Виктория Воронина
Конспект открытого занятия учителя-логопеда «Необыкновенное путешествие в поисках звука и буквы Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия учителя- логопеда
Тема: «Необыкновенное путешествие в поисках звука и буквы Р»
Программное содержание:
Цель:
Автоматизировать четкое произношение звука Р изолированно, в слогах, словах, во фразе, в стихах и скороговорках; закрепить графический образ буквы Р.
Задачи:
Коррекционно -образовательные:
-закрепление правильного выполнения артикуляционных упражнений,
Публикация «Конспект открытого занятия учителя-логопеда „Необыкновенное путешествие в поисках звука и буквы Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
-закрепление правильного произношения звука Р изолированно, в слогах, словах, фразах, стихах, скороговорках,
- закреплять умение выделять звук Р из ряда слов,
-способствовать обогащению словарного запаса,
- закреплять у детей графические образы букв русского алфавита для предотвращения дисграфии,
Коррекционно- развивающие:
- развивать фонематический слух,
- развивать речевую моторику, мелкую моторику пальцев рук,
- развивать внимание и память, слуховое внимание,
- развивать воображение и мышление.
2. Развивать ( процессы: память, мышление и т. д.)
Коррекционно- воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии,
- воспитывать навыки учебной деятельности (внимательно вслушиваться в речь взрослого, понимать логико- грамматические конструкции, контролировать поставленные звуки,
-воспитание доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
- воспитывать навык самоконтроля.
Словарная работа:
Знакомить детей со сложными двухосновными словами и формировать навык их образования : самосвал, бензовоз, бетономешалка, молоковоз, хлебопечка, хлеборезка, овощерезка, мясорубка, кофемолка, кофеварка, соковыжималка, скороварка, самовар, домохозяйка, свежемороженый, овощехранилище, новостройка, многоэтажка, мусоропровод
Предварительная работа:
Беседы: «Чем отличается звук от буквы?», «Гласные и согласные звуки», Знакомство с органами речи, разучивание комплексов артикуляционной гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Знакомство с артикуляционным профилем звука Р. Постановка и автоматизация звука Р : изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях, предложениях, стихах и чистоговорках, скороговорках.
Работа по усвоению образа буквы Р- Д/И «Конструктор букв 1 (фрагменты букв)», Д/И «Конструктор букв 2» (разрезные буквы)», Д/И «Превращение букв (с ножницами)», рисование, выкладывание букв из ниток, счетных палочек, карандашей, мозаики, камушков и др. Подвижная игра :»Допрыгай до буквы».
Изготовление детьми совместно с родителями букв русского алфавита формата А4.
Чтение стихов, чистоговорок, скороговорок, сказок с буквой Р или о букве Р. Разучивание скороговорок и стихов по теме.
Материал, оборудование: картинка с изображением буквы Р, картинка «Язычок», картинки четырех красивых островов, картинки: негритенок Том, воздушный шар, лодка, самосвал, бетономешалка, молоковоз, бензовоз, мясорубка, самовар. ; завитые полоски бумаги для дыхательной гимнастики, флажки, медали «Я дружу со звуком Р» – по количеству детей; красивый конверт с письмом внутри, сюжетная картинка для описательного рассказа, где много предметов с Р, красивая шкатулка, костюм феи, дидактические пособия: «Конструктор букв 1 (фрагменты букв)», «Слова-омонимы»,», подзорная труба, стихи со звуком Р.
ХОД
1. Приветствие:
Раз, два, три:
Слушай и смотри!
Три, два, раз:
Мы начнем сейчас!
(На первые две строки дети то сжимают кисти в кулаки, то разжимают их, на последние 2 строки – последовательно соединяют кончики всех пальцев – от указательного до мизинца - с большим пальцем).
2. Вступление:
Логопед:
-Жила-была буква Р (показывает картинку). И все у нее было бы хорошо, да одно ее очень огорчало. Огорчало ее то, что многие дети ее не выговаривали. И решила она помочь детям: научить их говорить Р и попросила своего друга – Язычка ей в этом помочь.
- Конечно, я тебе помогу! – ответил ей язычок, - я натренерую ребят и их язычки станут такими же сильными, подвижными. Как я и будут выговаривать все звуки. Но для этого придется отправиться в путешествие за сокровищами в далекую землю, которая лежит за горами, за морями… Когда дети туда дойдут и найдут сокровища, они будут уметь все.
