Ольга Маносова
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе в старше-средней группе по патриотическому воспитанию «Зимние посиделки»
▼ Скачать +Заказ
Конспект открытого занятия в разновозрастной группе в старше-средней группе по патриотическому воспитанию
Цель. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, развивать познавательные интересы на основе использования фольклорного материала.
Задачи.
- Познакомить с русской народной традицией – посиделками;
- Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.
- Активизировать в речи детей запас народных пословиц, небылиц;
- Формировать положительное отношение к труду;
Публикация «Конспект открытого занятия в разновозрастной группе в старше-средней группе по патриотическому воспитанию „Зимние посиделки“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зима. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Открытые занятия. Конспекты
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Посиделки
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Продолжать учить детей украшать дымковские игрушки узором, закрепить навыки построения композиции узора для украшения игрушек.
- Учить детей самостоятельно выбирать приемы и элементы росписи, сочетание цветов, передавать свое отношение к рисунку.
Предварительная работа:
1. Беседы : «Предметы русской старины», «Русская изба».
2. Чтение русских народных сказок.
3. Рассматривание иллюстраций.
4. Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок.
5. Организация и проведение с детьми русских народных игр.
Материал: предметы быта и утварь русской старины, дымковские игрушки выполненные из соленого теста, гуашь, кисточки, непроливайки, салфетки.
Ход:
Звучит русская народная песня.
Воспитатель. На завалинке, в светёлке
Иль на брёвнышках каких,
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод
Говорили, песни пели
Да водили хоровод.
Добрым чаем угощались
С мёдом, явно без конфет
Как и нынче мы общались
Без общенья жизни нет.
А играли как! В горелки!
Ах горелки хороши
Словом эти посиделки
Были праздником души.
Ребёнок. Предлагаем посиделки
Провести вот здесь, тотчас.
Отдых- это не безделки,
Время игр, новостей.
Начинаем посиделки
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей.
Воспитатель. В старину, в каждой деревне и в каждом селе были свои посиделки. Молодые люди собирались, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в играх и забавах. А также и работали: пряли, вязали, плели лапти и корзины.
Издавна русский народ славился своим трудолюбием. Об этом говорят пословицы. А какие ребята пословицы о труде вы знаете?
Дети:- Без труда, не выудишь и рыбку из пруда.
- Хочешь, есть калачи, не сиди на печи.
- Скучен день до вечера, коли делать не чего.
- Рабочие руки не знают скуки.
- Разговорами каши не сваришь.
- Сделал дело – гуляй смело.
Воспитатель. Ребята, а как вы можете объяснить пословицу: «Сделал дело- гуляй смело.
(Дети объясняют пословицу).
Воспитатель. Молодцы! правильно нельзя оставлять начатое дело на какой-то другой день, лучше сразу всё сделать и уже после этого получить свой заслуженный отдых. А сейчас посмотрите ребята на предметы в нашей избе, и скажите, какие из них сделаны на посиделках.
Игра: «Найди предметы, сделанные на посиделках?»
Дети: Рассматривают русскую избу и находят предметы.
Полотенце – отмечают, что оно вышито.
Лапти, корзины - плетенные.
Коврик- вязаный.
Каравай- испечен в печи.
Воспитатель. На посиделки приходили гости и из других деревень, посмотрите и к нам тоже гости идут. (Заходят дети средней группы).
Воспитатель. – Здравствуйте гости дорогие! Хорошему гостю хозяин рад!
Дети. «Много гостей, много и новостей».
Воспитатель. Любил русский народ сочинять и рассказывать всякие дразнилки и небылицы. Небылица – это шуточный рассказ о том, чего не может быть и не бывает на свете. Их рассказывали на посиделках, чтобы развеселить народ и поднять настроение.
А вот вам наши небылицы!
Небылицы.
1. Чепуха, чепуха,
Это просто враки!
Куры съели петуха, -
Говорят собаки.
2. Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
3. Сидит ежик на березе –
Новая рубашечка,
На головке сапожок,
На ноге фуражечка.
4. На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
5. На пригорке у реки
Щи варили петухи
И кисель варили
Ёлки ели, пили.
6. Медведь по небу летит, хвостом вертит.
7. Поросёночек яичко снёс.
Воспитатель : Вот такие смешные небылицы придумывали наши прабабушки и прадедушки на посиделках. Ребята, а вы знаете, что на свете бывает, а чего нет. Давайте я проверю. Если это бывает - то вы хлопаете, а если не бывает – то топаете.
Игра «Топ – хлоп».
Волк на дереве сидит.
В кастрюле чашки варятся.
Бабушка сказки говорит.
Мальчики по утрам умываются
Снег летом падает.
Есть в книжках картинки.
Кошка по крышам гуляет.
Бывают зимою снежинки
Бывает озеро из молока.
Киндеры растут на грядке.
Плывут по небу облака
Вам понравились загадки? Дети (Да)
Воспитатель. На Руси, русский народ играл в разные народные подвижные, хороводные игры. Не пора ли нам отдохнуть и поиграть.
Игра «Плетень»
Воспитатель. Позабавились мы с вами, пора и поработать.
Посмотрите перед вами дымковские игрушки, которые мы с вами лепили, но что – то они у нас не веселые, давайте их развеселим. Сейчас вы закроете глазки и представите, как вы будете расписывать свою игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Теперь открыли глаза и приступаем к рисованию. А что бы наши пальчики хорошо трудились надо их размять.
Пальчиковая гимнастика: Козочка»
Шел старик дорогою, (идти пальчиками по столу)
Нашел козу безрогою. (Рогами — пальчиками постучать по столу)
Давай коза, попрыгаем, (прыжки то одним пальчиком, потом другим).
Ножками подрыгаем. (отрываем один, а затем другой пальчик от стола)
А коза бодается, (показать рожки козы, как бодается)
А старик ругается. (погрозить пальчиком)
Воспитатель. А теперь приступаем к работе.
(Дети расписывают узорами дымковские игрушки.)
Воспитатель. Ну вот, все закончили свои работы? Вам понравилось рисовать? И вот наши игрушки засветились и окончательно стали удивительно красивы. И впрямь на них не наглядеться. На душе становиться радостно, празднично! И не верится, что это все сделано вашими умелыми ручками. Все вы ребята сегодня молодцы, старались, показали свое мастерство.
А посиделки наши заканчиваются!
Ребенок Мы играли, рисовали
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря:
ВСЕ: "До новых встреч!"