Трушникова Ольга Олеговна
Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в средней группе «Воздух»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитатель средней группы : Трушникова О. О.
образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Цель: развивать у детей среднего дошкольного возраста творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по экологическому воспитанию с элементами экспериментальной деятельности в средней группе „Воздух“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие: развивать у детей среднего дошкольного возраста любознательность, наблюдательность, познавательные процессы (мышление, речь, внимание, восприятие).
Воспитательные : воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство товарищества, взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде, позитивного отношения к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Образовательные :расширять у детей среднего дошкольного возраста представления детей о свойствах воздуха, его значимости.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Познавательное развитие: познакомить детей со свойствами воздуха. Способствовать развитию мыслительных умений: сравнивать, обобщать, анализировать.
Речевое развитие: развивать речь и обогащать словарный запас детей.
Социально-коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Физическое развитие: развивать двигательную активность детей.
Социально-коммуникативное: воспитывать у детей умение слушать воспитателя, сверстников.
Методы и приё мы: практические: проведение опытов, экспериментирование, физкультминутка, сюрпризный момент.
Словесные: беседа, объяснения, вопросы к детям, словесная игра, чтение стихотворений.
Словарная работа: обогащение словаря словами: лаборатория, опыты, эксперименты, ученые.
Предшествующая работа: беседы о воздухе, эксперименты.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, зубочистки, емкости с водой, пластиковые стаканчики, трубочки для коктейля (по количеству детей, карточки –символы, мыльные пузыри, ткань для парашюта, шапочки ученых по количеству детей, указка, туалетная вода с цветочным ароматом, картина о загрязнении воздуха,телевизор. Форма проведения: подгрупповая.
Ход- занятия.
Воспитатель : ребята, сегодня на занятие к нам пришли гости. Давайте поздороваемся. (Приветствие детей).
Ой, ребята, посмотрите, к нам шарик прилетели. Ребята, мне шарик загадал загадку, помогите отгадать, пожалуйста.
Загадка: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас! Что это? (Воздух)
Правильно, это воздух! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, вы любите волшебство? А давайте с вами превратимся в ученых, проведем опыты и все узнаем о воздухе. Вы хотите? Ну, тогда закройте глазки и повернитесь вокруг себя. Все, теперь мы с вами ученые. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? (это специально оборудованное место, где проводят различные исследования, наблюдения, опыты и эксперименты). Давайте посмотрим, что у нас есть в лаборатории. Сегодня мы вместе с вами займемся этим увлекательным занятием. Но в лаборатории нужно соблюдать одно важное условие. Без разрешения руководителя ничего не трогать руками. Как вы думаете, почему?
Дети надевают халаты, проходят за столы и рассаживаются по местам.
- Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают) - Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.
Тема вашей научной работы «Воздух». Будем проводить эксперименты, чтобы узнать секреты воздуха. Согласны?
Ответы детей. Дети надевают шапки.
ОпытN1 «Воздух прозрачный».
Воспитатель : А как вы думаете, где ещё находится воздух?
Ответы детей: (на улице, в комнате, в земле, воде и даже внутри человека).
Воспитатель : Вы когда-нибудь видели воздух? Почему мы его не видим? (он прозрачный, бесцветный, невидимый) .Воспитатель : Как можно проверить, если он в нашей группе? (предположения)
Воспитатель : А я предлагаю поймать с помощью пакетов.
Воспитатель раздаёт детям пакеты, дети одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками.
Воспитатель : Что произошло с пакетами? (они надулись, похожи на подушку). Что в них находится? (воздух). Ответы детей:
Воспитатель : Ребята, вы знаете, в каких предметах также заперт воздух?
Ответы детей: Мяч, колесо, надувной круг, матрац, нарукавники, шарик, надувная игрушка.
