Светлана Дроздова
Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе «Как устроены перья птиц?»
▼ Скачать + Заказать документы
Как устроены перья птиц?
Подготовила: воспитатель Дроздова Светлана Александровна
Возраст детей: старшая группа
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развитие познавательно - исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментированию в старшей группе „Как устроены перья птиц?“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Закрепить первичное представление о значении перьев в жизни птиц, побуждать детей к выполнению элементарных опытов.
Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей, формировать навыки экспериментирования и познавательный интерес детей в процессе экспериментирования.
Совершенствовать навыки наблюдательности, умения сравнивать, анализировать, обобщать.
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, создавать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.
Демонстрационный материал: Картинки с изображением разнообразных птиц; фото водоплавающих птиц, изображения перьев рулевых, маховых и пуховые; лупы; камушки; ножницы; алгоритм безопасности при проведении исследований, карточки-схемы свойств пера.
Раздаточный материал: тарелочки бумажные, перья натуральные по 1 шт. на ребенка, перья бумажные - по 2 шт. на ребенка, камушки, ножницы, стаканы с водой, пипетки, растительное масло, кисточки, фартуки, шапочки - на каждого ребенка.
Организация детей: в кругу на стульях около мольберта при рассматривании фотоальбома и во время беседы; проведение опытов - за столами., физкультминутка - в полукруге около воспитателя на ковре.
Словарная работа: перья, птицы, рулевые, маховые и пуховые.
Предварительная работа: проведение опыта с воздухом и пакетом (ловим воздух в пакет, просмотр презентаций водоплавающие птицы, видео про птиц, повторение классификации птиц водоплавающие, не водоплавающие, особенности.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте дети! Здравствуйте уважаемые гости. Очень рады видеть всех Вас в нашей группе «Кораблик».
Сегодня утром в группе я обнаружила вот такую посылку. От кого она, интересно? Ой. а это что такое? (беру конверт). Посмотрим, что внутри? (достаю фотографию Учёного кота.) Смотрим, на фото и догадываемся кто прислал посылку. Кот Ученый.
Как вы думаете, что там внутри: это может быть? На что похоже? Д
Давайте подумаем вместе? Достаю загадку и говорю: - А вот и подсказка! Достаю из конверта загадку и читаю.
Загадка:
Полистаю я странички: здесь — коричневые птички
Здесь — мы с бабушкой в лесу, здесь — котенка я несу.
С мамой фото соберем — вставим в мой.
Дети: (фотоальбом).
Воспитатель: правильно, Кот Ученый прислал нам фотоальбом. Альбом не простой. Познавательный. Давайте его внимательно? Что в нем? (открываем вместе фотоальбом)
Дети: фотографии птиц.
Воспитатель: правильно. Как много фотографий! И все они не похожи друг на друга. Какой вывод можно сделать? Что можно сказать, про птиц?
Дети: птицы очень много и все они разнообразные.
Воспитатель: правильно, мир птиц очень велик и разнообразен. Мы с вами внимательно рассмотрели фотографии. Теперь перейдем к мольберту и рассмотрим наш плакат. Что мы сможем сказать еще сказать про птиц? ( наводящие вопросы: какие особенности? Чем-то они похожи друг на друга, чем-то отличаются. Что — то отличает птиц от остальных животных.)
Дети: у птиц похожее строение тела, повадки схожие, отличает ах от других животных наличие крыльев.
Воспитатель: вы все правы, молодцы. А что вы можете про крылья сказать? (наводящие вопросы какие). Из чего состоят крылья у птиц?
Дети: из перьев.
Воспитатель: правильно, а как нам узнать побольше про перья?
Дети: перья можно рассмотреть, изучить, исследовать.
Воспитатель: Где обычно проводят ученые свои исследования, опыты и эксперименты?
Дети: в лаборатории.
Воспитатель: правильно, у ученых есть специальные лаборатории. И у нас в группе тоже есть своя мини—лаборатория. Давайте сходим гуда на экскурсию? (переходим в центр экспериментирования). Называется наша лаборатория «Почемучка». Самый главный и ней Кот Ученый. Он следит за соблюдением основных правил поведения и безопасности в лаборатории. Вот эти правила безопасности. Мы снами с ними знакомы. Вот тут мы и будем проводить наши исследования. Надеваем фартуки и шапочки. И подходим поближе.
Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, что вы видите па столе?
Дети: ответы детей (перечисляют все предметы, в том числе и перья).
Воспитатель: о, перья, вот они - то нам и нужны, давайте мы их рассмотрим более внимательно? Возьмите по одному перышку в руки.
ОПЫТ 1 КАКОЕ ПЕРО НА ОЩУПЬ?
Воспитатель: Потрогайте перо. Какое оно на ощупь? Что можно сказать?
Дети: ответы детей (гладкое, пушистое.).
Воспитатель: Правильно! Перо пушистое, гладкое, приятное на ощупь. Вот мы и познакомились с одним из свойств пера. Мы сейчас эту особенность обозначим ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 1).
ВЫВОД 1: ПЕРО ГЛАДКОЕ, ПУШИСТОЕ.
ОПЫТ 2: ЛЕГКОЕ ИЛИ ТЯЖЕЛОЕ?
Воспитатель: а какое перышко еще? Интересно, что можно сказать про вес пера?
Дети: перо легкое!
Воспитатель: а почему вы так думаете? Как это можно проверить, что перо легкое? Дети: взвесить на весах, подержать в руках и т. п.
Дети кладут на одну руку перо, на другую - камень. И взвешивают в руках. Воспитатель: что вы чувствуете? какой вывод можно сделать?
Дети: перо легкое.
Воспитатель: хорошо, как еще можно проверить, что перо легкое?
Дети: можно подуть на перо, бросить на пол.
Воспитатель: Если мы подуем на перо - что произойдет? Подбросим перо - Что вы видите? А если мы камень бросим?
Дети: ответы детей перышко медленно летит в низ, плавно опускается.
Воспитатель: почему же перышко так плавно опускается на землю? Почему оно такое
легкое?
Воспитатель: Хотите узнать? Для этого я порошу вас сесть за столы. Давайте возьмем ножницы и отрежем кончик пера. Что видим?
Дети: ответы детей отверстие, внутри перо полое…
Воспитатель: правильно, там есть место для воздуха, а что мы с вами говорили про воздух?
Дети: воздух легкий.
Воспитатель: правильно, воздух очень легкий, именно он помогает стать перышку легким. И обозначим картинками что перо легкое ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 2).
ВЫВОД 2: ПЕРО ЛЕГКОЕ
ОПЫТ 3: ПОЧЕМУ ПТИЦА ЛЕТАЕТ?
Воспитатель: ребята, а как вы думаете, почему птицы не падают при полете? Как они летают?
Дети: они маленькие, легкие… умеют летать (ответы, предположения детей).
Воспитатель: конечно, они умеют летать, какие движения птица выполняет чтобы взлететь?
Дети: машут крыльями.
Воспитатель: вы правы, а теперь немножко отдохнем от наших исследований и поиграем.
Физкульминутка:
Стая птиц летит на юг (плавно машем руками)
Небо синее вокруг (показываем на небо)
Чтоб скорее прилетать - надо крыльями махать (быстро машут руками).
В небе ясном солнце светит - космонавт летит в ракете (на носочках тянемся вверх). А в низу леса, поля. Расстилается Земля (наклон с разведение рук в стороны) Птички начали спускаться, на полянку все садятся (присели).
Предстоит им долгий путь - птичкам нужно отдохнуть (сидя кладем голову на ладошки). И опять пора в дорогу - пролететь им нужно много (встаем, машем крыльями).
Вот и юг, ура, ура. Приземляться нам пора (возвращаемся к рабочим столам)
Воспитатель: возвращаемся к нашим исследованиям. Давайте попробуем и мы, как птицы помахать перьями. Берем в руки перышко, отходим немного от столов и машем. (Дети выполняют махи руками, держа перья).
Воспитатель: что вы заметили? Что происходит с пером при выполнении движений? Дети: перо как 6ы толкает воздух, отталкивается от воздуха.
