Кристина Кудрина
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Весна-красна»
▼ Скачать + Заказать документы
«Весна-красна».
Тема: «Весна - красна»
Цель: закрепить в сознании детей признаки весны, сезонные изменения в природе, связанные с этим периодом, показать знания и умения детей, полученные на занятиях.
Задачи: закреплять с детьми характерные признаки весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами и загадками). Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться. Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Темочки:
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание весенних картин, разучивание стихотворений.
Материал: Картинки с изображением признаков весны. Иллюстрации перелетных птиц. Фигуры-картинки солнца, птиц; посылка, письмо.
Ход занятия:
Организационный момент:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята – дошколята.
Никого не обижаем,
А с друг другом мы играем.
Никого в беде не бросим,
Не заберем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо
Будет радостно, светло!
Воспитатель:
Придумано кем – то, просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются и садятся на стульчики).
Ребята, сегодня, рано утром, нам почтальон принес посылку. Здесь написано: Кристине Игоревне и детям старшей группы «Звездочки». А вместо обратного адреса загадка. Послушайте и отгадайте:
Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам идет… (Весна).
- Кто нам прислал посылку? (Весна). А как вы думаете, что нам весна могла прислать? (Выслушать ответы детей).
- Давайте откроем и посмотрим (Открываю, там солнышко без лучиков).
Проблемная ситуация
- Ребята, что это? Ответы детей (Колобок, блинчик солнышко). Если все дети скажут колобок, то воспитатель достает письмо, если дети скажут солнышко, то спросить у детей, а что не хватает у солнышка? (Лучиков) (потом достаем письмо).
- А здесь еще письмо. Послушайте ребята, что нам пишут.
«Здравствуйте, ребята. Пишет вам Весна-красна. Я очень хочу поскорее к вам прийти, но вот беда, солнышко потеряло лучики. Оно так старалось быстрее растопить снег, что уронило свои лучики на проталинки. И теперь светит и греет слабо. Если вы поможете солнышку найти лучики, то оно засияет ярко, ярко, и тогда и я - Весна, приду к вам быстрее. А чтобы найти все лучики, нужно выполнить все мои задания (задания на красочных картинках по номерам).
- Ребята, вы хотите, чтобы весна быстрее пришла? А что для этого нам надо сделать? (Найти лучики солнца). Конечно. А солнышко будет нас ждать вот здесь (прикрепляем солнышко на доску, мольберт).
Задание №1 «Расскажи стихотворение про весенние месяцы».
Цель: помочь детям почувствовать красоту природы в стихотворениях, обогащать речь детей образными выражениями.
- Кто знает, как называется первый месяц весны? (март)
Какой он бывает? (морозный, холодный).
А сейчас Марель нам прочитает стишок про март!
Воспитатель:
- А какой второй месяц весны? (апрель)
Что происходит весной в Апреле? (Тает снег, бегут ручьи).
Выходит Марк Пыленок, читает стих.
Воспитатель:
- А какой третий месяц весны? (Май)
Что происходит в Мае? (Наступит теплая погода, распустятся цветы, на деревьях появятся листья.)
А сейчас Георгий Белецкий нам расскажет стих про май.
Какие вы молодцы!
Март (Марсель)
Рыхлый снег темнеет в марте.
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте
На стене.
Апрель (Марк)
На дворе стоит апрель
За окном звенит капель,
Снежный котик у ворот,
Ручейками воду льет.
Май (Георгий)
Распустился ландыш в мае —
В самый праздник, в первый день.
Май цветами провожая,
Распускается сирень.
Воспитатель хвалит детей и достает из посылки первый луч. Ребята, догадались, что это? Это лучик солнца. Вот мы с вами и отыскали первый лучик.
Идем дальше и прочитаем задание №2.
Задание № 2: «Расскажите о признаках весны».
Цель: уточнить представления детей о приметах весны, активизировать словарь по теме.
Ход: воспитатель предлагает детям картинки с изображением весенних явлений (светит солнце, весенний лес, подснежники в лесу, таяние снега, прилет птиц и т. д.). Ребенок выбирает картинки и называет признаки весны.
1. Снег стал темный, грязный, зернистый, на солнце он тает. Часто можно увидеть осевший сугроб. В тени и холодных местах снега еще много, а на солнышке он уже растаял.
2. Лужи. Весной появляются лужи. Утром они еще затянуты тоненькой корочкой льда. Если нажать на лед палочкой, то он разломится и под ним будет видна вода. Днем лужи тают, и вокруг бегут журчащие ручейки.
3. Небо. Весеннее небо ярко-голубое, а зимой оно часто было серым.
4. Ручьи. Из-под осевшего снега текут струйки воды – ручейки.