Воспитатель : А как можно проверить действительно ли в пакете –воздух? Возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете? (ветерок, идет воздух) Ветер – это движение воздуха. Вот мы и открыли первый секрет воздуха : воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать
.Воспитатель : Молодцы! Я хочу вам сказать, что ученые результаты своих исследований записывают. Для чего? Давайте и мы с вами будем это делать с помощью картинок –символов. Воздух –прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый. Воспитатель : А сейчас пройдем и займем свои рабочие места в нашей лаборатории
ОпытN2 «Воздух в человеке»
Дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки.
Воспитатель : Опустите трубочку в стакан с водой и подуйте в нее. Что происходит? (выходят пузырьки)
Ответы детей: Воспитатель : Почему появились пузырьки? (выходит воздух)
Ответы детей: Воспитатель : Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали третий секрет воздуха.
А теперь немного отдохнем, поиграем с ветерком.
Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо (взмахи руками)
Закачалось деревцо (качаемся)
Ветерок все тише, тише, (приседаем)
Деревцо все выше, выше (поднимаемся на но сочки)
Вот и кончилась игра, продолжить опыты пора. (Дети садятся)
Опыт N3 «Имеет ли воздух запах?» Воспитатель : Ребята, пока мы с вами играли, у меня возник вопрос: «Имеет ли воздух запах?» (варианты ответа детей)
Воспитатель : Как мы это можем проверить? (понюхать воздух)Попробуем втянуть воздух носом. Пахнет? Четвертый секрет: Воздух –не имеет запаха.
Опыт№4 «Воздух может двигаться»
Воспитатель предлагает детям встать в круг и отвернуться. Воспитатель разбрызгивает по воздуху духи. -Ребята, вы чувствуете, в нашей лаборатории так вкусно запахло. Чем пахнет? (воспитатель незаметно для детей распыляет туалетную воду)
Воспитатель : Но откуда появился запах? Мы же только что выяснили, что воздух не имеет запаха? (запах дошел до нас)
Воспитатель : Оказывается, воздух умеет двигаться и может доносить различные запахи до наших носов. Чем может пахнуть воздух? В нашу группу доходят какие -нибудь запахи?
Ответы детей: (цветами, едой, которая готовится на кухне, дымом от костра, духами, стиральным порошком из прачечной, и т. д).
Опыт N5 «Не дышу»
Воспитатель : А как вы думаете,может ли человек жить без воздуха?
Ответ детей: - Почему? (Человеку нужно дышать).
Воспитатель : Ребята, давайте проверим, так ли это? Наберите побольше воздуха и не дышите. Пальчиками закройте нос, а ладошкой другой руки закройте рот одновременно. (Дети на время задерживают дыхание)
Воспитатель : Что же вы почувствовали? (Что нам нужно дышать).
Дети: Скажите, а кто ещё не может прожить без воздуха? (Люди, животные, птицы, рыбы, растения тоже не могут прожить без воздуха).
Проводится игра "Бывает - не бывает"
Воздух бывает теплый? (Бывает).
• Воздух бывает чистый? (Бывает).
• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
• Воздух бывает легкий? (Бывает).
• Воздух бывает грязный? (Бывает).
• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
• Воздух бывает холодный? (Бывает).
• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
• Воздуху бывает жарко).
Воспитатель : Как мы можем, позаботимся о чистоте воздуха? Предполагаемые ответы детей:(не жечь костры, не мусорить, ездить на исправных машинах, летом поливают дороги, посадить как можно больше цветов и деревьев, потому что они очищают воздух, они выделяют кислород, чистый воздух).
Воспитатель Правильно, поэтому нужно беречь нашу планету, заботиться о чистоте воздуха и не загрязнять его. Обобщение знаний о воздухе по карточкам –символам.
Воспитатель : На сегодня наши исследования закончены, подойдем к доске и вспомним по нашим записям (карточкам) все, что мы узнали о воздухе.
Итог:
Воспитатель : Уважаемые ученые, вы все прекрасно потрудились в лаборатории и узнали много нового и полезного о воздухе, и я приготовила для вас подарок…. (До свидания).