Воспитатель: правильно, когда птица машет крыльями, все перья как бы отталкиваются от воздуха.
Воспитатель: а как 6ы нам узнать, почему же перо, несмотря на то, что оно очень легкое - может оттолкнуться от воздуха?
Дети: нам нужно его рассмотреть внимательно.
Воспитатель: при помощи чего мы можем рассмотреть перо? Что нам поможет?
Дети: рассматривание через лупу
Воспитатель: давай те возьмем лупы и посмотрим на перо — что видим?
Дети: много ворсинок, пушинки плотно прилегают друг к другу.
Воспитатель: правильно, у пера все ворсинки очень плотно прилегают друг к другу, нет даже маленькой щелочки. Перышко при движении как бы сопротивляется воздуху, отталкивается от него.
Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 3).
И можно сделать ВЫВОД 3 ВОРСИНКИ У ПЕРА ПРИЛЕГАЮТ ОЧЕНЬ ПЛОТНО ДРУГ К ДРУГУ, 3А СЧЕТ ЭТОГО ПЕРО КАК БЫ ОТТАЛКИВАЕТСЯ ОТ ВОЗДУХА. I1 ПТИЦА ВЗЛЕТАЕТ.
Воспитатель: И это мы с вами рассмотрели только одно перо. А у птицы этих перьев огромное количество. И еще, я вам раскрою небольшой секрет — есть несколько видов перьев. Они изображены на мольберте. Называются они маховые, рулевые (хвостовые) и пуховые. Давайте внимательно посмотрим на них, и попробуем предположить, исходя из названий, для чего птицам нужны маховые, рулевые и пуховые птицы.
Дети: маховые —птица машет крыльями, они в крыльях находятся, рулевые — помогают птице поворачивать, пуховые — согревают птичку (подсказываю, если дети ответить затрудняются).
Воспитатель: а теперь попробуем отгадать, какое перо у меня в руке? Пуховое перо (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
ОПЫТ 4: ПОЧЕМУ ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ НЕ НАМОКАЮТ?
Воспитатель: знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала : - Почему их перья не намокают? А вы как думаете?
Дети: перья толще, не впитывают воду.
Воспитатель: правильно, оказывается у водоплавающих птиц есть специальная жировая железа в клюве, которая вырабатывает специальный жир, и птицы смазывают свои перья этой смазкой.
Воспитатель: Вот у нас есть бумажные перья разных цветов. А жировую маслянистую пропитку нам заменит. Что, может, подскажите мне?
Дети: растительное масло.
Воспитатель: конечно, ведь масло и жир похожи. Попробуйте нанести кисточкой масло на одно бумажное перо, немного подождем. А второе бумажное перо не будем мазать маслом. Теперь пипеткой капните воду на оба перышка. Что происходит с водой?
Дети: На масленых перьях вода собирается в капельки, и стекает, перья не намокают. А бумажные перья впитывают водичку, и нужно время, чтобы они высохли
Воспитатель: обозначим это свойство пера ВОТ ТАКОЙ КАРТИНКОЙ (ПРИКРЕПЛЯЮ НА МАГНИТИК КАРТОЧКУ СХЕМУ 4).
ВЫВОД 4: ПЕРЬЯ ВОДОПЛАВАЮЩИХ ПТИЦ СМАЗАНЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ЖИРОВОЙ СМАЗКОЙ. ПОЭТОМУ ОНИ НЕ НАМОКАЮТ.
Воспитатель : а теперь еще немножко поиграем? Все кусочки разбежались, перепутались, смешались. Нужно нам их все собрать. Что получится - сказать.
Собираем разрезанные картинки - получаем в итоге птицы, называем их.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Понравилось оно вам? Скажите, что нового вы для себя узнали сегодня? Что - то, может быть, запомнилось особенно? Что показалось наиболее интересным?
А сможете вспомнить свойства пера? (смотря подсказки карточки-схемы). А виды перьев запомнились?
Сможем младшим ребятишкам рассказать про перышки птиц?
Вы большие молодцы, отлично потрудились сегодня. А сладкий приз поможет вам восстановить силы. (раздаю угощение).