Марина Каширина
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Прочная дорожка к домику»
▼ Скачать + Заказать документы
Уровень общего образования: дошкольное образование
Тема ООД: открытое занятие по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Акварельки»
Дата проведения: 20 мая 2021 г.
Время проведения: 10:30
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое
Классификация ООД:
- по дидактической задаче
· Закрепление ранее приобретенных знаний
- по содержанию знаний
· комплексная
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе „Прочная дорожка к домику“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
- по форме организации
· нетрадиционная (экспериментирование)
Форма ООД: совместная деятельность взрослого и детей
Форма организации ООД: подгрупповая
Цель: закрепление знаний у детей о различных объектах неживой природы: песок, земля, камни.
Задачи:
1. Образовательные:
- развивать элементарную познавательную активность в процессе занятия по экспериментированию;
-создавать благоприятные условия для самостоятельного изучения и наблюдения объектов неживой природы.
2. Развивающие:
- актуализировать знания детей о песке, земле и камнях;
- дать возможность применить на практике полученные ранее знания о земле, песке и камнях;
- продолжать развивать воображение, память.
3. Воспитательные:
- воспитывать положительные эмоции в ходе ООД;
- продолжать развивать наблюдательность.
Предварительная работа: беседы с детьми на тему «Строительные материалы», «Тяжелый легкий»; чтение художественной литературы «Три поросёнка» (перевод С. Михалкова, изо деятельность «Рисование на камнях».
Словарь новых слов: сыпучий, мрамор, гранит, горнокаменистые породы.
Образовательные технологии:
· ИКТ-технологии
· Здоровьесберегающие технологии
· Технология «ТРИЗ»
· Технологии проектной деятельности
· Личностно-ориентированные технологии
· Игровая технология
· Технологии предметно-развивающей среды
· Технологии проблемного обучения
Методы обучения:
Практические: экспериментирование
Наглядные: демонстрация наглядных пособий
Словесные: рассказ педагога, беседа
Игровые: дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде
Виды детской деятельности : игровая деятельность, коммуникативная, познавательно-исследовательская, конструирование из разного материала, изобразительная, двигательная.
Демонстрационный и раздаточный материал: пальчиковый театр «Три поросенка», домики поросят, песок, земля в стаканчиках на каждого ребенка, камень для каждого ребенка, увеличительное стекло на каждого ребенка, 2 банки с чистой водой, иллюстрации песка, камня, земли и объектов живой природы (3-4 шт, цветные камни (раскрашенные детьми).
Длительность: 15 – 20 минут
Ход ООД:
1. Организационный момент:
Ребята, посмотрите, у нас гости, давайте поздороваемся с ними «Здравствуйте!», мы гостям пожелали здоровья. Молодцы. А теперь давайте поприветствуем друг друга:
«Друг»
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
2. Вводная часть:
В: Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, увидела трех поросят, которые громко спорили. Один говорил, что дорога будет прочной, если построить её из камня, другой говорил, что прочной будет если построить дорогу из песка, а третий сказал, что самая прочная дорога будет из земли. Ребята, а как вы думаете, какая дорога будет самая прочная? (ответы детей)
А что мы можем сделать, чтобы поросята не поссорились из-за спора? (помочь им определиться какая же дорога будет самой прочной)
А как вы думаете, ребята, как мы можем определить из какого материала будет самая прочная дорожка из земли, песка или камня? (потрогать материалы, провести опыты с ними).
3. Основная часть
В: Да, правильно. Давайте рассмотрим и сравним песок и камешки. Потрогайте песок, поиграйте с ним. Какой он, что можно о нем сказать?
(Песок сухой, его можно сыпать).
В: Чтобы его хорошо рассмотреть, возьмите увеличительное стекло и посмотрите через него. Что вы видите? (Много мелких крошек, песчинок)
В: Правильно, песок - это мельчайшие песчинки, крупинки разрушенного камня.
В: Ребята, а как вы думаете, из сухого песка получится слепить шарик?
В: Из сухого песка шарик слепить не получиться, так как он сыпучий.