5. Сосульки: под крышей появились сосульки, с них капает вода – можно услышать звуки капели. На солнце сосульки блестят и красиво сверкают. Зимой сосулек было мало, а теперь их много.
Воспитатель:
-Молодцы, ребята, обо всех признаках весны рассказали. Находят второй лучик и вешают на доску к солнышку.
-Продолжаем дальше выполнять следующее задание.
Задание № 3: игра «Делим слова на слоги».
Цель: дать детям понятие о слоговом составе слова.
Ход: Воспитатель называет слово, а дети, проговаривая каждый слог, хлопают в ладоши.
Снег, весна, солнце, капель, март, небо, ручей.
Выполнив третье задание, мы получили сразу 2 лучика! Ребята, мы уже несколько лучиков отыскали, поэтому пора и отдохнуть!
Физкультминутка:
Весна, весна! Пришла весна!
(Хлопки в ладоши).
Тепло на крыльях принесла.
(Короткие взмахи руками-крыльями)
И вот на самом солнцепеке
С поднятой гордой головой
(Ходьба. Приподнять повыше подбородок).
Расцвел подснежник голубой.
(Руки в стороны).
Он весь пушистый, серебристый
(Приседания).
На солнце маленький стоит.
(Прыжки).
Посланец он весны надежный,
(Наклоны туловища).
Он не боится холодов.
За ним придут цветы другие,
(Повороты влево-вправо).
Он первенец среди цветов.
Ну вот, мы с вами отдохнули, теперь можно дальше искать лучики солнца. А для этого нужно выполнить
Задание № 4: Игра с мячом «Какая? Какой? Какое?».
Цель: учить подбирать определения, соответствующие данному примеру, явлению; активизировать усвоенные раннее слова.
Ход игры: Воспитатель называет какое-нибудь слово, а играющие по очереди, ловля мяч руками, называют признаки, соответствующие данному предмету.
1. Небо – какое? голубое, чистое, ясное, весеннее, безоблачное.
2. Солнце – какое? Яркое, золотое, тёплое, ласковое.
3. Капель – какая? Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная.
4. День – какой? Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий.
5. Листочки – какие? Первые, молодые, зелёные, клейкие.
6. Птицы – какие? Перелётные, зимующие, весенние, хлопотливые, поющие.
7. Облака – какие? Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу.
Молодцы и с этим заданием вы справились! А вот еще один лучик для нашего солнышка!
Выполняем следующее задание!
Задание №5 – это еще одна игра, которая называется «Найди лишнее слово».
Цель: упражнять на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: предложить детям определить слово, которое является лишним. Читать серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов. 3 слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а 1 слово отличается от них и должно быть исключено.
(Нужно догадаться, какое слово лишнее среди данных слов)
1. Март, Апрель, Май, Декабрь.
2. Подснежник, тюльпан, мимоза, ромашка.
3. Медведь, бельчонок, телёнок, зайчонок
4. Бабочка, шмель, воробей, стрекоза.
5. Береза, Дуб, Сосна, земляника.
6. Понедельник, вторник, лето, среда.
7. Платье, свитер, туфли, рубашка.
Воспитатель: Молодцы ребята!
Ну вот, осталось выполнить последнее задание:
Задание №6 «Отгадайте-ка загадки!»
1. Вместе с этой черной птицей
К нам весна в окно стучится.
Зимнюю одежду прячь!
Кто по пашне скачет? (грач).
Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, ребята, Грач зимующая или перелетная птица?
2. На шесте - дворец,
Во дворе – певец,
А зовут его…. (Скворец)
А, кто знает где живет скворец?
3. Все деревья я лечу
По деревьям я стучу.
Их спасаю от врагов
Вредных, маленьких жуков.
(Дятел)
- Ребята, а дятел зимующая или перелетная птица?
4. Серый маленький комочек.
Чик-чирик! - замерз он очень!
Солнце, выгляни скорей,
Ждет тебя наш.
(Воробей)
- А вот и воробей. Скажите воробей зимующая или перелетная птица (ответы детей).
А что это у него в клюве? Лучики солнца! Спасибо, воробей, за лучик.
Ребята, вот мы и выполнили все задания, нашли солнечные лучики.
-А кому мы их отдадим? Конечно, солнышку. Идемте скорее, солнышко нас ждет. Дети приклеивают лучики к солнышку. Солнышко лучистое улыбнулось весело!
- Ребята, помогли мы солнышку? А как нам удалось найти все лучики? (Потому что рассказали о признаках весны, отгадали загадки про птиц, знаем много перелетных птиц, играли в игры)
(Можно спросить, что нового, интересного узнали, что понравилось больше всего).
Молодцы! Солнышко теперь светит ярко, греет сильно. Обрадуется весна? (Ответы детей) Да. Мы помогли сегодня Весне прийти быстрее.