Анна Потапова
Конспект открытого занятия «Неужели, неужели вы не слышали о Гжели?»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Модуль: Изобразительная деятельность
Конспект открытого занятия в подготовительной группе на тему: «Неужели, неужели вы не слышали о Гжели?»
Цель: учить расписывать посуду техникой народного творчества Гжель.
Публикация «Конспект открытого занятия „Неужели, неужели вы не слышали о Гжели?“» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Темочки
Задачи: Познакомить детей с элементом гжельская роза. Формировать умение смешивать краски на палитре, добиваясь необходимых оттенков.
Развивать навык составлять узор на разных формах, выполняя в центре узор из растительных элементов, по краям кайму, бордюр. Развивать умение видеть характерные отличительные особенности изделий: качество материала, способ его обработки, фон, колорит росписи, элементы узора.
Продолжать знакомить с народным промыслом Гжели, видеть красоту, своеобразие и самобытность изделий. Приобщать детей к истокам русской народной культуры.
Материал и оборудование:
Игра «Собери посуду» («Осколки разбитой» гжельской посуды, гжельская керамика, иллюстрации с гжельскими скульптурами. Гуашь синяя, белая, палитра, кисти колонковые (№3 и №6, вода, салфетка, силуэтные заготовки посуды из белой бумаги.
Предварительная работа:
Знакомство с промыслом Гжели, рассматривание открыток, альбома, книг, посуды, игрушек, небольших скульптур, просмотр презентации по теме.
Ход занятия:
Воспитатель: Друзья мои, сегодня чудесная морозная погода и я хотела приготовить для вас сюрприз (необычный подарок,но вот беда-на улице скользко и я поскользнулась и мой сюрприз разбился. Я могу вам подсказать -это была удивительная посуда.
Как вы думаете, из чего она была сделана? Из чего бывает сделана посуда? Могла ли разбиться посуда из дерева? А металлическая? Эта уж точно осталась бы цела. А пластиковая посуда? А стеклянная? Верно, разбиться может.
Только моя посуда была не прозрачная и гораздо тяжелее. (Как вы думаете из чего же моя посуда была сделана? Ответы детей) А что делают с глиной, чтобы она была прочная? (Ответы детей.) Вы правы, её обжигают в печи при высокой температуре.
А как вы думаете, такая посуда может разбиться? Конечно, может. Вот и моя посуда была изготовлена из глины. И была она очень красивой. А теперь вот –
одни осколочки остались. (Показать «разбитую» посуду). Давайте сложим осколки, чтобы посмотреть, что же у меня разбилось.
Вы знаете, как называется посуда, которую вы сложили из осколков? Верно, гжельская. Ребята, а у нас в группе есть такая посуда? (Подвести к выставке народно – прикладного творчества)
Рассмотрите посуду и послушайте мой рассказ.
Давным-давно недалеко от Москвы, в посёлке Гжель, нашли белоснежную глину, из которой научились вырабатывать керамический материал – фарфор. Мастер вручную создавал заготовку посуды, обжигал её, а потом наносил узор, после чего изделие окунается в глазурь и снова обжигается в печи. Такой способ изготовления посуды делает её уникальной, неповторимой и самобытной.
Воспитатель задает вопросы:
Как можно охарактеризовать такую посуду? Верно, нарядная, красивая, праздничная.
А что делает эту посуду такой? Да, бело–синяя роспись. Воспитатель беседует у каждого экспоната, обращая внимание на характерные особенности.
Какой цвет использовали мастера? Чем украшен чайник (салфетница, чашка? Что нарисовано на тарелке? Где расположен цветок? Посмотрите, одним ли цветом нарисованы лепестки на цветке? Где закрашено синей краской полностью? Обращает внимание на кайму по краям посуды и бордюр.
А вы встречали еще где - то такую посуду или другие предметы расписанные гжель? (Ответы)
Воспитатель:
А вы бы хотели расписать посуду росписью Гжель как настоящие мастера?
Сначала я буду мастером и покажу, как расписывать посуду. У меня все для этого есть. Заготовка, кисть, краски.
Не забудьте, что кисть нужно держать как карандаш, чуть выше металлического ободка. Посмотрите на краски, которые у меня приготовлены. Все ли необходимые цвета здесь есть? Верно, не хватает голубой краски. Что мы будем делать? Правильно, смешаем на палитре белую краску и немного синей. Как вы думаете какой краски должно быть больше? Верно, белой краски должно быть больше, а синей немного.
набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получится мазок, который с одной стороны тёмный, а с другой светлый. Чтобы нам нарисовать розу, необходимо располагать мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним ещё такие же широкие мазки, похожие на элемент «чаша».
Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Рисуем тоненький завиток. А теперь можно добавить к росписи известные нам элементы «папоротник», «бордюр», «»кайма». Когда мы рассматривали гжельскую посуду, мы видели, что цветок находится в центре, а бордюр и кайма по краям. (Показ).
Выбирайте заготовку посуды и приступайте к работе.
Пальчиковая гимнастика:
Чудо с синими цветами (Сомкнуть кисти рук, поднимаем и опускаем пальцы)
Голубыми лепестками,
Синими цветочками, (Сжимаем и разжимаем кулачки)
Нежными виточками.
На белом фарфоре (Поочерёдно присоединяем к большому пальцу остальные пальцы рук)
Как на заснеженном поле,
Из – под белого снежочка
Растут синие цветочки.
Неужели, неужели (одновременно присоединяем все пальцы к большому пальцу)
Вы не слышали о Гжели?
Дети самостоятельно работают. Звучит музыка.
Воспитатель подходит к детям.
В конце занятия дети раскладывают свои работы на отдельный стол.
Любуются.
Рассматривают.
Ребята, вам понравилось расписывать посуду техникой Гжель?
А какая работа вам нравится больше и почему? (Ответы)
Мы славно потрудились и я всех приглашаю на чаепитие.