Но чтобы совершить путешествие, нужно быть очень сильным, нужно тренероваться и каждое утро делать зарядку, и не только обычную зарядку, но и для язычка.
3. Артикуляционная гимнастика: Сказка про Язычок:
Жил- был Язычок. И решил он тренеровать детей. Вышел он как-то на крылечко, посмотрел по сторонам (Часики) и начал зарядку. Для начала он решил покататься на качелях (Качели, потом – поиграл в футбол (Футбол, затем захотел покататься на своей любимой лошадке (Лошадка скачет медленно, увидел на траве грибок (грибок) и обьехал его, чтоб не растоптать. Тут он услышал как издали доносилась красивая мелодия: это кто-то играл на гармошке (Гармошка). Послушал он гармошку и решил поскакать на своей лошадке быстро ( Скачем на лошадке: тык-дык). Ой, как лошадка быстро бежит. Давайте ее остановим: скажем «Тпррру!» (Кучерское «Тпррру!»).
Устали? Давайте подкрепимся, поедим блинов (Блинчик) и на блинчик намажем вкусного сладкого меду (Слизываем мед).
4. Дыхательная гимнастика:
Вот какие сильные стали у нас язычки! А теперь – отправляемся в путешествие – искать затерянный в океане остров с сокровищами. Сначала мы полетим на воздушном шаре: вон он, глядите. Для начала подружимся с ветерком (дыхательная гимнастика с полосками бумаги).
5. Изолированный звук р :
А теперь разогреем ладошки ( дети вслед за логопедом энергично потирают ладошки и произносят: «Р-р-р-рр»).
Ребята, звук Р гласный или согласный?
-ответы детей.
6. Д/И «Закончи слово»
Итак, к путешествию готовы?
-ответы детей.
- Заходим в корзину и полетели! Летим мы с язычком над землей, он сверху все видит и громко называет. Что же ему видно? Я начну слово, а вы закончите звуком Р :
Ша…, забо…, топо…, пожа…, мото, кома…, мухомо…. разгово, хо, спо,
7. Автоматизация Р в слогах:
Летит язычок над горами, над каждой горой весело кричит, а эхо,которое живет в этих горах, за ним повторяет. Крикнул язычок: «Ра», а эхо повторяет : «Ра-ра-ра-ра!» ( рисунок с горами и слогами: ра, ро, ру, рэ, одр, адр, здра, здры).
8. Развитие фонематического восприятия: Упр «Поймай звук» (в руках у детей флажки) :
Язычку пора приземлиться, да и нам тоже. Поможем ему выбрать место для посадки? Помаши флажком тогда, когда услышишь звук Р :
Ла, га, ды, ра, гро, за, дом, гром, гном, плывем, пройдем, кот, крот, вертолет, гром, гном.
9. Конструктор букв :
Ну вот мы и приземлились. Но путешествие не окончено. Мы так и не достигли цели – не отыскали остров с сокровищами. Придется нам продолжить путешествие, теперь уже на лодке. Усаживайтесь поудобнее и – поплыли. Капитан, держи курс на ближайший остров ( ребенок- капитан смотрит в подзорную трубу и говорит: «Прямо по курсу остров. Свистать всех наверх!»
Высадились мы на острове, а там – пусто: не видно ни души.
- Ребята, похоже, что жители этого острова все ушли, но оставили вам задание: сложить букву Р из кусочков.
9. Д/И «Учим негритенка Тома» :
-Ребята, пока вы делали задание, к нам подходил печальный негритенок. Негритенок Том приехал из Африки и мечтает заговорить по-русски. Учитель дал ему задание : придумать 10 слов, в которых есть звук Р. А у него не получается. Поможем негритенку? (Дети выполняют задание).
10. Пальчиковая гимнастика: игра «Ухо-нос»
11. Слова- омонимы:
Негритенку вы помогли, это хорошо. Но на свете есть много непростых слов, я бы даже сказала волшебных. Например, есть такие слова, которые звучат одинаково, но обозначают разные предметы. Как они называются? (ответы детей). Д/И «Слова- омонимы».
12. Сказка: «Спор машин»; сложные слова.
