Александра Федосеева
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма деятельности : экспериментирование
Цель: формирование представления о свойствах воздуха, путем экспериментальной деятельности.
Задачи:
Образовательная:
– уточнить и расширить знание детей о воздухе, познакомить детей со способами обнаружения воздуха.
Развивающая:
– развивать наблюдательность, любознательность, познавательную активность.
– развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов.
Публикация «Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности „Воздух“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Словарная работа: Обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный.
Предварительная работа:
Беседа «Живая и неживая природа», загадки о воздухе, воде и ветре; наблюдения, чтение рассказов «Воздух», «Смерч» Ю. Ефремов, «Ветер» М. Исаковского. Наблюдение на прогулке за ветром.
Демонстрационный материал: полиэтиленовые мешочки 3 шт; таз с водой; резиновые игрушки и пластмассовые по 3 шт; баночки с апельсином и чесноком по 1 шт; трубочки по количеству детей; игрушка желеобразного материала «Слайм»
Ход непосредственной образовательной деятельности :
Воспитатель: Ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Воспитатель: А сейчас давайте поздороваемся друг с другом:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнётся —
Утро доброе начнётся.
— ДОБРОЕ УТРО!
Воспитатель: Ребята, сегодня утром я обнаружила вот эту шкатулку. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (осматриваю ее, переворачивая трясу и обнаруживаю загадку)
Воспитатель: Ребята, здесь какая то загадка! (читаю)
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Дети: Воздух!
Воспитатель: Молодцы. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие исследователи. Кто такие исследователи? Где они работают? (Они работают в помещении, где много приборов для опытов). А как это помещение называется?
Дети: Лаборатория.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем лаборатория. Ребята, в лаборатории нужно соблюдать определенные правила поведения? Какие?
Дети: Соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты. Для этого, закройте глазки, а я произнесу заклинание:
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
Качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Воспитатель: Вот мы и очутились в научной лаборатории
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. Вы видите воздух вокруг нас? (Нет)
Чтобы увидеть воздух, его надо поймать. Хотите научиться ловить воздух? (Да)
Эксперимент № 1
Воспитатель: Я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Для этого, мне нужны три участника. Даю пустые пакеты каждому участнику. Он сейчас пустой. У всех пустой? (дети подтверждают).
Ловите пакетом воздух, захватывайте воздух-невидимку как можно больше и закручивайте пакет, удерживайте его внутри пакета. Ребята, скажите:- Что внутри пакета? (воздух).
-Какого цвета воздух? (бесцветный).
Воспитатель: Действительно воздух бесцветный, то есть у воздуха нет цвета.
По другому можно сказать прозрачный (закрепляем слово).
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: (обращение к детям) : воздух прозрачный, невидимый, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать. Мы выяснили, что воздух есть вокруг нас.)
Воспитатель: Дети, подумайте и вспомните, как и где люди используют «запертый» воздух? (Надувной матрас, воздушные шары, надувной мяч. шины, надувные игрушки, лодки, спасательные нарукавники, спасательный круг). А как вы думаете, тонут ли эти предметы в воде? Что бы это проверить, мне нужны еще три участника.
Эксперимент № 2 : ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ.
Воспитатель предлагает опустить предметы в воду. Дети опускают в воду игрушки, внутри которых есть воздух и наблюдают, что они не тонут в воде. Далее дети погружают не надувные предметы и так же наблюдают за происходящим. Делают вывод.
Вывод: Воздух легче воды! Поэтому предметы в которых есть воздух не тонут. Но! Будьте осторожны, если внутрь попадет вода и вытолкнет воздух из предмета, то что с ним случится? (он может утонуть).
Эксперимент № 3 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ».
Воспитатель: А можно почувствовать запах воздуха? Как? (ответы детей).
Воспитатель: А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить.
Воспитатель: Каждому из вас предлагаю взять баночку с цифрой «1», и ощутить аромат. Чем же пахнет? (апельсином).
Воспитатель: Теперь возьмите баночку с цифрой «2». (чесноком).
Воспитатель: Чем пахнет воздух в этих баночках? (ответы).
Воспитатель: Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Вывод: Воздух не имеет запаха.
Физкультминутка. «Ветер дует нам в лицо»
Ветер дует нам в лицо,
(руки согнуты в локтях, обмахивать ладонями лицо)
Закачалось деревцо,
(прямые руки подняты над головой, раскачивать руками поочерёдно вправо и влево).
Ветерок всё тише, тише,
(замедлять раскачивание)
Деревцо всё ниже, ниже
(приседать, постепенно опуская руки).
Воспитатель: молодцы отдохнули немного, а теперь продолжим дальше наше исследование.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а внутри человека воздух есть? (версии детей). Как мы можем использовать наш воздух? ( приводим примеры: мы можем надуть шарик, мячик, мыльные пузыри)
Эксперимент № 4 «ВИДИМ ВОЗДУХ, ПРИ ПОМОЩИ ТРУБОЧКИ И СЛАЙМА»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам пройти к столам, и провести наш последний эксперимент каждому индивидуально. Перед Вами популярная и все любимая игрушка «Слайм». Что вы обычно любите с ним делать? (лепить, раздувать). Это я вам и предлагаю. Подуем в трубочку, опущенную в раскатанный слайм. И посмотрим, что произойдёт.
Воспитатель: Ребята, что это происходит со слаймом?
Дети: Он надувается?
Воспитатель: Каким образом вы его надули?
Дети: Мы дуем в трубочку. Для этого мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получается надутый пузырь. Таким же образом мы и надуваем шарики, дуем мыльные пузыри
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то мы можем надуть предмет. С помощью трубочки и слайма мы надули увидели воздух.
Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на мои утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны!
-воздух окружает нас со всех сторон.
–воздух имеет цвет.
-воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
-чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
-человек может жить без воздуха.
-ветер – это движение воздуха.
-воздух тяжелее воды.
Воспитатель: Молодцы, ребята! На этом наши эксперименты закончены.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось работать в лаборатории? А что вам понравилась больше всего?
Воспитатель: Мне очень понравилось, как вы проводили исследования. Вы все были внимательны. Были активны. Молодцы. Предлагаю взять вам слаймы себе. А у меня еще для вас есть не большой подарок. Это надувные шарики
Воспитатель: Давайте друг другу улыбнемся. Скажем спасибо нашим гостям. Скажем им: До свидания!