Бадалова Рогнеда
Конспект открытого занятия по реализации образовательной деятельности в средней группе «Горшочек для топленного масла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
- Познакомить детей с гончарным искусством селения Балхар.
Задачи:
Обучающие: приобщение детей к народным промыслам Дагестана.
Учить детей создавать изображения посуды из целого куска глины, ленточным способом. Формировать умения работать с глиной, расширять представление детей о гончарном искусстве.
Развивающие:
Развивать творческое воображение, развивать мелкую моторику, внимание, глазомер, художественно-творческие способности детей.
Воспитательные:
Темочки:
Воспитать уважение и интерес к народным промыслам, восхищение их творчеством, любовь к народному искусству.
Предварительная работа: рассматривание декоративной посуды, лепка посуды разными способами, рисование элементов узоров балхарской росписи, посещение музея детского сада.
Оборудование: балхарские гончарные изделия, глина, стеки, доски, салфетки, таблицы с образцами балхарского элемента.
В: Ребята, сегодня с нами сотрудники нашего детского сада. Я хочу вас всех пригласить в увлекательную экскурсию в гончарную мастерскую. Посмотрите, посмотрите какие замечательные изделия изготавливают здесь гончарные мастера. Что вы видите?
Д: Мы видим глиняные изделия, кувшины, фигурки людей, игрушки, героев сказок, горшки для пищи.
В: Где ещё можно увидеть такие изделия?
Д: Во многих музеях, в магазине «Дагестан», там продаются разные изделия наших мастеров.
В: А вот перед вами гончарный круг, на котором мастер лепит изделия. Что использовали мастера для их изготовления?
Д: Глину
В: Что такое глина?
Д: Это природный материал, который лежит в земле
В: Как называют мастера, который делает из глины посуду, игрушки?
Д: Такого мастера называют гончар
В: Да есть такая древняя профессия-гончар. Обратите внимание на изделия они расписаны белой краской. А вы знаете как называется эта краска?
Д: Краска которой наносят узор на изделия называется ангоб
В: Ангоб получают из белой глины, его разводят водой, затем расписывают изделия. А потом обжигают в печах. Ребята, скажите, пожалуйста, в каком селе Дагестана развито гончарное искусство?
Д: Гончарное искусство развито в селе Балхар
В: А хотите узнать легенду, как появилось гончарное искусство в Дагестане?
Д: Да
В: Тогда присаживайтесь на ковёр поудобнее. Посмотрите на это удивительное селение Балхар, жил здесь человек по имени Калкучи. Есть здесь озеро с глинистыми берегами. В детстве он часто с друзьями лепил из этой глины игрушки. Однажды он набрал глину, пришёл домой, сделал гончарный круг из дерева, слепил на нём кувшины и горшки для пищи, обжог их в печке нагрузил на ишака и повёз продавать на базар. Затем он остальных научил этому ремеслу. С тех пор Балхар стал аулом гончаров.
А сейчас предлагаю посмотреть видео фрагмент, как мастерица из маленького комочка глины из маленького комочка глины на гончарном круге лепит кувшин.
На поверхность круга накладывается глина и в момент вращения с помощью жгутиков наращиваются стенки кувшина.
Ребята а вы помните я вам давала домашнее задание подготовить стихи о Балхаре. Кто хочет прочесть?
Ребёнок (1)
“Слыхал ли ты про наш аул Балхар?
Видал ли ты как люди месят глину?
Узнал ли ты как трудится гончар?
Давая жизнь чудесному кувшину. ”
А. Мирзаев
Ребёнок (2)
«Балхарские девушки»
“Балхарские девушки лепят кувшины.
Украсив узором затейливым их.
И жёлтая глина, и белая глина.
Мелькает в проворных руках золотых. ”
С. Курбанова
Ребёнок (3)
“Самые прекрасные кувшины
Делают из обычной глины
Также как прекрасный стих
Создают из слов простых”
Р. Гамзатов
В: Молодцы. Давайте поиграем в игру «Укрась кувшины», вспомнили элементы балхарской росписи. Перед вами тарелочки узорами унцукульских, кубачинских, балхарских мастеров. Вам нужно украсить кувшины именно балхарскими узорами.
В: Молодцы, очень красивые балхарские кувшины у вас получились, соберите их. Вижу вы заинтересовались балхаром. Действительно, это уникальное село со своей древней культурой и историей.
Ребята, что это за шум? Сюда кто-то идёт.
Звучит мелодия, заходит ослик Айлоло поёт песню и танцует, уронил хурджин.
В: Ой, кто это, ребята?
Айлоло: Это я - ослик Айлоло.
Поёт песню и танцует, уронил хурджин.
Айлоло: Что я наделал? Я должен был отнести эти кувшины в целости на базар, самые маленькие кувшины для топлённого масла разбились вай-вай. Что я наделал?
В: Не переживай пожалуйста дорогой наш Айлоло, мы тебе поможем. Да, дети?
Д: Да
В: Мы слепим тебе новые горшки для топлёного масла. Пройдите пожалуйста, к гончарному кругу. Я покажу вам как лепить горшки для масла новым ленточным способом.
Для начала нужно согреть и размять глину, а затем делим её на 3 части. Из одной части круговым движение рук скатываем шарик, сплющиваем его и превращаем в донышко. Из других частей раскатаем ленточки, прилепим по краям донышка плотно прижимая ленточки друг к другу не оставляя просветов. Вот горшочек готов. Теперь я вам предлагаю слепить горшочки из глины как настоящие мастера.
Но сначала мы подготовим пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Вай дали, вай дали
Наши руки мы сплели
Влево, вправо повернёмся
Мастерами обернёмся
Привезли мы глину
С дальнего бугра
Ну-ка за работу чудо мастера
Слепим мы кувшины
Высушим и в печь
А потом распишем нашу чудо вещь.
А теперь проходите занимайте рабочие места, наденьте фартучки,
Если вы что то забыли перед вами схема-подсказка.
(следите за своей осанкой, выпрямите спинки)
(не забывайте про правила техники безопасности)
Итог НОД:
В:Чьи работы готовы принесите, оформим выставку, не забудьте убрать своё рабочее место.
А вам понравилось работать с глиной? Каким способом вы лепили? Вы все молодцы, хорошо справились с работой. Айлоло, а тебе понравились работы детей? А что ещё вам понравилось? Вы добрые, трудолюбивые подняли Айлоло настроение и не оставили его в беде. А пока горшочки подсыхают наши девочки станцуют Танец с кувшинами.
После танца.
Айлоло: мне очень весело с вами, но пора уходить, я должен отвести горшочки на обжиг, а ещё успеть на базар.
В: Айлоло, эти работы детей наполненные удачей, мы дарим тебе.
Айлоло: Спасибо большое.
В: Давайте попрощаемся с Айлоло и пожелаем ему счастливого пути. Дети, вам экскурсия понравилась? Нам пора возвращаться в группу.