Инна Быковская
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Спящий зимний лес». Рисование способом «монотипия пейзажная»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме «Спящий зимний лес». Рисование способом монотипия пейзажная.
Автор: Быковская И. Т., воспитатель МОБУ «ООШ с. Соловьёвка» СП «Детский сад»
Программное содержание:
• Продолжать развивать творческое воображение.
• Познакомить с нетрадиционным способом изображения : монотипия пейзажная.
• Совершенствовать координированность мелкой моторики.
• Продолжать воспитывать у детей умение видеть, замечать прекрасное в повседневной жизни.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Спящий зимний лес“, Рисование способом „монотипия пейзажная“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Рисование, зимние рисунки
- Зимние деревья, пейзаж. Рисование
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Монотипия. Мастер-классы, рисунки, занятия
- Открытые занятия. Конспекты
- Пейзаж. Рисуем и знакомимся с пейзажами
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
• Продолжать учить рассматривать картины: выделять в них главное - тему, изобразительные средства (колорит, композиция).
Упорядочить и закрепить накопленные детьми представления о зиме;
Воспитывать аккуратность во время работы;
Развивать словарный запас детей.
Предварительная работа: наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой на прогулке, экскурсии в лес, беседы о характерных признаках зимы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, репродукций русских художников.
Методическое и дидактическое обеспечение: 1/2 листа бумаги формата А4, гуашь, кисти, стаканы-непроливайки, художественная палитра, губка влажная, салфетки, выставка картин русских художников о зиме на проекторе, аудиозапись П. Чайковского «Декабрь», «Времена года».
Ход НОД:
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, сегодня к нам пришли гости, давайте их поприветствуем:
- Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
Солнце взошло и идет по делам!
- Давайте улыбнемся гостям и друг другу и подарим им хорошее настроение.
1. Сюрпризный момент.
Воспитатель вносит в группу игрушку – попугая, на шею у которого одет шарф.
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам прилетел попугай из жаркой Африки и вот что он мне рассказал. Оказывается там, где он живет всегда тепло, как летом. И не бывает снега. А африканским животным так хочется увидеть зимний лес : сугробы и деревья без листьев. Они не верят, что деревья осенью сбрасывают листья. В Африке такого не бывает. Деревья стоят зелеными круглый год. Вот звери и послали к нам попугая, чтобы он всё увидел и рассказал им. Но здесь он сразу же замерз, простыл и потерял голос. Как же он сможет поведать друзьям, что такое снег? Какая она зима? (Дети предлагают варианты ответов.)
2. Постановка детьми цели:
Воспитатель: - Дети, посмотрите на экран.
Мы с вами ходили в зимний лес на экскурсию. Где лежит снег? (на ветвях деревьев, на земле). Итак, давайте поставим цель, как нам помочь попугайчику?
(Звучит мелодия вьюги) Спросить у детей, что это за природное явление. Когда бывает? (ответы детей)
3. Актуализация знаний:
Художественное слово:
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою.
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. (А. С. Пушкин)
Воспитатель: А вы любите зиму? (ответы детей)
В: - Почему?
Ответы детей (зимой можно кататься на лыжах, коньках, санках, можно играть в снежки, строить снежную крепость, лепить снеговика) .
Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в зимний лес.
- Угадайте, на чем мы отправимся в путешествие, отгадав загадку
- Загадка нам подскажет на чём мы отправимся в лес.
Деревянных два коня
Вниз с горы несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью коней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.
(Лыжи)
Воспитатель: (Речевая зарядка)
- А чтобы в пути наши губы не замерзли, давайте их разомнем:
Ма-ма-ма - наступила зима
Ме-ме-ме – рады мы зиме
Ду-ду-ду – в зимний лес я иду!
- Итак, в путь, надеваем лыжи, встаем друг за другом и едем (по зимнюю музыку дети имитируют движение на лыжах) под музыку Чайковского.
Игротренинг «В лес на лыжах мы пойдем» :
Лыжи быстро мы берем и по снегу мы идем,
По сугробам высоко ноги поднимаем,
А по льду совсем легко тихонечко шагаем.
Чтоб в снегу не провалиться, быстро, быстро мчимся.
Мы деревья и кусты змейкой обойдем,
И к лесной опушке вскоре мы придем.
Воспитатель. - Перед входом в лес необходимо вспомнить правила поведения в лесу:
Что нельзя делать в лесу, если мы его друзья? (Шуметь, ломать деревья и кустарники) Лес-дом для многих зверей и птиц, а мы с вами всего лишь гости. (На экран вывести картину с изображением зимнего леса).
- Вот мы и на лесной поляне. Давайте согреем руки (дети выполняют упражнение на дыхание).
Воспитатель: Посмотрите, здесь пенёчки, присядем на них.
В: - Зима не только очень веселое время года, но и удивительно красивое. Поэты, художники, композиторы чувствуют зиму, ее настроение, ее красоту и рассказывают об этом. Поэт - словами:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…
Воспитатель. А может кто-то из вас знает стихотворение о зимушке-зиме?
Дети рассказывают стихи.