В: Тогда давайте попробуем сделать шарик из мокрого песка. (шарик получился)
В: А как думаете, что произойдет с шариком когда он высохнет? (он рассыплется)
В: Правильно, а нужен ли песок людям?
В: Верно. Песок-это строительный материал, его добывают в природе, он необходим в строительстве, в изготовлении стекла, а также на пляже, где любят играть дети.
(слайд № 1, 2, 3, 4)
В: Ребята, посмотрите, а камень-он какой? (Он твердый, жесткий, гладкий).
В: Правильно. Камни бывают морские, речные, а также драгоценные.
(слайд № 5, 6, 7)
Рассмотрите камешки в лупу. Что можно увидеть на поверхности? (трещинки)
В: На поверхности камней можно увидеть трещины, кристаллики, узоры, царапины, выемки. А какая бывает поверхность камней? (гладкая, шершавая)
В: Поверхность камней бывает гладкая, шероховатой, с трещинами. Постучите камнями друг о друга. Постучите о пол, о стул.
Каковы издаваемые звуки? (звонкие и нет).
В: Камни стучат друг о друга более звонко, чем при постукивании с другими предметами.
Сожмите камень в руке. Поменял камень форму? (нет)
В: Камень-твердый материал. Где используют камни? Одни используются при строительстве разных зданий, другие идут для отделки: мрамор и гранит.
(слайд № 8, 9, 10)
В: Я совсем забыла, у меня же для вас есть очень интересная игра.
Игровое упражнение «Песок, камни»
Воспитатель играет на бубне, по команде «Камень!» дети должны встать врассыпную по залу; по команде «Песок!» дети должны встать близко друг к другу. (повтор 2-3 раза)
В: Здорово, молодцы! Пойдемте посмотрим, что же еще стоит на ваших столах?
В: Правильно, земля.
В: Земля обладает таким качеством, как плодородие, то есть способность производить урожай. Когда-то давно земли не было. Она представляла собой скопище горнокаменистых пород. Горнокаменистые породы разрушались, появлялся рыхлый слой, состоящий из обломков камней, песка, глины.
В: А посмотрите внимательно, у нас в группе есть растения, которые живут в земле? А вы ребята, сами уже садили какое-нибудь растение в землю?
В: Здорово, а теперь давайте выясним, что же тяжелее: камень, песок или земля?
В: Опускаем в банку с водой камни, песок и землю и палочкой перемешиваем все. Посмотрите внимательно, что первым упадет на дно банки? (камни)
В: А почему, как вы думаете? (потому что камни тяжелее песка и земли)
В: Верно! Ребята, а какой вывод можно сделать из наших всех опытов? (что камень прочный, твердый, крепкий, песок сыпучий, из него нельзя построить фигуру, земля плодородная).
В: Ребята, а мы вот с вами уже долго рассматриваем песок, камни, землю, они изменили свою форму? А поменяли цвет? А их стало больше? А как думаете, почему?
В: Верно, потому что камень, песок и земля-это объекты неживой природы. Они не меняют форму, не растут, не изменяют запаха и цвета. А давайте тогда вспомним, что относится к живой природе? (ответы детей)
В: Ребята на нашей доске кто-то разместил разные картинки. Посмотрите, что здесь изображено?
В: Верно. Нам нужно эти картинки разделить на объекты живой и неживой природы.
В: Молодцы! Вы очень хорошо справились с заданием.
4. Заключительная часть
В: Ребята, так из какого материала лучше всего прокладывать дорожку к домику? (из камня). А почему не стоит выкладывать дорожку из земли? А из песка? А что оказалось самым тяжелым песок, земля или камень? А как мы это определили? Правильно, молодцы.
В: Давайте, поможем нашим гостям проложить прочные и крепкие дорожки : помните мы с вами раскрашивали камни? Так вот давайте сделаем дорожки не только крепкие, но и веселые.
В: Вот как здорово у нас получилось. Ой, посмотрите и нашим друзьям очень нравятся такие дорожки! Они говорят вам большое спасибо.
В: Ребята, а вам интересно рассмотреть какие дорожки есть на территории нашего детского сада? Тогда пойдемте скорее одеваться и рассматривать наши дорожки.