Ну что же, на этом острове сокровища нет. Поплыли дальше. (Приплывают к следующему острову)
-А на втором острове живут сложные слова, эти слова состоят из 2-х слов. Эти слова хотят, чтобы вы их назвали, потому что к ним давно никто не приезжал, и они очень соскучились по людям. Они для вас даже сочинили сказку.
Спор машин.
Вышел как-то у машин спор: какая из них самая важная? Самая нужная?
-Я могу грузы возить и сам сваливать -сказал (самосвал)
-Я могу бензин возить – сказал (бензовоз)
- А я – самая нужная на стройке – я мешаю бетон (бетономешалка)
- А кто возит молоко для детей? Я. (молоковоз).
Тут загремели, затрещали, завизжали кухонные машины:
-Без нас большой обед и ужин не сварить! Мы нужны! Мы важны!
Хлеб испечь – нужна … (хлеборезка,
Овощи резать - … (овощерезка,
Мясо рубить - … (мясорубка,
Кофе смолоть - (кофемолка,
Кофе сварить – … (кофеварка,
Овощи нарезать - … (овощерезка,
Сок выжать –… (соковыжималка,
Быстро, скоро что-то сварить - … (скороварка).
А в старину еще был предмет, в котором воду кипятили для чая от слов сам варит - (самовар). А как называют женщину, которая не ходит на работу, а ведет дом: убирает, готовит, заботится обо всех в семье? (домохозяйка).
А ягоды или рыбу если свежие заморозили, то как они называются? (свежезамороженные). А помещение, где хранят овощи до того, как привезти их в магазин?. (овощехранилище).
А дома какие бывают (если новые построили? (новостройка). А если в них много этажей. То это (многоэтажка).
Замечательно! Справились мы со сложными словами. А теперь – к следующему острову.
13. Д/И «Допрыгай до буквы».
Ребята, на третьем острове все буквы перепутались, перемешались, и жители теперь не могут никуда пойти. Сидят дома. – ведь непонятно теперь: где магазин, где аптека? Где музей, где библиотека? (раскладывает на полу нарисованные на листах бумаги буквы)
- Чтобы помочь жителям навести порядок, нужно найти все буквы по названию. Итак, я называю букву, а вы до нее допрыгиваете.
14. Д/И «Доктор звуков»
Ребята, на этом острове живет наш знакомый негритенок. Том пока не может хорошо выговаривать звук Р. Особенно в длинных предложениях. Помогите ему, пожалуйста, вы ведь это умеете. Для этого вам сейчас нужно превратиться в докторов - докторов звуков! (превращение). Задание: каждый доктор прописывает негритенку скороговорку с нужным звуком в качестве лекарства. Сегодня лекарством будут скороговорки со звуком Р.
(Дети по очереди произносят скороговорки).
15. Ну что ж, негритенка мы вылечили. И он нам подсказал, что сокровища _ на следующем острове. Держим курс на следующий остров.
Капитан: Прямо по курсу – земля. Отдать концы!
-А на этом острове нам оставили письмо (открывает красивый конверт) : До сокровища доберется только тот, кто умеет рассказывать, можно по картинкам и прочитает стихи. Показывает картинку, по которой нужно составить описательный рассказ. После рассказа логопед просит детей найти на картинке все предметы со звуком Р.
-Есть последнее условие: прочитайте стихи с буквой Р. (дети читают выученные стихотворения).
-Как вы хорошо выучили стихи наизусть! И звук Р все хорошо выговариваете. Но слышите: кажется кто-то стучит (раздается стук в дверь. Заходит Фея с красивым сундучком в руках:
-Здравствуйте, ребята. Я – фея, дух-хранитель этого острова. Жители этого острова никогда не показываются людям, но они очень просили меня выйти к вам, ведь вы совершили такое большое путешествие, преодолели так много препятствий, что хочется сказать вам: вы большие молодцы! Дорогие гости, давайте поаплодируем нашим ребятам (аплодисменты). А сокровища? Настоящее сокровище – это то, чему вы научились. Ну что же, я очень рада была с вами познакомиться, но уже пора прощаться. Я не могу здесь задерживаться - ведь я никогда надолго не отлучаюсь с острова. Впрочем, прежде чем попрощаться, я хочу вам кое- что оставить на память об этом замечательном дне. Я принесла для вас волшебный сундучок. А в нем – мой прощальный подарок вам (достает из сундучка медали «Я дружу со звуком Р» и под музыку награждает всех участников).