Вос-ль: Композиторы рассказывают о зиме звуками. Вот послушайте. Это о зиме. (звучит аудиозапись П. Чайковского «Декабрь»)
В: - А как могут рассказать о красоте зимы художники? (ответы детей)
Воспитатель. А кто помнит как называются картины на которых изображена природа? –
Если видишь на картине
Нарисована река, или ель и белый иней,
Или сад и облака, или снежная равнина,
Или поле и шалаш
Все дети: Обязательно картина называется «Пейзаж»!
Пейзаж – это жанр изобразительного искусства в котором основным предметом изображения является природа : это просто то, на чем останавливается глаз человека вне помещения.
Воспитатель: Дети, а как художник рассказывает о красоте зимы? Какие основные средства выразительности он использует? – Краски, цвет.
Показ детям выставки картин «Зима» на проекторе.
Репродукция И. И. Шишкина «ЗИМА»
Картина И. Э. Грабаря «Зимнее утро»
Описание детьми картин русских художников (И. И. Шишкина «Зима», И. Э. Грабаря «Зимнее утро».
Воспитатель. Какие основные цвета использовал художник? – Белый, голубой и т. д.
Воспитатель. Как можно еще назвать цвета, которыми пользуется художник? – Холодные.
Смотрим на картины: Сравниваем предметы. Деревья, которые находятся близко – большие, яркие, четкие, деревья, которые растут далеко – маленькие, нечеткие.
Воспитатель. Что за прелесть, эти пейзажи! Что вы чувствуете, когда глядите на них? Какое настроение у вас возникает? – Печальное, радостное, тихое, спокойное.
Физминутка: «Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес (ходьба на месте)
Сколько здесь вокруг чудес! (разводят руки в стороны)
Справа березка в шубке стоит, (руки отводят в указанную сторону и смотрят.)
Слева елка на нас глядит
Снежинки в небе кружатся, (отводят руки и прослеживают взглядом)
На землю красиво ложатся (движение (фонарики) и смотрят вверх).
Как красивы они!
В лесу красота и покой, (разводят руки в стороны)
А нам пора уже домой.
Берём лыжи и в путь домой. (садятся на свои места)
В ходе беседы воспитатель наводящими вопросами подводит детей к ответу: «Нарисовать».
Воспитатель: Теперь я приглашаю вас сесть за столы.
Работа за столами. (Вспомнить и рассказать правила и технику безопасности работы с красками и кистью).
Воспитатель: Сегодня мы с вами нарисуем зимнюю картину - зимний пейзаж, мы будем изображать деревья, используя нетрадиционную технику монотипия.
В: - Работа в данной технике требует быстроты и собранности, важно сразу продумать, какими красками будешь рисовать.
Возьмите палитры. Какой цвет уже имеется на палитре? (коричневый) Что мы будем изображать с его помощью? (деревья). Для того чтобы нарисовать снег, какой цвет нам понадобится? (голубой) Как его получить? (добавить в белый чуть-чуть синего)
Дети вместе с воспитателем выполняют этапы работы, согласно инструкции воспитателя. С помощью воспитателя замечают, что голубой цвет у всех детей получился разный. У одних светло-голубой, у других темно-голубой. Следует напомнить детям, что ствол дерева сверху тонкий, а книзу становится толще. Ветви изогнутые.
Воспитатель: Ваша задача - подумать, какие деревья будут у вас в зимнем лесу, как вы их расположите на рисунке. Вначале лучше нарисовать деревья и кусты на переднем плане листа бумаги, те, которые ближе к нам, поэтому они выше и больше, а потом дальние объекты, которые будут казаться намного меньше.
- Какого цвета ствол дерева? Ветки? (коричневого)
- Какого цвета снег? (белый)
В середине занятия проводится пальчиковая гимнастика. «Снежок»
Раз, два, три, четыре, (Загибают пальчики, начиная с большого.) Мы с тобой снежок слепили. «Лепят», меняя положение ладоней. Круглый, крепкий, очень гладкий
Показывают круг, сжимают ладони вместе, гладят одной ладонью другую. И совсем-совсем не сладкий. Раз - подбросим. (Грозят пальчиком. Смотрят вверх, воображаемый снежок подбрасывают). Два - поймаем. (Приседают, ловят «снежок»). Три – уроним. (Встают, роняют «снежок»). И… сломаем.
Топают.
Во время рисования, обращаю внимание на осанку детей, соблюдение аккуратности.
Рисуем под музыку «Времена года» П. И. Чайковского.
4. Рефлексия (доброжелательная оценка всех работ)
В: - Ребята у вас получились чудесные зимние пейзажи.
Воспитатель: - Ребята, какова цель нашего занятия? (помочь попугаю рассказать о снеге, нарисовать зимние деревья в снегу). Мы её достигли? (да).
- Как называется техника, в которой мы сегодня рисовали? (монотипия) Вам понравилось рисовать таким необычным способом?
– Как можно сказать, какие у нас получились рисунки? (красивые, настоящие, деревья как живые)
– Какое у вас сейчас настроение? (Хорошее). Возьмите на столе снежинку и подарите её тому ребенку, чей рисунок вам понравился. (Дети и воспитатель дарят снежинки. Воспитатель следит, чтобы снежинки достались всем детям).