Людмила Киричко
Конспект открытого занятия в подготовительной группе «Этикет, этикет, этикет»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по этикету в подготовительной группе «Этикет, этикет, этикет»
Цель:
Продолжать формировать у детей понимания необходимости выполнения правил норм этического поведения.
Задачи:
-Продолжать обогащать словарь детей различными формими слов-приветствий.
-Систематизировать и обобщать правила доброго, вежливого поведения.
-Закреплять умение играть в экономическую игру «Магазин»
-Развивать экономическое, логическое мышление.
Публикация «Конспект открытого занятия в подготовительной группе „Этикет, этикет, этикет“» размещена в разделах
-Воспитывать уважительное отношение к сверсникам и взрослым.
Предварительная работа:
Чтение детям сказок «Лиса и волк», «Гуси лебеди», «Морозко», заучивание пословиц, поговорок, загадок. Чтение стихов, рассказов В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Маршака «Урок вежливости», В. Осеева «Вежливое слово», Проведение этических бесед: «Вежливые слова», «Что такое этикет?», «Об уступчивости», «Что такое культура поведения?». Игры «Назови противоположное слово», «Ласковое слово» «Разговор по телефону», «Хорошо-плохо», «Кому что нужно для работы», рассматривание иллюстраций.
Словарь:
Активизировать в речи детей «Волшебные» слова;
Подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий.
Оборудование:
Картинки, проектор, атрибуты к игре «Магазин подарков», мяч, письмо.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, у нас сегодня гости. Давайте поприветствуем
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, а как еще можно поприветствовать наших гостей, какими словами?
Дети: - Добрый день, доброе утро, мы рады вас видеть.
Воспитатель: - Ребята, а можно ли поприветствовать наших гостей словом «привет»? Ведь это тоже слово - приветствие?
Дети: - Нет, это будет выглядеть неприлично. «Привет» можно сказать только самым близким людям :маме, папе, дедушке, бабушке, брату, сестре или другу.
Воспитатель: - А Кристина, например, может сказать Кириллу «привет»?
Дети: - Да, потому что они друзья.
Воспитатель:- А сейчас, ребята, я предлагаю вам сесть на подушки расположенные на полу. Сегодня утром в раздевалке я нашла письмо.
На конверте написано ребятам подготовительной к школе группе «Божья коровка» (читаю письмо)
«Дорогие ребята, группы «Божья коровка»
1. Подскажите мне что означает слово «этикет»
2. Что я должен сказать когда прихожу в гости, когда вижу знакомых людей или встретил друга?
3. Как вести себя в магазине?
5. Как вести себя за столом» Ваш Незнайка.
Воспитатель: - Да, вот сколько много вопросов у Незнайки к нам, ну что ж будем разбираться…
Итак первый вопрос.
Что такое этикет?
Дети: - Этикет-это правила поведения и вежливости в общественных местах.
Воспитатель: - Ребята, а о каких общественных местах вы имеете в виду?
Дети: - Правила поведения в транспорте, театре, цирке, детском саду, на улице, за столом, в гостях, в больнице и т. д.
Воспитатель: - Хорошо, вот например, вы приходите в гостми, в детский сад или в другое общественное место, какое первое слово вы должны сказать?
Дети: - Здравствуйте.
Воспитатель: - Конечно же «здравствуйте». Ведь это самое главное, самое первое слово, где бы мы не были. Ребята, а кто знает, что означает это слово?
Дети: - Если человек здоровается, значит, он желает другому здоровья.
Воспитатель: - Ребята, а какие вежливые слова вы знаете?
Дети: - Спасибо, пожалуйста, будь здоров, прошу прощения, благодарю, доброе утро и т. д.
Воспитатель: - Молодцы, правильно, а как в русских народных сказках высмеевается лень, глупость, хитрость, жадность, ложь, а дружба, трудолюбие, честность помогают героям выйти из самых сложных ситуаций.
Вот например:
В сказке «Лиса и волк». Вы заметили ли как лиса ответила волку? –«Здравствуй, куманек»,
Дети: Хитренько, ласково, она решила обхитрить волка.
Воспитатель: - Правильно ребята. Про лису в этой сказке можно сказать, что хитрость – это ум без добра.
Воспитатель: - А в сказке «Гуси – лебеди» вспомните, как девочка разговаривала с печкой, яблонькой и речкой, когда братца искать побежала?
Дети: - Грубо, не вежливо, а когда обратно бежала она просила ласково и пожалуйста говорила.
Воспитатель: - Правильно ребята. В этой сказке говорится что надо быть послушными и выполнять то, что старшие говорят.
Воспитатель: - А в сказке «Морозко» вспомните как падчерица, Настенька отвечала Морозке?
Дети: - Здравствуй Морозко, здравствуй батюшка. Ласково, вежливо.
