой и бисером.
Воспитатель : - Какую причёску носили казачки?
Дети: молодые девушки носили косу, а женщины заплетали волосы вокруг головы.
Воспитатель : - давайте сейчас вместе выберем правильный наряд для казака и казачки.
Игра «Наряди казака и казачку».
Воспитатель : Ребята, как назывались дома, в которых жили казаки?
Дети: Они назывались курень.
Воспитатель : Курень – значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель : А вы хотите побывать в казачьем курене и посмотреть, как жили наши прадедушки и прабабушки. Если вы готовы, то сейчас мы с вами побываем в казачьем курени.
Казаки по праздникам и воскресеньям всегда ходили в церковь. На праздник казачка готовила особое угощение. Давайте вспомним любимые блюда казаков. Казачья еда была очень полезной. Есть блюда, которые отличали казачью кухню от других. А вы знаете какие-нибудь казачьи кушанья?
Дети: В Дону водилась рыба. Казаки из нее варили уху, жарили, запекали.
А еще варили холодец, различные каши, студень, лапшу, борщ пекли кулебяки, пироги,хлеб.
Воспитатель : Еду готовили на печке в чугунках. А ставили чугунки в печь ухватом. Посуда была из глины, ложки были деревянные. Вся семья ела из одной посудины, по старшинству. Посуду любили расписывать разными цветами.
– А теперь давайте вспомним, какие вы знаете пословицы о казаках.
• На Дону казаку и камень подпевает.
• Терпи казак – атаманом будешь.
• Где казак – там и слава.
• Казак и в беде не плачет.
• Где враг, там и казак.
• Казак сам себя веселит.
Так кого же можно назвать верным другом казака? Конь был верным другом казака.
У казаков была особая любовь к лошадям. Лошади были их самыми верными друзьями, Они не расставались ни в бою, ни в труде. Часто казаки на праздниках проводили скачки. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казацких лошадях?
• Конь казаку – лучший друг.
• Казак сам не ест, а коня накормит.
• Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Давайте мы с вами смастерим себе такого коня. Возьмите заготовки и приклейте коня, гриву и хвост.
Аппликация «Казачий конь».
Воспитатель : казаки – народ весёлый, любили веселиться, петь, танцевать и конечно же играть.
Игра «Звонок».
Воспитатель : донские казаки до сих пор чтят традиции своих предков.
И мы с вами должны гордиться и беречь такую красоту, созданную нашими предками.
Вспоминает казак о крае родном
Сидя на резвом коне вороном,
О белой хате, о черной земле
Мечтает он, сидя в твердом седле.
О стройных березках и тополях,
О златых колосьях в широких полях,
О речке родной, что Доном зовется,
О синей воде, что блестит серебром.
Воспитатель : - Смотрите, ребята, а вот и книга. Значит наше путешествие подходит к концу.
- Вам понравилось путешествие? Вы запомнили кто такие казаки, что обозначает слово «казак» ?
Дети: да, вольные люди.
Воспитатель : Ребята нам пора возвращаться в настоящее время, готовы:
раз, два, три, повертись в детском саду очутись.
Кукла Даша: - Спасибо ребята, что помогли отыскать мне книгу, а мне пора возвращаться. До свидания!
Воспитатель : До свидания, кукла Даша мы рады были тебе помочь.
Воспитатель : Ребята, я надеюсь, наше путешествие вам надолго запомнится. А теперь вспомним одну добрую традицию казаков – угощать гостей караваем. До свидания!