Воспитатель: - Молодцы, правильно. Вспомните, а как старухина дочь отвечала.
Дети: - Здорово старик. – Ой, совсем застудил! Сгинь, пропади, проклятый Морозко! Грубо, невежливо.
Воспитатель: Правильно, ребята. Поэтому Морозко старухину дочь и заморозил за ее лень и грубость, а Настеньку одарил подарками.
Ребята, эти сказки дошли до нас с незапамятных времен, с тех пор, когда люди еще не умели писать, они просто передавали от одного человека к другому, как говорится из уст в уста – от мамы к дочке, от бабушки к внучке. Но уже тогда, в давние времена, люди знали, что друг с другом надо говорить вежливо, с уважением, и желать друг другу здоровья.
«Игра с мячом» (дети встали в круг)
Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним какие пословицы и поговорки по этикету вы знаете?
-Доброму слову – добрый ответ.
- Доброму слову и добрая слава.
- Доброе слово сказать, что дождь в засуху.
- Красивое слово – серебро, а хорошее дело – золото.
-Ласковым словом многого добьешься
- Ласковое слово, что весенний день.
- Говорить не устать, было бы что сказано.
- Люблю того, кто не обидет никого
- Малое слово большую обиду творит.
- На добрый привет добрый ответ.
Воспитатель: - Молодцы ребята, много знаете пословиц и поговорок об этикете. Ребята, а давайте вспомним правила как вести себя в магазине?
- Нельзя брать животных в магазин.
- В магазине встаем в очередь.
- Нужно взять корзинку для товара.
- Продукты можно брать руками только в упаковке.
- Этикетные нормы обращения к продавцу.
-Сначала заплати за товар (продукт) – потом его ешь.
- Нельзя кричать в магазине.
- Нельзя бегать по магазину.
Воспитатель: - Молодцы ребята, правила этикета вы знаете.
А сейчас мы с вами посмотрим как вы справитесь с этим заданием. У нас открылся новый магазин «Подарков» Кирилл и Лера будут покупатели, продавцом у нас будет Вика, а кассиром будет Амина.
(обыгрывается сюжет игры, покупка игрушек)
Воспитатель: Молодцы, ребята вы справились с заданием.
Ну что дорогие друзья у нас остался еще один вопрос от Незнайки. Однажды я пришел в гости к ребятам и увидел, как они безобразно вели себя за столом. (ковырялись в зубах, и носу, разговаривали во время еды, сложили локти на стол, а один даже на столе лежал иел лежа) правильно ли вели себя дети?
Дети: - Нет.
Воспитатель:- А знаете ли вы, ребята как надо вести себя за столом?
Дети:- Сидеть надо прямо, не нависать над тарелкой, не разваливаться на стуле, нельзя класть локти на стол. Это не красиво и может помешать соседу, очень некрасиво чавкать и размахивать вилкой, пользуйся салфеткой, не кроши, не тянись за блюдом через весь стол – не стесняйся попросить соседа передать, не ешь слишком быстро, не бери в рот сразу много еды и не говори с полным ртом.
Воспитатель: -Молодцы, ребята, а как вы думаете, какого человека называют воспитанным?
Дети: - Человек должен быть вежливым, воспитанным, доброжелательным, иметь хорошие привычки.
Воспитатель: - Молодцы, правильно воспитанным назавают того, кто без воспитателя, без учителя, без родителей ведет себя правильно. Что было бы с людьми, если бы не было правил этикета?
Дети: - Был бы беспорядок.
Воспитатель: - Молодцы, правильно был бы беспорядок, Как здорово, что правила этикета существуют. Я рада, что вы хоро знаете эти правила этикета. На вопросы мы ответили, а как мы теперь Незнайке передадим ответ?
Дети: Письмо напишем, по телефону позвоним, телеграмму пошлем.
Воспитатель: - Мне кажется друзья. Что можно еще и на видио записать и по электронной почте отправить, если вы не против, тогда сегодня и начнем снимать, например, за обедом: «как нужно правильно кушать и чем?»
-А завтра утром и на прогулке, как и с кем правильно здороваться. Затем смонтируем фильм и отправим по почте. Согласны?
Дети: - Да, потому что они друзья.
Воспитатель: - Не забывайте, ребята, использовать «волшебные слова» в своей речи. И что бы вы ни делали, всегда должны понимать, что живете на свете не одни. Вас окружают ваши близкие, ваши товарищи. Вы должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с вами. Именно в этом и состоит настоящая вежливость.
Воспитатель: - Ребята а от кого мы получили письмо? Чем мы занимались? Что вам понравилось?
Рефлексия:
Молодцы ребята, правила этикета вы знаете. Они нам нужны чтобы общаться друг с другом, быть вежливыми, внимательными.